Свингерство, суицид и Родина-мать: 7 лучших российских короткометражных фильмов с фестиваля «Короче»

На прошлой неделе, 22 августа, завершился фестиваль короткометражного кино «Короче». Главный приз отошёл ленте об изобретателе и горе-любовнике в одном лице «Как разжечь потухший огонь», однако на этом празднике короткого формата были и другие занимательные картины. Егор Беликов все их посмотрел и собрал основательную подборку — от псевдодокументалки про рептилоидов в шкуре типичных петербуржцев до антиутопии о кармическом возмездии.

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Короче»

Про короткометражные фильмы писать трудно, про российские ещё трудней, а уж про фестивальные — вроде бы совсем пропащее дело. Просто нет в этом никакой надобности, кому они нужны, кто ими увлекается? Ладно полные метры, пусть даже фестивальные, пусть даже отечественные — что-то да доберётся до зрителя. А короткометражное кино во всём его пёстром многообразии попросту негде смотреть — так, иногда что-то вырвется на какой-нибудь платформе (очень редко «Кинопоиск HD», намного чаще «Пилигрим» или YouTube-канал «Искусства кино»), попадёт в никому не нужный альманах, который тихонько канет в Лету рейтинга кассовых сборов.

И тем не менее за несчастными, забитыми короткими метрами, для которых так и не придумали никакого вменяемого рынка сбыта, кроме фестивалей, всегда виднеется будущее. Причём не обязательно будущее конкретно для режиссёра, который однажды состоится в большом кино, — бывают и прижизненные классики именно короткого метра, в основном аниматоры, такие как Гарри Бардин и Константин Бронзит. Скорее будущее в самом общем смысле: если уж начинающие постановщики решают потом и кровью снять первый фильм, достать на него денег, пройти все возможные круги ада ради какой-то конкретной темы и её осмысления, значит, об этом стоит и нам подумать.

Интересно, что многих режиссёров с «Короче», приятного и представительного фестиваля короткого метра (профессионалам нужно знать, что местная программа вполне уже конкурирует с аналогичным конкурсом «Кинотавра», к которому в кулуарах выдвигается всё больше претензий), волнуют похожие материи. Сразу два неплохих фильма о феномене перемены половых партнёров в моногамных отношениях, ренессанс авторской анимации, мокьюментари как способ познания реальности — всё это в списке субъективно выбранных семи картин с «Короче», которые однажды, хочется надеяться, где-то да всплывут.


«Инопланетяне среди нас. Леонардо»

Приз за лучший сценарий

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Короче»

Сразу два коротких метра из программы фестиваля, оба очень особенные, были сделаны в жанре псевдодокументалистики. Главный приз «Короче» получила картина «Как разжечь потухший огонь» про странненького инстаблогера, который готов решить своими хитроумными приспособлениями а-ля «Уоллес и Громит» любые бытовые вопросы (например, он делает страховку от удара мизинца ноги об ножки столов и косяки дверей), кроме собственной влюблённости в чужую жену. Там всё хорошо, кроме излишне сентиментального финала, который, впрочем, не помешал впечатлить ни аудиторию, ни жюри.

А вот «Инопланетяне среди нас. Леонардо» — штука тонкая, тихая и оттого ещё более очаровательная, без нахрапистости победителя и без претензий. Это пилот шестисерийного веб-сериала, где авторы, согласно внутренней мифологии, взяли шесть интервью у жителей Петербурга, которые искренне считают себя пришельцами. Нас знакомят с анемичным рептилоидом: он, разумеется, выглядит примерно так же странно, как все петербуржцы, потому в толпе не особо заметен. Живёт одиноко, растит кактусы, мечтает испытать любовь, ведь это то самое чувство, которое доступно только нам из всех обитателей бескрайнего космоса, а мы вместо этого гоняемся за собственной карьерой и финансовым успехом. Всё это сделано очень аккуратно и эстетично: и актёр оказывается вполне убедителен в своей тщательно имитируемой инопланетной причудливости, и приглушённые тона выдают в авторах носителей неплохого вкуса. Наконец, «Инопланетяне среди нас» — это фильм симптоматичный: раз уж действительность стала настолько шизофреничной, то любая выдумка может легко обнаружить под собой реальные события, а значит, нет ничего актуальнее мокьюментари.


«Женщина, Мужчина, Мужчина и ещё одна Женщина»

Без призов

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Короче»

Тончайшее, почти невесомое произведение с потрясающе точными актёрскими работами. Даже странно, что снято это на русском, а не на английском, и не для Netflix, и режиссёр тут не какой-нибудь Джо Сванберг, который для того самого сервиса поставил сериал-альманах «Проще простого» с разбором чувствительных тонкостей современного секса. Здесь даже нет особых эстетств, обычное свингерство пара на пару: две коллеги, парень и девушка, приводят с собой по разнополому партнёру. Они раскрепощаются путём игры в бутылочку и уходят заниматься тем, ради чего и собрались.

В одной паре начинается безосновательная ревность: девушке, завязшей в офисной работе, уже будто бы и хочется любовника, который по совместительству является эротическим фотографом и зовёт к себе на съемки в стиле ню, — но это, как выясняется, вовсе не booty call, в смысле, не плохо завуалированное предложение переспать навроде Netflix & chill. И героиня, раскрепощённая, но покинутая, тихо плачет в лифте — фильм вообще наполнен удивительно узнаваемыми всяким городским жителем бытовыми деталями.


«Может ли подсолнух отвернуться от солнца?»

Без призов

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Короче»

Редчайшая для наших широт философская антиутопия, сюрреалистическое предположение, что Бог не Тимошка и видит немножко, обёрнутое в киноформу. Успешный мужчина приходит, кажется, на собеседование, а попадает в пустой физкультурный зал, запертом на ключ. В нём за столом восседает сумасшедшая комиссия из трёх человек, которая единогласно предлагает ему поскорее застрелиться. Оказывается, для того есть вполне конкретные причины, но в целом сама идея того, что высшая справедливость и её возмездие могут прийти вот так, однажды, в той форме, в которой ты меньше всего этого ждёшь, дорогого стоит. Да и вообще «Может ли подсолнух отвернуться от солнца?» отчётливо запоминается — и это редкость для отечественного короткого метра, переполненного дурными пошлыми анекдотами, недоделанными эскизами и «душеспасиловкой» на развес. Здесь всё честно, жёстко и угодит в меру депрессивному зрителю, который уже понимает, что ценность человеческой жизни в современном мире сильно преувеличена.


«Патриотка»

Без призов

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Короче»

А вот оставшаяся без призов «Патриотка» — это уже не только тотальная несправедливость, но ещё и характерный жест жюри. Непонятно, как иначе растолковать это пренебрежение к значительному акту политического искусства, которого по понятным причинам в России мало или нет вовсе. В новом фильме Ани Крайс (кстати, тот самый редкий случай, когда вроде бы состоявшийся в полном метре после «Нашла коса на камень» автор идёт к короткому метру) подробнейшим образом разобрано причудливое и загадочное словосочетание «Родина-мать». Ведь мать не может быть родиной и тем более не может, к примеру, звать в бой — только на кухню обедать. А родина не может быть матерью, это же земля, ей и рожать-то нечем. Но в этом конкретном случае и в сегодняшних лицемерных обстоятельствах всё сливается воедино в момент каких-то выборов, когда сознательную женщину, предотвратившую вброс бюллетеней, отправляют, посулив денег, наблюдать на другом участке. Пока она борется за правду там, в психиатрическом диспансере медленно задыхается её мать-инвалидка, которую пристроили туда за взятку.

Да, наверное, это русская хтонь, которой в нашем кино навалом (тем страннее, что в жюри был Юрий Быков, а у «Патриотки» ни одной статуэтки), — но, наверное, никогда так горько ещё не снимали о современном и настоящем патриотизме. Не квасном и не плакатном, а о том, как страна может реально встать между тобой и твоими родными. И это, без шуток и без преувеличений, довольно страшная картина.


«Боксбалет»

Приз за лучший анимационный фильм

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Короче»

Этот фильм уже покатался по разным анимационным фестивалям, но ещё раз его увидеть не грех. В век, когда Россия стала главным поставщиком детской многосерийной анимации на все рынки планеты, совсем мало осталось настоящих авторов, которые снимают что-то не для сбыта, а для себя. «Короче» вот только недавно добавил в свою программу мультфильмы и доки (правда, только один, искреннюю, но наполненную дешёвой театральщиной «Фазу» про Афганскую войну). Был и Гарри Бардин с новым мультфильмом «Песочница» — но, не при мэтре будет сказано, все его последние работы похожи одна на другую.

А вот «Боксбалет», простая вроде бы история про случайную любовь двух таких разных старателей, боксёра и балерины, напоминает о примерно всех работах какого-нибудь Константина Бронзита, скажем, об «Уборной истории — любовной истории», где посетитель мужского платного туалета влюблялся в грустную уборщицу. И в этом было столько ненаигранного надрыва, что Бронзита даже на «Оскар» номинировали, — уборная-любовная история оказалась ещё и универсальной. Режиссёра Антона Дьякова (кстати, с той же студии «Мельница», что и Бронзит) стоит запомнить — его стиль грязнее, ближе к реальности, не такой воздушный, но здесь и история совершенно другая, прописанная в конкретной исторической эпохе посреди ранящих героев сюжетных обстоятельств. Наконец-то анимация не только и не столько для детей.


«Вадим на прогулке»

Без призов

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Короче»

Саша Свирский снимает не для детей, не для взрослых, каждый его фильм — волнующая загадка без разгадки. «Вадим на прогулке» — это и рефлексия по поводу ковидной самоизоляции, и околополитические самокопания про подчинение человека государству, и просто иносказательно описанные превратности удалённой работы. А может, ничто из этого — о работах этого аниматора, не похожих, наверное, ни на какие другие в мире, ничего нельзя сказать определённо. Кроме того, что там совершенно невиданный киноязык, глитчевый визуал, замысловатый закадровый текст, разнообразная амелодическая и аритмическая электронная музыка — и симфонические сочетания всего этого.

По сути, в «Вадиме на прогулке» почти наверняка происходит как минимум одно событие: главный герой, который постоянно меняет свою форму и которого, вероятно, зовут Вадим, выходит из своей тесной комнаты, обозначенной как нарисованный в пустоте прямоугольный параллелепипед, и отправляется на прогулку. В пути герой размышляет о том, что он лань, которая бегает то туда, то сюда, а потом хочет вернуться домой и поскорее подчиниться воле своего работодателя. Кому-то происходящее может напомнить то, что происходит в гениальном выигравшем «Оскар» мультфильме «Критик» 1963 года, где некий озлобленный зритель в зале комментирует и вышучивает в прямом эфире абстрактную анимацию. Но всё же экзерсисы Свирского к бессмысленной экспериментальной форме не причислишь — уж больно много там отзывается внутри, каждый кадр, не представимый в реальности, оказывается парадоксально знакомым и близким. Вот уж действительно искусство кино — и не зря две последние работы Свирского показывали в рамках Берлинского кинофестиваля, там всё же видят и прославляют настоящих авторов.


«Бродяга Бро»

Диплом жюри с формулировкой «За героя нашего времени»

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Короче»

На фестивале «Короче», быть может, не было масштабных открытий и шоковых премьер, но всё же один автор там однозначно родился. Зовут Пётр Тимофеев, в прошлом фотограф, снял полуигровой-полудокументальный фильм про странного парня, который решает делать электронную музыку из реплик, записанных из речи бездомных. В процессе герой решает арендовать целый микроавтобус, чтобы на нём возить по городу обездоленных и слушать их реакции, — и, как ни странно, ровно здесь действие фильма и завершается. Но в этой недоговоренности больше жизни, если угодно, киногении, чем во многих сюжетно завершённых фильмах с «Короче» и вообще откуда угодно, — в «Бродяге Бро» бьётся настоящее сердце, причём бьётся где-то в ритме 120 bpm. Тимофеев фиксирует настоящую уличную жизнь, которую в России принято игнорировать. Это в США вырастают и исчезают целые культуры, а у нас общественное пространство пробегают побыстрее и зажмурившись по пути из дома на работу и обратно. В этом смысле данная картина, которую наградили утешительным дипломом, открывает новые рубежи для отечественного самосознания. Внезапно оказывается, что все люди достойны жить, что у каждого есть своя история, и эта история вполне может стать основой для искусства.

Читайте также
Обзор (к)инопрессы #64: Цай Минлян, Лав Диас, «Крик», Дэвид Лоури и Эдгар Аллан По 
Виктор Непша собрал в одной статье непростительно увлекательные материалы из иностранной (к)инопрессы. Цай Минлян и Лав Диас о разном, а вроде и об одном и то...
Обзор (к)инопрессы #63: уникальное «Половое воспитание», токсичный «Бойцовский клуб», корейское квир-кино
Виктор Непша и его выбор материалов из иностранной прессы о кино: нарушаем первое правило бойцовского клуба и говорим о «Б...
Мучительная австрийская драма, триллер от вратаря сборной Исландии: лучшие фильмы фестиваля в Локарно
В субботу, 14 августа, завершился 74-й фестиваль в Локарно. «Золотой леопард» достался индонезийцу Эдвину за сентиментальный боевик (и такое бывает) «Я мщу, о...
Кудряшова, Панфилов, Зельдович и Останина: (замечательные) российские фильмы в программе фестиваля в Локарно 
74-й международный фестиваль в Локарно проходил с 4 по 14 августа. В этом году в Швейцарии показали сразу четыре фильма из России, два из них в основном конку...
Обзор (к)инопрессы #61: «Зелёный Рыцарь» на коне, режиссёр, который был котом, добрая искренность и проблемы Netflix 
Виктор Непша проштудировал иностранную прессу о кино и выбрал самое интересное: про «Зелёного Рыцаря» (конечно), походы в кино (наконец-то), победы и поражени...
Лучшие сериалы августа: гид Татьяны Алёшичевой 
Красочный пародийный мюзикл со следами «новой этики», чеховская драма на курорте, польский детективный нуар, новый альманах ужасов Райана Мёрфи и л...
Также рекомендуем
1 октября на российских видеосервисах (ОККО, Мегафон ТВ, IVI и Wink) и youtube-канале «Русский Репортаж онлайн» состояла...
В российский прокат нагрянул супергеройский фильм «Вечные» под режиссурой обладательницы «Оскара» Хлои Чжао. Анастасия С...
19 мая 1990 года Дэвид Линч представил свой новый фильм «Дикие сердцем». В главных ролях — Николас Кейдж, Лора...
6 октября в летнем кинотеатре Garage Screen состоится примечательная российская премьера. Картина «Пот» Магнус...
Режиссёр Денис Крючков: «Что важнее — корень или плод?»
1 октября на российских видеосервисах (ОККО, Мегафон ТВ, IVI и Wink) и youtube-канале «Русский Репортаж онлайн» состоялась цифровая премьера анимационного фил...
«Вечные» Хлои Чжао: бесконечная история обыкновенных сверхлюдей
В российский прокат нагрянул супергеройский фильм «Вечные» под режиссурой обладательницы «Оскара» Хлои Чжао. Анастасия Сенченко рассказывает, почему идея студ...
«Дикие сердцем»: небо в изумрудах 30 лет назад
19 мая 1990 года Дэвид Линч представил свой новый фильм «Дикие сердцем». В главных ролях — Николас Кейдж, Лора Дерн и Уиллем Дефо. На Канн...
Картина «Пот» Магнуса фон Хорна: фитнес-блогеры тоже плачут
6 октября в летнем кинотеатре Garage Screen состоится примечательная российская премьера. Картина «Пот» Магнуса фон Хорна о популярном фитнес-т...

Последние новости

Сёстры Сандерсон могут вернуться в третьем «Фокусе-покусе»
По крайней мере, если верить сцене после титров в сиквеле.
Ассистентка режиссёра мини-сериала про Джеффри Дамера пожаловалась на расизм коллег
«Работа над этим шоу отняла у меня все сил, так как со мной ужасно обращались».
Эдриан Броуди не хотел уходить из «Острых козырьков»
Лука Чангретти «был тем персонажем, которого я хотел сыграть в течение многих лет».
Тому Хэнксу потребовалось 15 минут, чтобы согласиться на роль в «Элвисе»
«Он сказал: “Ну, если ты хочешь увидеть меня в своём проекте — я твой”».
Сериал «Рами» может завершиться на четвёртом сезоне
Релиз третьего сезона состоялся в конце сентября.