«Человек-паук: Вдали от дома»: блокбастер против ромкома

В российском прокате «Человек-паук: Вдали от дома», второй фильм обновлённой франшизы, завершающий к тому же сюжетную арку «Саги бесконечности». Анастасия Сенченко рассказывает о том, почему это чуть ли не самый сентиментальный комикс от Marvel.

Осторожно: текст содержит спойлеры!

Главная сверхспособность Питера Паркера — усмирять амбиции студии Marvel. Первый сольник Паука обошёлся без богов и инопланетных захватчиков. Он как мог справлялся с ролью доброго соседа не только для жителей Квинса в фильме, но и для зрителей. Том Холланд играл подростка, а не героя, и тем самым сократил дистанцию между супергеройской вселенной и зрителем до минимума. Даже несмотря на участие Тони Старка подростковый фильм побеждал комикс и таким образом оживлял жанр.


Первую часть «Возвращение домой» Джон Уоттс начинал с заснятого на телефон эпизода «Противостояния» — субъективного взгляда подростка на Мстителей. Новую историю «Возвращение домой» он также начинает глазами школьников — с клипа, смонтированного ими в память о Мстителях под Уитни Хьюстон. Будто мир после большой войны не изменился и нас ждёт приятный летний эпизод без потрясений и значимых для развития вселенной событий. Но на самом деле новый Человек-паук отчётливо задаёт вектор дальнейшего развития на второе десятилетие Marvel.

Кадр из х/ф «Человек-паук: Вдали от дома»», реж. Д. Уоттс, 2019 г.

Еще в 2016-м, вернув Паука в родную вселенную, создатели подвергли его большой опасности — взрослению. До воссоединения оставаться подростком герою помогала только смена экранных воплощений, из-за чего история каждый раз начиналась заново. Студия Marvel, создавая свою многосерийную эпопею, сделала ставку не на условное, а на вполне реальное время зрителей. История, пусть и с флешбеками, развивалась поступательно и была привязана к реальному календарю. В «Войне бесконечности» Железный человек заявляет, что прошло 6 лет, после событий в Нью-Йорке — так и есть, с выхода первых «Мстителей» к тому моменту прошло именно 6 лет. И Танос тут, конечно, спутал карты: «Финал» перебросил нас на четыре года вперёд. И только Пауку такие фокусы со временем пошли на пользу — наконец-то он получил сюжетно обоснованную возможность не взрослеть. После Щелчка все воскресшие вернулись в том же возрасте, в то время как остальной мир стал на 5 лет старше.

В новом фильме, в отличие от первой части, Питер Паркер совсем не стремится спасать мир. Вокруг ещё свежи воспоминания об истреблении и финальном воскрешении. Тони Старк умер, чтобы жить вечно и приглядывать за спасённым миром с каждого билборда и граффити. Класс Питера едет на каникулы в Европу. В голове у него одноклассница ЭмДжей (Зендея), романтические мечты о Венеции и Эйфелевой башне, первых признаниях и поцелуях. И когда тётя Мей (Мариса Томей) проверяет «паучье чутьё» племянника, бросая в него банан, Паркер тест намеренно проваливает. И мне, как утомленному не меньше Человека-паука зрителю, легко его понять. Кинотеатры, кажется, только вчера сменили афиши. Но дальновидная Мей всё же незаметно добавит костюм к багажу. Её настойчивое желание, чтобы племянник лишний раз рискнул жизнью, даже озадачивает.

Европейское турне Паука ожидаемо не обойдется без глобальных разрушений. В Европе одна за другой восстают стихии. В Венеции, что симптоматично, вода обретает форму монстра и крушит всё вокруг. Что-то неумолимо начинает перетягивать историю из романтической комедии в блокбастер. Паркер упирается и до последнего не хочет принимать участие в спасении мира — ещё бы, вы попробуйте показать подростку то, что ему не нравится. Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) в какой-то момент даже воскликнет: «Да ладно! Ты же в космосе был!», дивясь на паучью несознательность.

Правда, Фьюри вербует всегда готового к подвигу Мистерио (Джейк Джилленхол), но поклонники наверняка знают, что новый герой не так-то прост. Герой Джилленхола — мастер зрелищных постановок, одержимый идеей сделать представление частью реальности в расчёте, что никто не заметит подлога. В прошлом он — Квентин Бек, учёный, чей проект дополненной реальности Старк закрыл как неперспективный. И теперь уже в качестве Мистерио он становится режиссёром собственной картины, способной кому угодно испортить каникулы. В итоге между блокбастером и романтической комедией разворачивается нешуточная борьба. А Паук отважно спасает зрителя от спецэффектов. И сложно быть в этом не на его стороне.

Кадр из х/ф «Человек-паук: Вдали от дома»», реж. Д. Уоттс, 2019 г.

Сама идея такого метакомментария, борьбы с традицией после окончания главной войны, впечатляет. Создатели в форме приятного и лёгкого летнего экшена демонстрируют полное осознание, что прошлое не повторить. Истории больше нельзя рассказывать так, как это делали режиссёры в предыдущих фазах. Пантеон героев сложился, и никому уже не прославиться, спасая Заковию или Нью-Йорк. Мистерио этого не понимает и терпит поражение, потому что не способен создать зрелище не по готовому лекалу. Те иллюзии, которые он может нам показать, мы уже где-то видели. И главная его ошибка — в утверждении, что человечество готово поверить в любую ерунду. Нет, зрители уже более избирательны. Пришло время школьных видео с ютуба и сториз, с которых и начинаются фильмы о Пауке. Неудивительно, что именно сториз и помогает Питеру Паркеру оказаться в нужном месте в решающий момент.

Смотрите ролик проекта «Эволюция киногероев о Человеке-пауке:

Но, как ни печально, кажется, для супергероя-школьника настало то самое лето, в которое нужно прощаться с детством. В наследство от Старка он получает очки и неограниченный доступ к информации и боевым дронам. Возникающие голографические образы и подсказки — всё та же искажённая технологиями реальность, нужно только определиться, на чьей ты стороне. В целом же «Человек-паук: Вдали от дома» — история постепенного взросления вечного подростка, которое даже Танос не сможет остановить. Недаром в новом фильме так много перекличек с «Железным человеком 3». В той истории Тони Старк тоже сражался с шоуменом и был вынужден выбирать между возлюбленной и долгом. Сначала Паркер примеряет очки Старка, потом уже в его самолете, с его помощником создаёт себе новый костюм. Так в Питере чем ближе к финалу, тем отчётливее начинает проявляться наследник всем знакомого героя, наблюдающего за вселенной с разукрашенных стен и видеоклипов школьников.

Читайте также
Рецензии «Паразиты» Пон Чжун Хо: победитель Каннского кинофестиваля в прокате
В российском прокате «Паразиты» Пон Чжун Хо — победитель 72-го Каннского кинофестиваля, очевидно один из главных фильмов этого года. Зинаида Пронченко с подро...
Рецензии Новые сериалы. «Самый громкий голос»: Рассел Кроу в роли создателя Fox News
Канал Showtime (а в России «КиноПоиск» и Amediateka) показывает сериал «Самый громкий голос», посвящённый одиозному создателю телеканала Fox Ne...
Рецензии Фильм «Тридцать»: ещё одна весёлая вечеринка окончилась погасшим в глазах огнём
Гордей Петрик рассказывает о нашем любимом фильме с фестиваля «Зеркало» — «Тридцать» Симоны Костовой, самом малобюджетном фестивальном хите год...
Рецензии Драматургия аффекта: «Слепое пятно» Тувы Новотны
В конкурсе фестиваля «Зеркало» в этом году участвовала картина «Слепое пятно» — снятая без монтажных склеек история о семье, попытке суицида и «серых зонах» (...
Рецензии «Выше неба»: Зинаида Пронченко почти что хвалит русский фильм
С 27 июня в прокате новый фильм Оксаны Карас («Хороший мальчик», «Репетиции») «Выше неба» — история одной семьи на грани ромкома и&nb...
Рецензии Заложники по любви: «Однажды в Стокгольме» Роберта Будро
Когда Итан Хоук грабит банк, стокгольмский синдром обеспечен. Алексей Васильев — о фильме «Однажды в Стокгольме» Роберта Будро...
Также рекомендуем
Фото: Marvel StudiosЖурналисты издания Collider составили рейтинг Мстителей по уровню их интеллекта. Всего в него вошли ...
Человек-паук/MarvelВо время продвижения своей новой книги Tech Noir: The Art of James Cameron режиссёр Джеймс Кэмерон ра...
Канал Epix (а в России — «КиноПоиск») показывает сериал «Пенниуорт» о молодых годах дворе...
Канал Disney+ показал ровно половину (три серии) «Локи» — третьего сериала новой телевселенной «Марвел». Тать...
Статьи
Collider составил рейтинг Мстителей по их интеллектуальным способностям
Фото: Marvel StudiosЖурналисты издания Collider составили рейтинг Мстителей по уров...
Статьи
«Человек-паук» — величайший фильм Джеймса Кэмерона, который он так и не снял
Человек-паук/MarvelВо время продвижения своей новой книги Tech Noir: The Art of Jam...
Рецензии
«Пенниуорт»: новый сериал о молодом дворецком Бэтмена
Канал Epix (а в России — «КиноПоиск») показывает сериал «...
Рецензии
«Он и лошадь, он и бык, он и баба, и мужик»: Татьяна Алёшичева рассказывает про сериал «Локи» 
Канал Disney+ показал ровно половину (три серии) «Локи» — третьего сериа...

Последние новости

Новости Канны-2022: появились отзывы на «Три тысячи лет желаний» Джорджа Миллера
Картину называют противоположностью «Безумного Макса: Дорога ярости».
Новости Марк Руффало и Тони Коллетт сыграют в новом фильме Пон Джун-хо
В касте экранизации «Микки-7» уже заявлен Роберт Паттинсон.
Новости Режиссёр фильма «Я, робот» снимет хоррор про доппельгангера
Съёмки пройдут с использованием уникальной виртуальной технологии.
Новости Энтони Хопкинс погрузится в психоанализ и сыграет Зигмунда Фрейда
Фильм расскажет о вымышленной встрече австрийца с писателем К. С. Льюисом.
Подборки Главные экранизации Стивена Кинга: от худшей к лучшей
В этом списке вы точно найдёте себе фильм на вечер.
Новости Тильда Суинтон пробуждает Идриса Эльбу в промо «Трёх тысяч лет желаний»
Премьера фильма состоится на Каннском кинофестивале.
Новости Даг Лайман экранизирует нон-фикшн «Восстань и убей первым»
В ней рассказано о борьбе «Моссада» с египетской ракетной программой.
Новости Сериал про Годзиллу снимет режиссёр супергероики «Ванда/Вижн»
По сюжету кайдзю и другие здоровяки сравняют Сан-Франциско с землёй.