Обзор (к)инопрессы #40

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В юбилейном дайджесте Виктор Непша собрал настоящий парад звёзд: статьи из иностранной прессы про Джеффа Бриджеса, Стива Бушеми, Клинта Иствуда. Узнаем, кто и зачем старил Джона Уэйна в кино, чем интересны походки актрис, вместе с журналистами попытаемся предсказать, соберёт ли новый фильм Нолана полный зал в кинотеатрах, и вспомним несколько отличных фильмов.

О Джеффе Бриджесе с любовью


На Mubi — небольшое эссе о Джеффе Бриджесе в рамках постоянной рубрики Act Like a Man. Автор текста даёт краткий обзор самых известных работ актёра — от молодого спортсмена Дуэйна из «Последнего киносеанса» до пожилого, уставшего от жизни кантри-исполнителя в «Сумасшедшем сердце». Нельзя сказать, что это глубокий анализ, но лаконичность превращает текст в меткое резюме карьеры одного из самых душевных актёров последних десятилетий. Бриджес — добродушный, страстный (когда нужно), флегматичный, успокаивающий и не очень раздражающий даже в роли злодеев. Всё это мы и так знали, но это не мешает испытать удовольствие от чтения.

«Несколько десятилетий назад в одном из своих обзоров кинокритик Полин Кейл написала: “Никого никогда не должны просить не любить Пола Ньюмана”. То же самое верно и для Джеффа Бриджеса. Его легко любить, потому что он, кажется, любит себя — без риска тщеславия. Отсутствие самоосознанности — одно из его главных достоинств, но, возможно, и причина, по которой о нём не говорили в том же духе, что и о более “актёрских” звёздах-мужчинах его поколения. Даже когда он наконец получил заслуженную премию “Оскар” за роль стареющей кантри-звезды в “Сумасшедшем сердце” (2009), никогда не возникало ощущения, что вы смотрите, как играет Джефф Бриджес. Вам достаётся кое-что получше. Вы наблюдаете за его мечтой».

Стив Бушеми — «хороший полицейский»


Где Чувак, там и Донни. GQ наконец-то отстал от Паттинсона и подготовил профайл Стива Бушеми. Если верить тексту, в жизни актёр похож на «хорошего полицейского» для своих же экранных образов. Скромный (но смелый), добрый и тихий, но не фрик (по крайней мере на людях); смешной, но не безумный. После традиционной биографической справки автор описывает, как идиллию жизни Бушеми нарушила тяжёлая болезнь и смерть жены — и как актёр это пережил.

Не хочется звучать цинично, но материал пытается играть на двух полюсах, сталкивает динамичную историю хорошей звезды и жизненную трагедию — и пути реабилитации после неё. Каждая из тем тянет на отдельный текст, но сваливается вместе в один, не самый пространный. В результате материал получается невнятный — немного жаль, про Бушеми хочется почитать бесконечный лонгрид, где будут и более подробные байки из его карьеры пожарного, и творческие простои, и 9/11, и неприятные смерти на экране. Но всё это, конечно, не вина актёра. Текст стоит почитать, хотя бы чтобы убедиться: Бушеми заслуживает большего.

«В предыдущих работах Бушеми есть одна повторяющаяся тема, которую он намерен оставить позади. “Я не переношу насилие, к которому привык”, — говорит человек, чья самая известная из множества кинематографических смертей в “Фарго” заключалась в том, что его рубили топором на куски, а затем пихали в щеподробилку. После того как его вынесли в “Сопрано”, он почти пообещал себе, что перестанет играть роли, где его убивают. <...> И ещё есть проблема в изображении убийцы. В “Подпольной империи” была сцена, где Наки [герой Бушеми] стреляет в затылок подростку, что заставило актёра задуматься. “Мне было трудно избавиться от ощущения, что фактически это делаю я”, — говорит он».

«Довод» симпатичный, но всё ещё рискованный


New Yorker рассуждает о вопросе, который волнует сейчас всю индустрию: сможет ли Кристофер Нолан вернуть людей в кинотеатры? Режиссёр настаивает на премьере 17 июля, хотя пока не похоже, чтобы через 1,5 месяца ситуация стала значительно лучше. Текст на основании трейлера «Довода» проводит параллели с «Началом» и «Мементо» — наиболее хитрыми фильмами Нолана. С другой стороны, дело не только в повторяющихся мотивах, но и в случайном совпадении с настоящим. Сейчас, на карантине, время течёт очень причудливо — замедляется, искажается, останавливается — все могут прочувствовать на себе. Возможно, на основании странного рода эмпатии зрители потянутся в кино на премьеру? Довод симпатичный, но все ещё рискованный.

«Трудно представить себе более подходящий вариант для внедрения фильма Нолана. “Довод” — не о глобальной пандемии, но глобальная пандемия превратила нас всех в ноланоманов — нервных “хрономаньяков”, застрявших в подвешенном состоянии, как герои “Мементо” и “Начала”, оплакивающих потерянное время, пока города за нашими окнами пустеют. Многие отмечают, что жизнь превратилась в антиутопический научно-фантастический фильм. Может ли “Довод” быть подобным фильмом? Среди самых интригующих деталей трейлеров — кислородные маски, надетые [Джоном Дэвидом] Вашингтоном, а в другой сцене — Кеннетом Браной; несомненно, случайный, но от этого не менее жуткий отголосок вездесущих образов масок в эпоху карантина и нехватки средств индивидуальной защиты. В июле мы можем увидеть кинотеатры, наполовину заполненные посетителями в масках, подбадривающими героев Нолана, которые препятствуют угрозам глобального уничтожения».

Про Клинта Иствуда с восхищением


В последний день весны Клинту Иствуду исполнилось 90. К его взглядам можно относиться по-разному, но мало кто одновременно имеет полное право на статус «великий актёр» и «великий режиссёр», да ещё и продолжает качественно снимать в таком возрасте, — из коллег, на совсем другом полюсе, на ум приходит Алехандро Ходоровски. Вот что о юбиляре пишут в (к)инопрессе:

Британский институт кино вспоминает взлёты и падения «Грязного Гарри» — ключевого образа в карьере Иствуда.

«Если долларовая трилогия заложила основы того, что стало брендом Иствуда — poker face, преобладание действия над диалогами, хладнокровие несмотря на давление, безжалостность, отчуждение, чёрный юмор, очарование бродяги — то острый триллер [Дона] Сигела сделал имя долговязого калифорнийца нарицательным».

— На The Ringer Адам Найман и Шон Феннеси пытаются проанализировать крутость Иствуда на примере его известных актёрских и режиссёрских работ.

«Даже самые колеблющиеся из нас согласятся с тем, что есть по крайней мере четыре знаковых, известных всем Клинта: [человек] вне закона, носящий пончо, плохой лейтенант с “Магнумом”, романтик со скрипучим голосом и сварливый старик, защищающий свой газон.

И если мы говорим о Клинте-режиссёре, всемирно известном художнике с двумя [пятью?] “Оскарами” и пожизненной “Золотой пальмовой ветвью” из Канн, — портретная галерея расширяется в геометрической прогрессии. Сколько режиссёров оставались такими плодовитыми и непредсказуемыми в течение шести десятилетий?»

«Серьёзно: это один из великих парадоксов, когда парень с таким, казалось бы, минимальным для кинозвезды арсеналом вбирает в себя так много. Снаружи гранит. Внутри находится не что иное, как музей американской истории, культуры и политики ХХ века, последние экспонаты которого, в том числе взаимосвязанный квартет “Американский снайпер”, “Чудо на Гудзоне”, “Поезд на Париж” и “Дело Ричарда Джуэлла”, явно из нового тысячелетия».

— На сайте Warner Brothers — иллюстративная подборка наиболее ярких моментов карьеры Иствуда в фото, от одной из дебютных ролей в комедии «Первая путешествующая женщина-коммивояжёр» до съёмочной площадки «Дела Ричарда Джуэлла».

О старости и Джоне Уэйне

А теперь об идейном предшественнике Иствуда. The Seventh Art публикуют перевод из «Politique des acteurs» Люка Мулле о Джоне Уэйне. Текст, который начинается как скучноватый поэтапный разбор актёрских ролей Дюка, ближе к финалу превращается в удивительно точный набросок о типажах, карьерном пути и психологии главного героя.

Мулле достаточно быстро отказывается от традиционного пути перечисления достоинств и выбирает противоположный. Слишком идеальный герой быстро ввергает в скуку, победа должна достигаться не благодаря, а вопреки. В чём были воплощённые, повторяющиеся недостатки типажей Уэйна, которые и превратили его в бронзовую статую вестернов? Мулле утверждает: это (преждевременное) старение и трудности в отношениях с женщинами (большая часть персонажей Уэйна — словно пятидесятилетние девственники). В формировании этих недостатков «виноваты» два постоянных режиссёра Уэйна — Джон Форд и Говард Хоукс. Далее лучше читать самостоятельно, к финалу текст набирает интенсивность — о том, как лицо Уэйна влияет на ход времени в фильме, как экранные образы актёра предвосхитили его судьбу и чем достигается мастерство харизматичной пассивности в кадре.

«Это правда, что [Хоукс и Форд] начали снимать Уэйна в свои зрелые годы. Нормально, что они заставили его стареть раньше времени. Но какое странное совпадение между двумя столь непохожими друг на друга режиссёрами: Джон Форд был одноглазым. <…> Помимо [злоупотребления] виски, он стал трясущимся стариком, передвигающимся на инвалидной коляске. Ему даже пришлось отказаться от двух или трёх фильмов во время съёмок, <…> и, вероятно, страховые компании ускорили его выход на пенсию. Вполне логично, что он заставил Уэйна пройти эту долгую церемонию человеческого распада, отражение его собственной траектории».

«На контрасте [c ним] — Говард Хоукс, элегантный спортсмен, который ездил на велосипеде даже в семьдесят восемь лет. Что ему пришлось делать с муками старости? <…> Разумеется, он не стал бы использовать старость для состязаний с Фордом в его игре, учитывая победу Хоукса в “Красной реке”. Он снимал старость, потому что боялся её. Этакий экзорцизм, заклинание. Недаром в пятьдесят семь лет он женился на 25-летней модели и снимал спортивные фильмы вроде “Хатари!” и “Красной линии 7000” между шестьюдесятью и семьюдесятью годами… Старость видна со стороны, это помогло ему быть гораздо веселее, чем Форд».

Про женские походки в кино

Имоджен Сара Смит разбирает женские походки в кино для Criterion. Трудно отобрать один конкретный фильтр — автор перечисляет, как походка менялась и меняла фильмы в зависимости от десятилетий (джазовые 20-е или нуарные 40-е), персоналий и стран (Франция — Япония). Тема, при всей специфичности, кажется огромной. Наибольшее внимание уделено прогулке Жанны Моро — и этот фрагмент мог бы стать лишь одной из множества глав в гипотетической книге. Но формат ограничивает, потому приходится обойтись любопытным, но неизбежно поверхностным экспресс-курсом, зато с видеофрагментами.

«Множество звёзд-актрис очаровывали своими походками. Длинный, упругий шаг Барбары Стэнвик, напористый и притягательный. Джеймс Харви писал о Джинджер Роджерс, что её “походка — одна из самых великолепных в истории кино”, отметив то, как квадратные, напряжённые плечи актрисы образуют “контрапункт с плавной линией и движением её нижней части тела”. <…> Но помимо удовольствий отдельных походок и чисто кинематографического наслаждения от людей в движении, фильмы, которые посвящают время наблюдению за прогулками женщин, обеспокоены ещё одной сложностью. Женщина-пешеход может рассматриваться как кубистическая фигура, под разными углами одновременно: зритель и зрелище, субъект и объект, потребитель и товар. <…> Она ведёт за собой историю с трудом завоёванной женской мобильности — обтягивающих <…> юбок, меняющихся общественных пространств и моделей поведения — и отражения этого прогресса в искусстве, литературе и кино»

Киносписки

— Кинопостеры недели от Mubi
— 50 лучших сайфай-фильмов
— 50 самых ожидаемых картин 2021 года
— Топ-25 работ Клинта Иствуда
— 23 свежих международных фильма от Rotten Tomatoes


Читайте также
(Кино)расписание: 7 бельгийских фильмов на каждый день
На дворе 2020 год, но не будет преувеличением сказать, что бельгийское кино по-прежнему пребывает в поиске себя. Ксения Ильина изучил...
Субъективная афиша: 1.06–7.06
Рубрика о сетевых кино- и теленовинках снова здесь! В этот раз она призывает вас посвятить своё время хоррору Малгожаты Шумовской про женский культ, южн...
Обзор (к)инопрессы #39
Виктор Непша в своём еженедельном дайджесте разбирает главную новостную повестку иностранной прессы о кино. Не заканчиваются статьи о вели...
(Кино)расписание: 7 фильмов о боксёрах на каждый день
Всему, чему место на ринге, не скоро найдётся место в теперешней жизни: там царят суперконтактные виды спорта, а тесные контакты — именно то, чего мы сейчас в...
Субъективная афиша: 25.05–31.05
Пятый выпуск рубрики о сетевых кино- и теленовинках оказался преимущественно сериальным – оно и к лучшему, торопиться нам всем нынче некуда. В свежей по...
Обзор (к)инопрессы #38
Виктор Непша просмотрел иностранную прессу, отсеял лишнее и выделил самое интересное. Через судьбу сценаристки Фрэнсис Мэрион узнаем, с какими трудн...
Также рекомендуем
15 февраля 1998 года на фестивале «Санденс» состоялась премьера «Большого Лебовски», манифеста пофигизма от братьев Коэн...
27 августа до российских кинотеатров доберутся разряды переменного тока. В прокат выходит «Тесла» —...
В российский прокат выходит «Душа» — новая полнометражная анимация студии Pixar. Режиссёром мультфильма выступ...
Малгожата Шумовска, автор прекрасного фильма «Лицо», по мнению Натальи Серебряковой, сняла не совсем удачный ф...
15 февраля 1998 года на фестивале «Санденс» состоялась премьера «Большого Лебовски», манифеста пофигизма от братьев Коэн...
27 августа до российских кинотеатров доберутся разряды переменного тока. В прокат выходит «Тесла» —...
В российский прокат выходит «Душа» — новая полнометражная анимация студии Pixar. Режиссёром мультфильма выступ...
Малгожата Шумовска, автор прекрасного фильма «Лицо», по мнению Натальи Серебряковой, сняла не совсем удачный ф...

Последние новости

Джедаи расследуют преступление на новом кадре сериала «Аколит»
Актриса Амандла Стенберг рассказала о приквеле к приквелам.
Вторая часть «Мятежной Луны» Зака Снайдера разочаровала всех
Пока это самый низкооценённый фильм режиссёра.
Кира Медведева получила главную роль в сериале «Трудная»
Победительница реалити-шоу «Новые пацанки».
00:00