Береги свой хаос: сериал «Ведьмак» вышел на Netflix

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На платформе Netflix вышел долгожданный сериал «Ведьмак», который понравился фанатам первоисточника и компьютерных игр (кроме самых упёртых), вызвал справедливые вопросы у критиков, а многих не читавших сагу оставил в недоумении. Татьяна Алёшичева примиряет все три группы.

Очевидно, что одной из важнейших миссий сериала было не только удовлетворить фандом (дело почти безнадёжное — недовольные будут всегда), но и привлечь к экранизации книг Анджея Сапковского о Ведьмаке новую аудиторию, воспринимающую эту историю с чистого листа. И если эта миссия не провалилась сразу, то скорее вопреки, а не благодаря стараниям сценаристов и шоураннера Лорен Шмидт Хиссрич. Неофиты, не читавшие саги, оказались и среди журналистов. В итоге критический консенсус, в отличие от зрительского, сложился не в пользу сериала. Особенно отличились обозреватели издания Entertainment Weekly. Не продравшись сквозь вялотекущее действие первых эпизодов, они так и не разобрались в происходящем на экране, назвали постановку «ролевой игрой Dungeons & Dragons на уровне средней школы с бюджетом в несколько миллионов долларов» и поставили этому зрелищу ноль баллов. Более осторожный критик из IndieWire сформулировал претензию чётче, упрекнув шоу в том, что главному герою, профессиональному убийце чудовищ Геральту из Ривии (Генри Кэвилл), посвящена пара заходных эпизодов, в каждом из которых он исполняет короткую и завершённую миссию (как в компьютерной игре!), — а потом просто уходит на второй план.


Так и есть: в начале шоу просто непонятно, какова его структура. Пригожий ведьмак (в оригинале мутант с нестандартной внешностью, которая часто кажется отталкивающей) в первом эпизоде знакомится с чародеем Стрегобором (Ларс Миккельсен) и отказывается убивать по его заказу некую про́клятую принцессу Ренфри. Сюжет с Ренфри завершается в этом же эпизоде: mission complete. А дальше происходит вот что: Ведьмака отодвигают на второй план две другие сюжетные линии. Это история юной принцессы Цириллы (Фрейя Аллан), «львёнка из Цинтры»: королевству её бабушки, отважной воительницы королевы Калантэ (Джоди Мэй), грозит агрессивный сосед с юга — Нильфгаард, и девочка вынуждена пуститься в бега. А следом нам начинают рассказывать историю девушки-горбуньи Йеннифер (Аня Чалотра), попавшей в обучение к магам и проявившей выдающиеся способности к чародейству. Кто тут кем кому приходится, становится понятно от силы к третьему эпизоду. Вдобавок три разные истории происходят в разное время, хотя показаны параллельно. Что эти времена не сопрягаются, становится понятно далеко не сразу — персонажи, включая ребёнка Цириллу, выглядят совершенно не изменившимися, хотя зазор между эпизодами в одном случае составляет 12 лет.

Из-за того, что сериал довольно долго тянет параллельно три до поры не пересекающиеся сюжетные линии, пульс повествования еле прощупывается (впрочем, как и у самого Ведьмака — у мутантов сердце бьётся медленнее нашего). Вдобавок структура шоу меняется на ходу: вначале она вертикальная: одна серия — одна миссия Ведьмака. Выстраиваться в эпик с горизонтальным сюжетом сериал начинает далеко не сразу, по дороге теряя самых нетерпеливых зрителей. Что это такое: «12 подвигов Геракла» по одному на каждый эпизод? Или «Тристан и Изольда», где рок изначально связывает персонажей, которые движутся навстречу друг другу? По-видимому, и то, и другое: не успели мы познакомиться с одним главным героем и прикипеть к нему душой, как нам подсовывают двух других, пока никак не связанных с первым. Сопровождают это сценарное месиво с разными таймлайнами многозначительные рассуждения о Предназначении: мол, рано или поздно герои, связанные Предназначением, встретятся. Ну, хорошо, и на том спасибо.

К реалиям вселенной «Ведьмака» можно привыкнуть где-то к третьему, а то и четвёртому эпизоду — и для этого необходима зрительская лояльность. На Континенте Ведьмак сражается со сказочными чудовищами — в первом сезоне нам предъявили кикимору, стригу, дракона и безвинно убитую милейшую тварь хирикку: «А ведь достаточно было её просто покормить!», — считает Ведьмак. Он руководствуется своим особенным кодексом чести, выбирая «меньшее зло» из возможных и предпочитая временами видеть в мутантах и чудовищах «жертв обстоятельств» — например, чужого колдовства, которое можно обратить вспять, сохранив жизнь существу. В целом этот Ведьмак приятный парень, что и говорить!


На Континенте между тем действует орден чародеев, назначающих советников из числа своих учеников к правителям государств. А пока Ведьмак в сопровождении своего верного спутника, барда Лютика, зарабатывает звонкую монету борьбой с монстрами, на юге подымает голову агрессивный Нифльгаард, грозящий поглотить огнём и мечом мирные народы Континента. Одна из важнейших составляющих мифологии «Ведьмака», кроме Предназначения (все его ищут!), — это Право неожиданности. Работает оно так: взамен оказанной услуги можно взять с должника обещание отдать нечто, о чем он ещё не знает, причём даже спустя долгое время. Этот принцип похож на любовь в описании Лакана: «Любовь — это когда мы отдаём то, чего у нас нет, тому, кому это (пока) не нужно». А в сказках этот принцип работает попроще: тебе, допустим, спасло жизнь некое существо, а ты взамен обещал отдать ему того, кто первый встретится тебе на пороге дома по возвращении. По всему выходит, что вселенная «Ведьмака» — это вам не фунт изюму. У чародеев при этом своя философия: они сызмальства обучаются не просто показывать фокусы с превращениями, а вступать в сложные отношения с хаосом, не позволяя ему овладеть собой, а стремясь его контролировать и направлять. «Береги свой хаос, чтобы потом обрушить его на голову врага», — такова магическая стратегия победы в битве.

Что до шоураннера и сценаристов, то им удаётся обуздать свой хаос лишь после того, как шоу переваливает за половину. Этот хаос — не только сценарный, но и стилистический: увязать в одном повествовании разные жанры получается не всегда. Если Ведьмак отвечает за романтику и героику, то за юмор в ответе его спутник Лютик (Джои Бэти), которому по штату положено разряжать обстановку ёрническими репликами — этот довольно мультяшный персонаж (его уже стало принято сравнивать с Ослом из «Шрека») иногда выглядит искусственным механическим довеском к сюжету. Особенно заметна его функция «выключателя» в сценах с обнажёнкой, которые необходимо безопасно закруглить. В романтической сцене с участием Ведьмака (снятой под странный саундтрек с хлопками, подпрыжками и шотландскими волынками) Лютик вмешивается в происходящее, подсматривая за любовниками через окно, и сопровождает эпизод комическими репликами, благодаря чему тот начинает выглядеть смешно. Каковы тут были намерения сценаристов — неясно, но романтика благополучно убита. Другую подобную сцену, с иллюзией многофигурной оргии, всё тот же Лютик и вовсе превращает в балаган, проделывая на фоне происходящего парочку гэгов. И таким образом шоу без конца кидает от хоррора, романтики и героического пафоса к шуткам и прибауткам в каких-то диких несбалансированных пропорциях. В такие моменты «Ведьмак» становится похож на сериал-пародию «Галавант», а для героической саги это не самое лучшее сравнение. Что до эротических сцен, то они отпущены сериалу будто по разнарядке: примерно по одной обнажённой сцене на эпизод. Эротические эпизоды, или sexpositions, как окрестили их англоязычные критики в применении к «Игре престолов», — здесь, пожалуй, самый странный элемент шоу. Временами они выглядят смешно (по мотивам одной из них уже родился мем: мол, так выглядела платформа Pornhub в Средневековье), а временами так подцензурно, будто за всем этим стоит телеканал «Дисней» с секундомером и выключателем: герои поцеловались? Тогда гасим свет, уходим в затемнение и возвращаемся после монтажной склейки, будто ничего и не было!


Тем не менее хаос удаётся обуздать к финальным эпизодам — три сюжетные линии наконец складываются в единую картину, стилистический разнобой сглаживается, и сериал встречается со своим Предназначением — его становится интересно смотреть. На такой основе грядущий второй сезон может выйти и вовсе без огрехов, поскольку первый практически утрясает все свои проблемы к финалу.

Читайте также
Птица высокого полёта: в прокате «Озеро диких гусей»
Участник Каннского кинофестиваля, новый фильм обладателя «Золотого медведя» Берлинале Дяо Инаня «Озеро диких гусей» пережил первый уикенд российского проката....
«Одной волшебной ночью»: чисто французское кокетство
В прокат выходит премированный в Каннах новый фильм Кристофа Оноре («Все песни только о любви», «Прекрасная смоковница») с Кьярой Мастроян...
Право правых: в прокате «Достать ножи» Райана Джонсона
Гордей Петрик посмотрел новый хит режиссёра «Последних джедаев» и «Петли времени» Райана Джонсона. Правая идея по определению заразительна. «Great a...
Позавчерашнее кино: Татьяна Алёшичева посмотрела «Ирландца» Скорсезе
На платформе Netflix в обход мирового кинопроката вышел фильм Мартина Скорсезе «Ирландец» с гигантским хронометражем и легендарными актёра...
«Не подумай, что я кричу»: один из самых радикальных (и прекрасных) фильмов года
В Москву везут теневых героев фестивальной Европы. С 29 ноября по 14 декабря в кинотеатре «Звезда» покажут мало кем замеченные,...
«Предатель»: эталонная гангстерская драма от классика европейского кино
Все говорят об «Ирландце» Мартина Скорсезе, но в 2019-м был снят как минимум один гангстерский фильм, способный побороться за статус главн...
Также рекомендуем
Платформа START показывает сериал «Шерлок в России», в котором великий сыщик ловит Джека Потрошител...
Кадр из сериала «Сама дура-2» На Youtube-канале режиссёра Анны Зайцевой и Кинопоиск HD доступен вт...
Влад Шуравин рассказывает об уникальной страшной сказке времён Первой мировой
Новая лента Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» добралась до отечественного проката. Картина —...
Платформа START показывает сериал «Шерлок в России», в котором великий сыщик ловит Джека Потрошител...
Кадр из сериала «Сама дура-2» На Youtube-канале режиссёра Анны Зайцевой и Кинопоиск HD доступен вт...
Влад Шуравин рассказывает об уникальной страшной сказке времён Первой мировой
Новая лента Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» добралась до отечественного проката. Картина —...

Последние новости

Кэтрин Ньютон считает, что в Marvel очень легко работать
Также актриса сравнила опыт создания большого блокбастера с камерным ужастиком.
Джессика Честейн на новых кадрах драмы «Память»
В которой пару актрисе составил Питер Сарсгаард.
«Нелюбимка»: сборная документалка о Niletto
Объясняем, почему «Нелюбимка» заслуживает внимания зрителей.
Джеймс Ганн подтвердил окончательное закрытие прошлой версии «Зелёного фонаря»
Перезапущенная киновселенная DC не нашла места для Финна Уиттрока.
Том Холланд рассказал о статусе «Человека-паука 4»
Творческий процесс разработки уже начался.
Okko показал тизер психологического триллера «Трасса»
Также прошла премьера первого эпизода в рамках ММКФ.
Обзор бокс-офиса: уикенд с 19 апреля по 21 апреля
«Годзилла и Конг: Новая империя» не оставляет шансов конкурентам уже несколько неде...
00:00