Без убийства в экспрессе: «Поезд на Париж» Клинта Иствуда

Зинаида Пронченко – о новом фильме Клинта Иствуда, экранной интерпретации подвига пассажиров поезда Амстердам – Париж, спасших состав от террористов. К сожалению (а может, и к счастью), фильм прошёл мимо российского проката. 

Сегодня в кино осталось лишь два человека, жизнь которых, как нам кажется (хочется надеяться), не прервется никогда. Оба олицетворяют вечность, ну, хорошо – ХХ столетие, с их творчеством у каждого связано интимное переживание. Это Клинт Иствуд и Вуди Аллен. Ветераны-антиподы, снимающие в год по фильму, сколько мы себя помним. 2018-й не исключение, увы.

В новом «Поезде на Париж» Иствуд по старой привычке воспевает supremacy белых мужчин, что вооружены и опасны. И плевать он хотел на политкорректность. Истинные патриоты нюансам расового паритета не обучены. В фильме нашлось место почти всем фирменным темам Иствуда: только насилие делает из мальчика мужа, представители власти сплошь идиоты, в любой передряге бери ситуацию под контроль, ведь закон – вопрос оптики.


Из газетных передовиц сюжет известен вплоть до мельчайших деталей. 21 августа 2015 года трое молодых американцев спасли пассажиров поезда Thalys, следовавшего по маршруту Амстердам – Париж, от пуль радикала-джихадиста, подсевшего в Брюсселе. Для пущей убедительности героев, буквально закрывших грудью мирное население, играют сами герои – Алек Скарлатос, солдат национальной гвардии США, Спенсер Стоун, сержант ВВС, и Энтони Сэддлер, студент калифорнийского колледжа. В этом смысле на экране явно не хватает выходца из нынче всемирно известного района столицы еврократии Моленбека Аюба Эль Хаззани. Несколько странно, что добро у Иствуда взаправду, а зло понарошку, в жизни вообще-то наоборот.

Незамысловатый саспенс – мы знаем, храни Господь Америку, что никто не погиб – разбавлен флэшбэками в тяжелое детство и отрочество протагонистов. Отличавшиеся в школе малым ростом и изрядным ожирением Алек и Спенсер терпели насмешки и оскорбления от сверстников, пока армия не сделала из них людей, способных и за себя постоять, и Родине послужить, если возникнет такая необходимость.


Необходимость возникнет довольно скоро, в Багдаде стараниями американской администрации по-прежнему все неспокойно. Иствуд, естественно, воздерживается от политической критики – в его этической системе безопасность нации стоит, опять же, выше партбилета. Помочив ноги в крови повстанцев, защитники отечества отправляются на заслуженные каникулы в Амстердам. Тут с нескрываемым отвращением автор вынужден нарушить белое безмолвие игр патриотов черными знаками препинания. Против фактов нет приема, к Алеку и Спенсеру присоединяется афроамериканец Энтони в качестве условного Сидни Пуатье. Три мушкетера эпохи мультикультурализма, утомленные раста-забавами, дремлют в трансъевропейском экспрессе, даже не подозревая, что ангел смерти уже на пороге вагона первого класса.

От большинства духоподъемных фильмов, описывающих те или иные трагические происшествия новейшей истории, «Поезд на Париж» отличает вот что. Участие в съемках реальных фигурантов – как бы демонстративный отказ от щепетильности и, что особенно важно, от иллюзорной ширмы, имя которой – художественная интерпретация. Теракты – тема сложная, поскольку угроза перманентна, предотвратить ее практически невозможно, терроризм как вирус мутирует изо дня в день, жертв за редким исключением определяет случай. Не расовые или классовые обстоятельства, а вот это вот – если бы на пять минут позже или раньше, я бы остался жив. И до сих пор непонятно, каков необходимый срок давности (по аналогии с уголовным правом), чтобы можно было с точностью утверждать – перед нами оммаж, а не аморальная спекуляция горем. Иносказание автору всегда в помощь. Но Иствуд занят реконструкцией событий, интерпретирует только выводы, а они предсказуемо завиральные – все для фронта, все для победы. Где пролегает линия этого фронта и кто с кем и за что борется? Явно не за западные ценности, тут так называемый гуманизм Иствуда очевидно нуждается в апдейте.


Если бы «Поезд на Париж» снимал Вуди Аллен, мы бы узнали, что Алек и Спенсер два года спустя участвуют в передачах «Танцы со звездами», а рассказывая в тысячный раз про свой героизм, путаются в деталях, оспаривая друг у друга лавры. Но во вселенной Иствуда не бывает постскриптумов и победителей не судят, его кино основано на простом принципе: есть злые люди, и мы их обязательно накажем, только не надо нас торопить. Очень зря, потому что этот поезд ушел, время плохих, хороших, злых закончилось. Правда и ложь сегодня пишутся через дефис.

Больше Кино ТВ — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Автор — Зинаида Пронченко
Поделиться
Читайте также
Статьи Когда твой папа Агамемнон: 5 суровых уроков Йоргоса Лантимоса
Оля Касьянова подробно анализирует новый фильм Йоргоса Лантимоса, получившего награду за лучший сценарий на фестивале в Каннах. Сегодня в прокат наконец ...
Рецензии «Призрачная нить»: ты выглядишь так несовременно
В российском прокате — новый фильм Пола Томаса Андерсона: кажется, последняя роль Дэниела Дэй-Льюиса, музыка Джонни Гринвуда, шесть номинаций на&nbs...
Рецензии Выбора нет. Почему «Убийство священного оленя» — один из важнейших фильмов года
До российских экранов наконец-то добрался удивительный фильм Йоргоса Лантимоса — человека, который, возможно, лучше всех владеет приемом метафоры в&...
Статьи Берлинский кинофестиваль: что ждать от основной программы? Все фильмы
Делимся ожиданиями от конкурсных и внеконкурсных лент основной программы 68-го Берлинале. Ставки сделаны. 1. «Собачий остров» (Isle of Dogs)Гла...
Статьи «Лёд»: репортаж с московской премьеры
Создатели «Льда» называют свой фильм «музыкальной сказкой о любви и спорте». И в прокат его выпускают ко Дню влюбленных. Те, кто ходит в кино не только за поп...
Рецензии Удивительное кино: «Тернистый путь» — ямайская азбука
8 февраля 1972-го на экраны вышел фильм Перри Хенцеля «Тернистый путь» (The Harder They Come) — одна из самых важных лент для поклонников ...
Рецензии «Колесо чудес»: Вуди Аллен на пике формы
Татьяна Алёшичева о фильме, который может оказаться последним в карьере американского классика.Кони-Айленд, пятидесятые годы, манящее сливочное ретр...
Рецензии «12 мелодий любви» — новый фильм Клода Лелуша
Александр Мануйлов о джазовой трагикомедии французского классика, вышедшей в преступно ограниченный российский прокат.Ещё в «Баловне судьбы» Кл...
Рецензии Мэтт Дэймон в Солнечном городе: рецензия на фильм Александра Пэйна «Короче»
Елизавета Окулова рассказывает о фильме, задуманном в 2006-м, а снятом в 2017-м. 11 лет режиссёр копил деньги. Автор «Небраски», «На ...
Рецензии «Селфи»: приключения Хомерики в стране продюсеров
В российском прокате «Селфи» Николая Хомерики — второй кряду коммерческий фильм режиссёра, прежде снимавшего камерные, медленные и, как пра...
Рецензии Плакатное искусство: в прокат выходят «Три билборда за пределами Эббинга, штат Миссури»
До российских кинотеатров добрался последний фильм Мартина МакДоны, собравший к февралю полтора десятка престижных наград и являющийся одним из...
Рецензии Конец фильма: в российском прокате «Хэппи-энд» Михаэля Ханеке
Рецензия Зинаиды Пронченко и сюжет Ильи Максимова с московской премьеры фильма. Умилявшийся возрасту дожития в «Любви», Михаэль Ханеке вернулся с&nb...
Также рекомендуем
«Почти знамениты»: вместе мы сильнее
Совсем скоро откроются кинотеатры, но придётся немного подождать. Тягучее ожидание большого экрана помож...
Итоги года от Кино ТВ
Читатели и зрители Кино ТВ выбрали лучшего актёра, актрису, фильм и главное событие 2017-го. Мы ориентировались на ...
2019: прощальное письмо Зинаиды Пронченко
Прощаемся с годом, не прощаемся с Зинаидой. Спишемся в 2020-м! ...
Какая разница, кто в доме хозяин: фильм «Злое» Джеймса Вана
Влад Шуравин рассказывает о новом копеечном хорроре соавтора «Пилы»
Статьи
«Почти знамениты»: вместе мы сильнее
Совсем скоро откроются кинотеатры, но придётся немного подождать. Т...
Спецпроект
Итоги года от Кино ТВ
Читатели и зрители Кино ТВ выбрали лучшего актёра, актрису, фильм и главное со...
Статьи
2019: прощальное письмо Зинаиды Пронченко
Прощаемся с годом, не прощаемся ...
Рецензии
Какая разница, кто в доме хозяин: фильм «Злое» Джеймса Вана
Влад Шуравин рассказывает о новом копеечном хорроре соавтора «Пилы»