Обзор (к)инопрессы #41

Виктор Непша проштудировал иностранную прессу и собрал в своём дайджесте интересные, важные и стоящие вашего внимания статьи. Арнольд Шварценеггер героически защищает и отстаивает картину Пола Верховена «Вспомнить всё», Спайк Ли скрепя сердце из-за сводки новостей всё же рассказывает про новую картину, журналисты вспоминают Сару Мальдорор и Шанталь Акерман, а также безоговорочно капитулируют перед романтическими комедиями, которые невозможно разлюбить.

Вспомнить всё про «Вспомнить всё»

Лето начинается с круглых дат: 1 июня 1990 года состоялась премьера «Вспомнить всё» Пола Верховена. Кинопресса вспоминает про юбиляра.

The Ringer рассказывают о взаимовыгодном сотрудничестве Верховена и Шварценеггера в работе над фильмом. На фоне привычных историй о скандалах между актёрами и режиссёрами этот случай кажется почти идеальным: Верховен снимает, Шварценеггер подбадривает каст, защищает картину перед продюсерами и раскручивает рекламную кампанию.

«В то время зрители привыкли к конкретным концовкам: хороший парень убивает плохого и получает девушку. Но Верховена не волновали такие предубеждения. Для поддержки у него был Шварценеггер — не просто звезда, но и телохранитель “Вспомнить всё”».

«“Когда продюсеры хотели вырезать дорогостоящие сцены, Арнольд вступился: «Выкидывайте меня [из фильма], если собираетесь изменить сценарий по бюджетным причинам», — делится Верховен. — Во время съёмок он поддерживал меня…”»

«Во время постпродакшна мы с Шварценеггером поменялись ролями. Теперь звезда была учителем, а режиссёр — учеником. “Он сказал мне: «Пол, чтобы получился фильм, нужно сделать две вещи: снять его и разрекламировать», — говорит Верховен. — Он ушёл гораздо дальше меня в таких вопросах, я о них никогда не задумывался”. Рекламная кампания для “Вспомнить все” “была сделана Арнольдом. Он стоял за всем этим”, — добавляет режиссёр».

Guardian обращаются к содержанию «Вспомнить всё» и поясняют, почему фильм всё ещё хорош сегодня.

«На дистанции в 30 лет можно рассматривать “Вспомнить всё” как вторую часть неофициальной научно-фантастической трилогии об авторитарном управлении, которая завершается “Робокопом” и “Звёздным десантом”. Но в то время она не казалась политической. Талант Верховена в производстве продукции категории R всегда давал ему свободу — для внедрения в работу подрывных настроений. И даже явная сатира “Робокопа” и “Звёздного десанта” часто игнорировалась или неправильно понималась во время их первых показов. Намерение Верховена кажется более очевидным теперь, когда предсказанное им будущее наступило: в корпоративных и военизированных правоохранительных органах, в пропаганде, используемой для продажи публике бессмысленной и бесконечной войны. Но его карьера в Голливуде <…> часто сводилась к тому, что ему всё сходило с рук».

Entertainment Tonight Canada перечисляют 10 фактов о фильме: долгое производство, тяжёлый кастинг, кандидатура Кроненберга, пищевые отравления и многое другое.

Романтические комедии: банальные, но любимые

Хизер Радке на Mubi рассуждает о ценности классических ромкомов. Почему, несмотря на все минусы — банальный сюжет, гендерные стереотипы — многие любят раз за разом возвращаться к таким фильмам? По мнению автора, дело в специфическом типе эскапизма. В отличие от фэнтези или супергеройского кино, стандартные ромкомы дают чувство удовлетворения и надежды на лучшее в бытовом, типичный сеттинг не подразумевает примеси фантастического — и именно такой вариант мечты оказывается более ценным.

При этом с классическими ромкомами ситуация остаётся проблемной. Промежуточным кажется объяснение вроде: «да, там победивший патриархальный мир, где женщине отводится немногое, но всё же хочется помечтать». Особенно в ситуации, когда романтические комедии нового типа уже давно не новинка. Комментарий Радке по этому поводу и сравнение старых и новых ромкомов были бы интересным дополнением. Хотя тональность текста достаточно уютная, чтобы его было приятно читать и в таком виде: сразу хочется набрать снеков и мороженого и смотреть личное guilty pleasure под одеялом.

«Для меня и почти каждой женщины, которую я знаю, романтические комедии — это успокоительное для взрослых. Мы говорим о них как о нездоровой пище — пустых художественных калориях, что нам не нужны. И мы рады рассказать вам всё уже известное о том, что с ними не так: персонажи почти всегда исключительно белые. Квир-персонажи существуют только как нелепые друзья главных героев или для контраста. Ромкомы шаблонны: придерживаются строгих жанровых конвенций, повествование избегает неожиданностей. Эти фильмы усиливают удручающий, телеологический взгляд на жизнь женщины, наполняя головы маленьких девочек бессмыслицей о том, что может считаться женским опытом. Всё движется к браку, который решит все ваши проблемы. Остальные возможности выходят за рамки. И всё же мы смотрим их. У моих друзей, управляющих радикальными
феминистскими организациями, кружится голова от перспективы просмотра “Свадьбы лучшего друга” в самолёте. Друг с докторской степенью по критической теории любит всё творчество Нэнси Мейерс. Я почти десять лет общаюсь с тремя женщинами о “Сексе в большом городе”».

«Da 5 Bloods» и новостная повестка

Los Angeles Times — с небольшим материалом о грядущей новинке от Спайка Ли, «Da 5 Bloods». Режиссёр, естественно, в шоке от происходящих в США событий (и наверняка ещё отразит их в своём творчестве). Но новый фильм скорее проводит параллели между прошлым и настоящим. Главные герои — афроамериканцы, ветераны Вьетнама, чей опыт, по мнению сценариста фильма, ещё не был в достаточной мере отражён в кино.

Текст неизбежно перескакивает с инфоповода на тему массовых беспорядков и обратно: сейчас и с таким собеседником сложно выдержать спокойную линию разговора о премьере. Как бы ни приняли «Da 5 Bloods», Ли, очевидно, больше волнует то, что происходит здесь и сейчас. Режиссёр настроен пессимистично, но надеется, что плохие времена повлекут за собой волну мощных произведений. Хочется, чтобы он оказался прав.

«Бывший морпех Гарри Хамфрис, который отправлялся во Вьетнам дважды, был привлечён в качестве военного консультанта фильма. Как белый ветеран, воевавший вместе со многими афроамериканцами, он чувствовал необходимость помочь представить их историю правильно. “Воины уважают друг друга, — сказал Хамфрис. — Быть боевым братом, если хотите — розовым, зелёным, чёрным или белым — это та же кровь и та же грязь. На поле битвы нет чёрного и белого. К сожалению, не похоже, чтобы в обществе было так же”».

Эпохальное кино и президент Ричард Никсон

Ещё один материал на The Ringer — третья часть масштабной серии текстов об американском кино от Джона Кеннеди и Линдона Джонсона до Дональда Трампа. На этот раз очередь Ричарда Никсона. Текст пытается уловить, как настроение эпохи отражалось в фильмах конца 60-х — начала 70-х. «Космическая одиссея», работы Богдановича, «Ночь живых мертвецов», никсоновское «Sock it to me» сплетаются в панораму нового, кровавого, полного хитов времени. Времени, когда Джон Уэйн и Клинт Иствуд предстают людьми Никсона, «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» кажется (автору) устаревшим, а на (железном) коне — «Беспечный ездок». Спорное, но не лишённое концептуального обаяния чтиво.

«То, что первый срок полномочий Никсона совпал с одним из величайших четырёхлетних периодов в американском кино, можно объяснить обстоятельствами. Классика, которая кажется наиболее резонансной в контексте его президентства, — “Грязный Гарри”, конечно, но также “Крёстный отец” с его мрачным шекспировским взглядом на абсолютную власть, коррупцию и ложь и “Китайский квартал”, заговорщический портрет калифорнийского взяточничества в 1930-х годах, сделанный по следам никсоновских лет в колледже — [все они] слишком хороши, чтобы сводить их к простой аллегории».

Сара Мальдорор — «мать африканского кинематографа»

Los Angeles Review of Books — о кино, а точнее, о Саре Мальдорор — «матери африканского кинематографа». Увлекательная биография: гваделупское происхождение, учёба в Советском Союзе, жизнь во Франции, работа и творческое вдохновение — в борьбе с колониализмом, от Анголы и Конго до Алжира и Гвинеи-Биссау. И фамилия-псевдоним в честь того самого лотреамоновского Мальдорора. Немного жаль, что материал — скорее холодная фактография, а не живой человеческий портрет; создаётся стойкое ощущение: текст появился лишь из-за инфоповодов в виде коронавируса (от которого режиссёр скончалась полтора месяца назад) и протестов в США. Но выбирать приходится между ничем и таким способом рассказа о примечательных малоизвестных режиссёрах, пока тема не нашла своего автора.

«Переход Сары Мальдорор из театра в кино был связан с просмотром “Броненосца «Потёмкин»” Сергея Эйзенштейна (1925), “невероятного фильма, к которому я возвращалась много раз за эти годы”, как сказала она в интервью. В начале 1960-х годов, воспользовавшись одной из стипендий, которые Советский Союз предоставлял студентам из так называемого третьего мира (политическая категория, поскольку Мальдорор была гражданкой Франции), она училась в московской киношколе Владимира Гардина (ныне ВГИК) под руководством Марка Донского. На этом же курсе учился Усман Сембен, один из основателей африканского кино».

О Шанталь Акерман и неприятии «взрослой жизни»

В качестве специфического постскриптума к неделе бельгийского кино — материал о Шанталь Акерман на Criterion. Все основные линии творчества Акерман через призму автопортрета: тоска по дому, игры с дистанцией, отношения матери и дочери и женщины и женщины, кризис дочеринства (sic!) и кризис творчества. Сам текст — удачный пример выдержанного рассказа о режиссёре, не слишком отстранённого, не слишком впадающего в аффектацию; совмещение личного и профессионального портрета.

«Рождённая “старым ребёнком” двух выживших в Холокосте, Акерман <…> заявляет, что так и не выросла. На протяжении десятилетий она периодически возвращалась в дом матери, чтобы [там] рухнуть, “когда, измученная взрослой жизнью, она не могла жить”. В шестьдесят лет смена ролей [матери и дочери] усиливает для Акерман ощущение того, что она не примирилась со взрослой жизнью, особенно с жизнью без своей матери. Если бы не дочерью, кем бы она могла быть? Какие истории она могла рассказать?»

Киносписки

— Подборка лучших фильмов Cпайка Ли
— 10 отличных нуаров родом из Японии
— 200 новинок, которые можно посмотреть бесплатно
— Фильмы с Анджелиной Джоли от худшего к лучшему
— Лучшие комедийные спешлы года по версии Vulture
— 30 фильмов для детей на Netflix

Читайте также
Подборки (Кино)расписание: 7 детективов об убийствах на палубе
Сезон пассажирской навигации в этом году под большим вопросом; россиянам он, скорее всего, вовсе не светит. Поэтому Алексей Васильев приглашает...
Подборки Субъективная афиша: 8.06–14.06
Настало время вновь заглянуть в подборку главных цифровых премьер и релизов. На этой неделе интернет порадует нас документалкой о неоднозначной ленте По...
Подборки Не время грустить: какие картины 73-го Каннского кинофестиваля мы всё-таки ждём
Конкурсная программа отменённого Каннского кинофестиваля оставила после себя горькое послевкусие, и на первый взгляд поиск стоящих и диковинных...
Подборки Обзор (к)инопрессы #40
В юбилейном дайджесте Виктор Непша собрал настоящий парад звёзд: статьи из иностранной прессы про Джеффа Бриджеса, Стива Бушеми, Клинта Иствуда. Узн...
Подборки (Кино)расписание: 7 бельгийских фильмов на каждый день
На дворе 2020 год, но не будет преувеличением сказать, что бельгийское кино по-прежнему пребывает в поиске себя. Ксения Ильина изучил...
Подборки Субъективная афиша: 1.06–7.06
Рубрика о сетевых кино- и теленовинках снова здесь! В этот раз она призывает вас посвятить своё время хоррору Малгожаты Шумовской про женский культ, южн...
Также рекомендуем
Виктор Непша подготовил очередной дайджест интересных материалов из иностранной (к)инопрессы. В этом выпуске п...
Партия закончена — мир прощается с великим артистом Максом фон Сюдовым. Остальная жизнь тем временем продолжае...
Наш еженедельный дайджест интересных новостей из иностранной (к)инопрессы следует заданному расписанию. ...
Виктор Непша подготовил очередной дайджест свежих (и важных) новостей иностранной (к)инопрессы. Мир прощается с&nbs...
Подборки
Обзор (к)инопрессы #42
Виктор Непша подготовил очередной дайджест интересных материалов из иностранно...
Подборки
Обзор (к)инопрессы #28
Партия закончена — мир прощается с великим артистом Максом фон Сюдовым. О...
Подборки
Обзор (к)инопрессы #43
Наш еженедельный дайджест интересных новостей из иностранной (к)ино...
Подборки
Обзор (к)инопрессы #46
Виктор Непша подготовил очередной дайджест свежих (и важных) новостей иностран...

Последние новости

Новости Джордж Клуни и Джулия Робертс снова в деле: появился трейлер «Билета в рай»
Это ромком про разведённых родителей, которые вынуждены терпеть друг друга.
Новости Антона Дьякова пригласили вступить в состав Американской киноакадемии
Российский режиссёр снял короткометражку «БоксБалет».
Спецпроект Смотреть аниме 2.0: Масааки Юаса — «Человек-дьявол»
Сергей Сергиенко про одного из ярчайших авторов аниме современности.
Новости Вуди Аллен завершит карьеру после ещё «одного или двух» фильмов
Съёмки следующей картины начнутся в 2022 году.