Обзор (к)инопрессы #55: женщины расследуют убийства, «Первому стрелку» приготовиться, Риз Уизерспун на страже финансовой грамотности женщин 

Очередная подборка от Виктора Непши самых интересных материалов о кино из иностранной прессы.

Джиллиан Андерсон и Элизабет Мосс обсуждают друг друга

Неутомимая Джиллиан Андерсон кочует из одного выпуска нашего дайджеста в другой. В прошлый раз она болтала с Хеленой Бонем Картер для Interview Magazine, в этот — встретилась с Элизабет Мосс, теперь уже для Variety. Актрисы обсудили свои роли в недавних проектах («Корона» у Андерсон и «Рассказ служанки» у Мосс), а потом вспомнили дебютные годы на ТВ («Секретные материалы» и «Безумцы» соответственно). Обе героини провели в своих первых крупных проектах аж по девять лет — в беседе было чем поделиться (хотя баек и сравнений сериального производства 90-х и нулевых — десятых хотелось бы побольше). Бонусом прилагается рассказ Андерсон о том, как она вживалась в роль Маргарет Тэтчер, от знакомства с архивными материалами до изменения прикуса.

«Мосс [о роли в “Безумцах”]: За это время вырастаешь, становишься взрослым. Кажется, что жизнь и работа сливаются. Путь, по которому 7 сезонов развивается персонаж, уникален: в 1-м сезоне тебе как актёру [с героем] ещё нельзя делать что-то, что уже можно будет в 4-м, потому что герой меняется постепенно. Получить возможность [сниматься] в этих 92 эпизодах — это как актёрское упражнение. Как ни странно, телевидение — моя первая любовь».

«Мосс: У меня ещё один вопрос о Тэтчер. Я обнаружила, что зачастую [в сериале] есть одна сцена, которая определяет весь сезон или характер [персонажа]. Была ли такая сцена у вас в “Короне”?

Андерсон: Сцена, в которой она готовит еду в своей резиденции. Роли жены и матери были важны для неё — как и то, что она продолжала совмещать их с постом премьер-министра. Она продолжала готовить для мужа и детей, гладить рубашки и гордилась этим — и хотела, чтобы все женщины делали то же самое!»

Она расследовала убийство: женщины-детективки

И чтобы не уходить далеко от телевидения. Новая большая тема в феминистском проекте MAI — детективки на телевидении. В частности, среди огромного количества статей раздела (аж 39!) встречаются:

  • Разбор образа детективки на примерах, как выражаются авторки текста, сериалов среднего качества. В данном случае — «Костей» (2005–2017) и «Касла» (2009–2016).

«Если ограничиваться при разговоре о криминальном жанре только “качественными” шоу, такими как “Крах” (2013–2016), или скандинавским нуаром вроде “Убийства” (2007–2012), то может создаться ошибочное впечатление, что женщина-детектив — раритет, нечто необычное. Длительные шоу среднего уровня, такие как “Кости” и “Касл”, подтверждают, что подобный образ — скорее обыденность, чем редкость».

  • Анализ реинкарнаций мисс Марпл в российских (!) детективных сериалах — и всех соответствующих стереотипов о (даже самую малость) нестандартных образах пожилых россиянок.

«Начну с вопроса, почему считается, что стареющая русская женщина, которая достаточно умна, тщательна и решительна, чтобы раскрыть сложное преступление быстрее полиции, ведёт себя “неадекватно”. А также почему, после прохождения определённого “возрастного” порога, репертуар актрисы сводится к второстепенным ролям бабушек. Ответить на эти вопросы — значит смотреть не только сериал и реакцию публики на него <...>, а ещё и поместить шоу в культуру, которая унаследовала советские взгляды на стареющих женщин как на хрупких, пассивных, зависимых и готовых уйти на пенсию в невидимый мир домашней прислуги».

  • Статья о сериалах «Счастливая Долина» (2014) и «Убийство на пляже» (2013–2017) как образцах нового подхода к изображению преступлений на экране, по мнению авторки, с отходом от концепции индивидуальной вины и акцентом на обличении токсичной маскулинности. Пожалуй, самый спорный — но от этого не менее любопытный — текст из подборки.

«Как только преступления раскрыты, женщины[-детективы] сталкиваются с проблемой: как воспитать подвергшихся токсичной маскулинности сыновей? И более широким вопросом: как нам справиться с сексизмом и расизмом, свойственными патриархату? ТВ-нарративы [“Счастливой Долины” и “Убийства на пляже”] — готические аллегории того, как мы можем мыслить за пределами патриархата. Готические героини средних лет [в этих сериалах] решают сложные проблемы, оставаясь частью сообщества и сохраняя проницательность в темноте патриархального угнетения».

Дюрас говорит! Речь и голос в работах француженки

В новом выпуске photogénie фламандского кинопроекта cinea — текст о голосе (-ах) в фильмах Маргерит Дюрас. Говорить о работах Дюрас в строгих конкретных терминах всегда непросто (особенно обсуждать дюрасовскую речь) — поэтому и материал получается несколько абстрактный, ускользающий от рациональности и конкретики. Присутствие голосов, не синхронных с изображением, — одна из главных кинематографических особенностей картин французской писательницы и режиссёрки. Наиболее наглядно автор текста разбирает эту стилистическую черту на примере «Песни Индии» — царства сомнамбулических сожалений, одного из самых удачных и простых для восприятия фильмов Дюрас. Местами эссе концептуально удачно соответствует материалу исследования — но от этого лишь яснее становится ощущение, что про это кино стоит как можно меньше читать, лучше его смотреть. И слушать.

«Как и у большинства людей, говорящих обо всём на свете, у Дюрас в центре её плодовитого и разнообразного творчества лежит факт, что ей нечего сказать — поскольку она не может проговорить то, что хотелось бы. Основная сила всех работ француженки воплощена в голосе, который кроется изнутри нас, проходит через нас; Дюрас говорит о том, как (наше) желание отчуждает нас от самих себя».

Риз Уизерспун рассказывает о ролях, финансовой грамотности и секретах успеха

У Interview Magazine новая гостья в лице Риз Уизерспун — успешная актриса, продюсер («Большая маленькая ложь», «И повсюду тлеют пожары»), состоит в разнообразных топах самых влиятельных людей в Голливуде последних лет. В разговоре с актрисой, телеведущей и моделью Трейси Эллис Росс она перечисляет значимые для себя проекты, делится секретами покорения киноиндустрии и говорит о важности повышения финансовой грамотности среди женщин — даже хорошо зарабатывающих. Несмотря на несколько набивший оскомину лицемерно-голливудский стиль общения, интервью неплохо характеризует нынешнюю Уизерспун — трудоголика, суровую, но справедливую начальницу, борца за права женщин и мать (впрочем, только с витринными историями, ничего искренне-личного).

«Росс: Какая роль в карьере изменила тебя больше всего?

Уизерспун: Наверное, в “Дикой” (2014). Мне было так страшно, Трейси. Я посещала сеансы гипноза, было жутко. За три недели до начала съёмок у меня начались приступы паники. В фильме были нагота, секс, употребление наркотиков, но также и одиночество перед камерой. [До этого] я ни разу не снималась одна в сценах целыми днями. В итоге было, наверное, где-то 25 съёмочных дней без других актёров. Только я, камера и рюкзак».

Загадочная история Иэна Маккеллена

Guardian поговорили с сэром Иэном Маккелленом в честь его недавнего дня рождения. Ещё один пример вдохновляющего трудоголизма: в 82 актёр продолжает работать и радоваться жизни: ворчит на поздравляющих, ест мятные леденцы и разгуливает в твидовом пальто с сигаретой — по-хорошему завидуешь такой старости. Из-за того, что Маккеллену часто приходилось играть персонажей старше своего возраста (Гендальф как самый яркий пример), в жизни он оказывается чуть ли не моложе экранного облика двадцатилетней давности. Этим Иэн регулярно вводит в ступор коллег по ремеслу — пожалуй, вместе с верностью собственному внутреннему ребёнку, ещё один надёжный вариант победы над временем.

«“Я всегда играл людей старше, когда был молод, — говорит Маккеллен. — Конечно, мне приходилось это представлять, поскольку я понятия не имел, что именно значит быть старым! Теперь, состарившись, я это знаю. И знаю, каково быть молодым. Потому что, становясь старше, внутренне ты не стареешь. Сказать честно? Мне около 12 лет”».

«[Маккеллен] собрал довольно уникальную фанатскую базу, состоящую из почитателей Шекспира, фанатов Толкина, ценителей комиксов и одержимых Гарри Поттером, которые постоянно принимают его за Майкла Гэмбона, актёра, сыгравшего волшебника Дамблдора в экранизациях Warner Brothers».

«Лучшему стрелку» приготовиться: отмечаем 35-летие фильма

В этом году исполняется 35 лет «Лучшему стрелку» («Top Gun») — фильму, который запустил карьеру Тома Круза (да и Вэла Килмера, уже по-серьёзному) и познакомил мир с оскароносной песней «Take My Breath Away». American Cinematographer вспоминает съёмки картины: бюрократические трудности с Военно-морским флотом США, работа в условиях постоянного шума взлетающих самолётов, нюансы съёмки боевых сцен, неудачно катапультирующийся в воду Том Круз и многое другое. Фильм состарился не очень хорошо, да и в момент выхода его небезосновательно обвиняли в пропаганде милитаризма. Но история остаётся интересной с технической стороны, «Лучший стрелок» — хороший пример того, как далеко готовы зайти люди в стремлении эффектно показать убийственные военные игрушки. И насколько кино способно помочь в этом порыве.

«Создатели фильма стремились передать ощущение средневековой драмы, [изобразить] рыцарей в сияющих доспехах. Они решили снимать с небольшим отклонением по скорости (около 28 кадров в секунду [вместо стандартных 24]), чтобы добиться изменённого восприятия реальности, наблюдаемого на палубе. С этой скоростью снимались даже диалоги».

«Среди препятствий, с которыми столкнулась съёмочная группа [на базе ВМФ], было перемещение тяжёлого оборудования для съёмок на 12 этажей вверх. [Оператор Джефри Л.] Кимбал рассказывал забавную историю: съёмочная команда часто пользовалась небольшим лифтом, который высшее руководство [базы] и VIP-персоны использовали для перехода с одной палубы на другую. Однажды на борт поднялся адмирал, и когда он открыл дверь своего лифта, обнаружил, что тот нагружен кинооборудованием. “Ему пришлось пройти 12 пролётов, чтобы попасть на палубу, и ко времени, когда он добрался, он был довольно-таки взбешён, — смеётся Кимбал. — После этого мы прекратили пользоваться лифтом”».

Киносписки и бонусы

−10 лучших эпизодов «Рика и Морти» по версии Variety

– История Голливуда в 10 книгах

10 фильмов с музыкой кантри

24 мультфильма Pixar от худшего к лучшему

– Жизнь Майкла Кейна в объективе именитого фотографа Терри О’Нила

– 21 комедийный сериал XXI века от NYT


Читайте также
Подборки Обзор (к)инопрессы #54: «Турецкие наслаждения», «Фарго», кино на службе революции 
Марлон Брандо отстаивает интересы американских индейцев, братья Коэн обожают похищения, Хелена Бонем Картер и Джиллиан Андерсон обсуждают колл...
Подборки Лучшие сериалы июня: гид Татьяны Алёшичевой
В традиционной ежемесячной подборке Татьяна Алёшичева рассказывает о самых любопытных сериалах месяца: грязные тайны маленького городка, Юэн МакГрегор...
Подборки Обзор (к)инопрессы #53: «Шрек» навсегда, 10 лет «Меланхолии», «Подземная дорога», Лозница и Снайдер 
Еженедельный дайджест интересных материалов из иностранной прессы о кино от Виктора Непши. В этом выпуске: почувствуйте себя старыми и отпразднуйте...
Подборки Обзор (к)инопрессы #52: «Спираль», «История рыцаря», Тейлор Свифт, примирительный секс, «Властелин колец»
В регулярном дайджесте Виктор Непша делится занимательными материалами из зарубежной (к)инопрессы. В этом выпуске: Майя Хоук и Маргарет Куэлли беседуют о Тейл...
Подборки Моби, Вим Вендерс и Майкл Джордан: что смотреть на Beat Film Festival
В этом году, как и в прошлом, Beat Film Festival пройдёт сразу в двух форматах: офлайн, в кинотеатрах и на других площадках...
Подборки Обзор (к)инопрессы #51: Ромеро, Морриконе, антропоморфное Чудовище, антифашисты и «Только бог простит»
Виктор Непша в традиционной уже рубрике просматривает иностранную прессу о кино и за вас отбирает самые интересные статьи. В этом выпуске: лишний раз вспомним...
Также рекомендуем
Анастасия Белокурова с грустью посмотрела новый фильм франшизы о гигантской рептилии.«Зачем он снова сюда идёт?» («Годз...
Ещё недавно дорамы, или азиатские сериалы, были для остального мира такой же экзотикой, как, например, японские реалити-...
На Netflix вышел второй режиссёрский проект сценариста Аарона Соркина — драма «Суд над чикагской семёрко...
Что отличает хороший саундтрек от плохого? Может ли кинокомпозитор быть свободным? Оригинальная музыка против компиляций...
Рецензии
«Годзилла 2: Король монстров»: кайдзю здесь больше не живёт
Анастасия Белокурова с грустью посмотрела новый фильм франшизы о гигантской рептил...
Подборки
Мама! Мыло! Дорамы! Гид по лучшим азиатским сериалам последних лет
Ещё недавно дорамы, или азиатские сериалы, были для остального мира такой же экзоти...
Рецензии
«Суд над чикагской семёркой»: большой американский фильм
На Netflix вышел второй режиссёрский проект сценариста Аарона Сорки...
Синонимы Мандула
#31 Саундтреки: как мы слушаем кино. Подкаст КИНОТВ
Что отличает хороший саундтрек от плохого? Может ли кинокомпозитор быть свободным? ...