«Анон» тут рядом

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В прокат вышел новый фильм режиссёра «Гаттаки» и сценариста «Шоу Трумана» Эндрю Никкола «Анон» — антиутопия о лишённом приватности новом мире, где хакеры борются за анонимность. О ленте рассказывает Татьяна Алёшичева. 

В недалёком будущем государство взяло граждан под совиное крыло с помощью высоких технологий. В тело каждого человека вживлён чип с информацией о нём, которая считывается визуально при его появлении. С помощью той же штуки цифровое Третье око может смотреть вокруг глазами своих граждан и фиксировать любое происшествие. Настало время прозрачности, романтика выхолощена, знакомиться с девушками стало неинтересно: проходишь мимо любой и читаешь в светящемся цифровом облаке её досье — имя, возраст, род занятий. Зато работа полицейских превратилась в рутину: все увиденные глазами жертвы преступления остаются в записи, нужно просто прокрутить их, взять под стражу виновного и огласить приговор. Однажды детектив Сол Фриленд (Клайв Оуэн в этой роли выглядит как новый Богги), скользя привычным взглядом по светящимся «визитным карточкам» прохожих на улице, замечает девушку (Аманда Сейфрид в чёрном парике в образе femme fatale), в досье которой ничего не написано. В то же время на работе ему приходится расследовать сразу несколько убийств без цифрового «следа»: в момент совершения преступления хакеры перенастраивают сеть таким образом, что жертва видит не убийцу, а себя его глазами — «ты повернул зрачки глазами в душу», как было у Шекспира. А предваряет фильм эпиграф из Роберта Браунинга: «Я сложил оружье и принимаю свой конец: пусть это будет мой тайный угол, скрытое убежище, и пусть сам Бог забудет обо мне». Иными словами, хакер стирает себя из системы, становясь преступником — и изгоем, а не всякому под силу такое выдержать.


Фриленд решает подманить хакершу на живца и стать её клиентом. Он притворяется бизнесменом, которому нужно стереть из истории своё свидание с проституткой, чтобы не вышло скандала с невестой. Но с чего вдруг этот смурной детектив, не выпускающий изо рта сигарету и будто выпавший из классического нуара, решил, что встреченная на улице незнакомка и есть тот самый хакер, пусть останется на совести Эндрю Никкола, сочинившего сценарий своего нового фильма. Даже футуристические придумки вроде цифрового облака-досье выглядят правдоподобнее — всего лишь как метафора внимательного взгляда, которым любой человек с опытом сканирует другого и без всяких высоких технологий. Но пусть так, говорил же всё тот же Богги в классическом фильме: «Так случилось, что из всех баров мира она выбрала мой, открыла дверь и вошла».


Дело тут вообще не в сюжете, который Никкол двигает вперёд медленно и печально, будто нехотя — приключения нуарового сыщика Фриленда и роковой хакерши для режиссёра, не первый год обдумывающего житьё по Филипу Дику, — лишь очередной повод поведать миру о том, что творится у него в голове. Он особо и не скрывает, что судьба персонажей интересует его гораздо меньше, чем перенесённая на экран умозрительная конструкция «вот и встретились две анонимности, развели у дороги костёр». Город будущего, где пытаются то ли полюбить, то ли погубить друг друга отчаянно одинокие герои, снят в монохроме, тщательно прибран и вылизан, будто плоская декорация — это нарисованный город, где живут лишь один мужчина и одна женщина, а все остальные — статисты.

В великом «Шоу Трумана» главный герой тоже прозревал искусственность мира: «Весь мир — это декорация, и тут появляешься ты!» — но там картинку выстраивали для него другие. Здесь в основе противоположный философский концепт: «Мир лишь проекция моего воображения». Или, как говорили в другом научно-фантастическом кино: «Ложки нет». Только вместе с ложкой Никкол, транслирующий на экран узоры своего сознания, теряет и заинтересованного зрителя. Смысл затеянного им разговора сводится к тому, что стерильный регламентированный социум, где отсутствует приватность, — это выжженная пустыня. Но и бунт против прозрачности, уход в анонимность, вместе с которой взваливаешь на себя проклятие одиночества — тоже не великое достижение. Иными словами, когда Бог забывает о тебе, это больно.


В фильме есть несколько удивительно изобретательных сцен, когда коварная хакерша подменяет картинку перед глазами Сола, заставляя его видеть перед собой черт знает что — то пожар, то крутую лестницу — и заставляя метаться в этих ловушках, паля во все стороны. Но даже в допотопных слэшерах, где вовсю использовали приём субъективного зрения, чтобы нагнать страху (зритель идентифицировал себя с жертвой, но вдруг получал возможность увидеть жертву глазами убийцы), этот простой прием работал, а тут — увы! — прокручивается вхолостую: никого не жалко, никого, ни тебя, ни меня, ни его. Зато это редкий в стерильной и регламентированной кинематографической пустыне фильм, где главный герой курит.

Больше Кино ТВ — в Telegram-канале. Подписывайтесь.

Читайте также
«Все знают» Асгара Фархади: фильм открытия 71-го Каннского кинофестиваля
Главный киносмотр Европы открылся семейной драмой иранского режиссёра Асгара Фархади, двукратного обладателя «Оскара» и победителя Берлинского кинофестиваля....
«Моя бывшая подружка»: Друг прекрасней, чем любовник
В российский прокат выходит «Моя бывшая подружка» — французская комедия об оболтусах и любви. О фильме рассказывает Павел Пугачёв. Лентяй Винсент (У...
«Параджанов: последняя весна»: летающие режиссёры
1 мая 1992 года вышла картина Михаила Вартанова «Параджанов:последняя весна» — один из самых удивительных документальных фильмов о режиссё...
Школьная мучительница: «Миссис Хайд» Сержа Бозона
Наталья Серебрякова посмотрела трагикомедию о школьной учительнице, ставшей монстром, в исполнении Изабель Юппер.Мадам Жекиль живёт в тихом бур...
«Лицо» Малгожаты Шумовской: нечего на зеркало пенять
В российском прокате — польский хит «Лицо» Малгожаты Шумовской: гран-при Берлинского кинофестиваля, остроумная критика католической церкви, обилие н...
«Неаполь под пеленой»: правда в глазах смотрящего
В Москве начинается 40-й Московский Международный фестиваль и открывается он новым фильмом итальянского режиссёра Ферзана Озпетека «Неаполь над пеленой»....
Также рекомендуем
Кадр из фильма «Узники страны призраков»/RLJE Films...
Влад Шуравин забрался в склепы неумирающей классики и внимательно изучил всех вурдалаков, обитающих по ту сторону экрана
В российский прокат выходит картина «Игры шпионов» про полковника ГРУ Олега Пеньковского, который в годы холодной войны...
Кадр из фильма «Узники страны призраков»/RLJE Films...
Влад Шуравин забрался в склепы неумирающей классики и внимательно изучил всех вурдалаков, обитающих по ту сторону экрана
В российский прокат выходит картина «Игры шпионов» про полковника ГРУ Олега Пеньковского, который в годы холодной войны...

Последние новости

«Годзилла и Конг: Новая империя» нацелился на уверенный старт в прокате
Блокбастер метит на 135 миллионов долларов в первые выходные.
Баки и Асура столкнутся в аниме-кроссовере для Netflix
Два культовых персонажа сразятся друг с другом.
Что смотреть в кино с 28 марта: от «Материнского инстинкта» до «Ненормального»
Новинка с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн в главных ролях, перевыпуск сатиры Романа...
Сюжет третьего сезона «Эйфории» сделает скачок во времени
События сериала перетекут из школьной жизни во взрослую.
Съёмки «Бэтмена 2» начнутся следующей весной
Об этом заявил инсайдер Джефф Снайдер.
«Ирландская мечта» с Линдси Лохан стал неожиданным хитом на Netflix
Романтическая комедия возглавила еженедельный чарт стриминга.
00:00