Проклятия второго фильма нет: следующие фильмы российских дебютантов

Кадр из фильма «Оторви и выбрось»

В мировой киноиндустрии дебютом считаются два первых полнометражных фильма, а в случае короткого метра — четыре картины. Тимур Алиев вспоминает 5 вторых полных метров, которые по большей части оказались даже лучше первых работ, что выпустили молодые режиссёры.

«Оторви и выбрось» (2021), режиссёр Кирилл Соколов

От чёрной комедии «Папа, сдохни», которая подарила Кириллу Соколову звание «русского Тарантино», режиссёр шагнул в сторону — лента «Оторви и выбрось», сохраняя узнаваемый авторский почерк, хитро переплетает семейную драму с фирменной сатирой. Второй полнометражный фильм выпускника ВКСР — заявка на нечто большее, чем просто сгусток насилия, сосредоточенный в границах одной квартиры.

Это не только история о необходимости сепарации, но и психологическая драма о желании иметь выбор, с кем и как жить маленькому ребёнку (вокруг юной героини, собственно, и разворачивается повествование). Неудивительно, что после такого сложносочинённого кино Соколовым заинтересовались в Голливуде, и следующий проект он снимет уже в Америке.


«Межсезонье» (2021), режиссёр Александр Хант

Кадр из фильма «Межсезонье»

Если полнометражный дебют Ханта с длинным названием «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» говорил о вечном (драме отцов и детей), то последняя на сегодня картина «Межсезонье» продолжает эту тему, развивая её на почве реальной трагедии. Здесь есть и драйв, и драма, и подростковый запал с музыкой современности и тягой к бунту и (само)разрушению.

Работа Александра Ханта берёт высокую планку, вышагивая буквально на краю пропасти. Кажется, ещё немного, и фильм стоит упрекнуть в эксплуатации и манипуляции. Но и того и другого создателям «Межсезонья» удаётся избежать. Пример независимого проекта, созданного без денег Минкульта, с удивительной судьбой — сейчас, например, режиссёр и продюсер катают фильм по Европе на собственные средства.


«Мама, я дома» (2021), режиссёр Владимир Битоков

Один из выпускников первой мастерской Сокурова Владимир Битоков затерялся после премьеры «Глубоких рек» — кавказской драмы об отце и трёх братьях. Благодаря поддержке Роднянского Битоков снял «Мама, я дома» — актуальную в нынешние смутные времена историю о бойце ЧВК, что не вернулся из боя. Мать парня (одна из лучших ролей Ксении Раппопорт) отказывается верить в это и решает докопаться до правды.

Возможно, именно такие картины и останутся в истории новейшего российского кино. «Мама, я дома» — пример преодоления «синдрома второго фильма», когда высокие ожидания сопоставимы с получившимся результатом. И, конечно, это одна из ярчайших картин о жёсткой системе репрессий, которая не даёт обычному человеку сделать ни единого вдоха, окружая его ложью и подлогом на всех уровнях.


«Пальма» (2021), режиссёр Александр Домогаров — младший

Первым полнометражным опытом Александра Домогарова — младшего стала «Пиковая дама: Зазеркалье» — хоррор, который после просмотра хочется забыть как страшный сон. Кажется, такого же мнения и сам Домогаров-младший; во множестве интервью накануне премьеры «Пальмы» именно второй полный метр он называл своим полноправным, целостным дебютом. Судя по кассовым сборам и реакции критики, фильм об овчарке на взлётной полосе, которая вынужденно расстаётся с хозяином, получился.

Это и аккуратный, глянцевый дебют, и отличное зрительское кино, работающее с широкой аудиторией, и порция ностальгии для тех, кто помнит состояние гражданской авиации в СССР. «Пальма» — ещё и трогательное кино о поиске настоящего друга и выстраивании коммуникации с родителями. Неудивительно, что у фильма готовится сиквел; на добротном материале (картина основана на реальной истории; нет, это не русский ответ «Хатико») вполне можно сделать продолжение.


«Никто» (2021), режиссёр Илья Найшуллер

Если головокружительный «Хардкор» положил начало режиссёрской карьере клипмейкера Ильи Найшуллера, то гангстерское «Никто» с Бобом Оденкёрком закрепило в Америке звание Ильи как «нашего в Голливуде» (естественно, после Александра Невского). История о спецагенте, который решил оставить дела, но вышел на тропу мести по необходимости, выглядит ярким и насыщенным боевиком, созданным по всем законам жанра.

На фоне «Хардкора» «Никто» смотрится куда более зрелым детищем кинематографического гения Найшуллера и сценариста Дерека Колстада («Джон Уик»). Ядерное насилие здесь обусловлено драматургически, знакомые и друзья режиссёра засветились в камео, а феерический бандит в лице Алексея Серебрякова подливает масла в огонь слухов о русской мафии, которая на самом-то деле всем в Америке и заправляет. Ладно, может, не всем, но многим.

Читайте также
9 актрис, сыгравших Елизавету II в кино и сериалах
Не самый полный список, но впечатляющий.
Фильмы про закрытые школы: вампиры, научные эксперименты и любовь
Школы для девочек, в стенах которых разворачиваются драматические, загадочные событ...
Самые ожидаемые фильмы Венецианского кинофестиваля — 2022
От лавстори Луки Гуаданьино до байопика священника Падре Пио с Шайей ЛаБафом.
День российского кино и его герои в материалах КИНОТВ
В День российского кино мы публикуем подборку наших материалов.
Воспоминания, сельская жизнь и будущее: лучшие фильмы фестиваля «Докер»
Максим Ершов отмечает 7 наиболее интересных фильмов.
Также рекомендуем
Токсичные отношения, физрук Юра Борисов, современные подростки, аниме
Алексей Филиппов рассказывает про фильм, в котором бабка за маму, мама за дочку, а в конце репка.
В российском прокате лучший русскоязычный дебют года и главный белорусский фильм за последние ...
Премьеры апреля: что смотреть в кино
Токсичные отношения, физрук Юра Борисов, современные подростки, аниме
Рецензия на фильм «Оторви и выбрось» — а чем вам здесь плохо?
Алексей Филиппов рассказывает про фильм, в котором бабка за маму, мама за дочку, а в конце репка.
Это не заело, это хаус: «Хрусталь» и девяностые
В российском прокате лучший русскоязычный дебют года и главный белорусский фильм за последние лет эдак двадцать — «Хрусталь» Да...

Последние новости

Сценарист «Посланника» поработает с режиссёром «Девушки с жемчужной серёжкой»
Вместе они займутся киноадаптацией итальянского романа-психотриллера.
Россия не будет выдвигать фильм на «Оскар» в 2022 году
Ранее был сформирован лонглист картин-претендентов.
Педро Паскаль спасает Беллу Рэмзи в тизере сериала «Одни из нас»
Экранизации постапокалиптической видеоигры The Last of Us выйдет на HBO Max в 2023 ...