«Малкольм и Мари»: девушка в завязке и режиссёр-нарцисс выясняют отношения

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На Netflix вышла чёрно-белая картина «Малкольм и Мари», в главных ролях — Джон Дэвид Вашингтон и Зендея, на этих именах актёрский состав ленты и заканчивается. Сэм Левинсон до этого успел уже убойно высказаться на тему беззащитности личной информации и современного лицемерия в своей картине «Нация убийц», теперь же режиссёр говорит об отношениях, роли автора, эмоциональной ущербности, кинематографе, творческих муках, «пустозвонстве» критиков — и всё в одном фильме-диалоге. Виолетта Власова рассказывает, что же случилось в паре «Малкольма и Мари» и о чём герои разговаривают на протяжении всей картины. 


Всё, что я скажу, не будет иметь значения, ведь свобода моих слов, мыслей, эмоций, переживаний заканчивается там, где начинается свобода слов, мыслей, эмоций и переживаний других. Зачем снимать эмоционально глубокий фильм, если всё, что увидит публика, — это политическое высказывание, чей-то gaze или сборник «аутентичных» авторских штучек? Какая разница, о чём автор делает фильм, о чём пишет кинокритик, если всё, что нами движет, — это комплекс власти, желание похвастаться витиеватым стилем и оригинальной картиной мира? Имею ли я право брать на себя роль говорящего, когда всё, что я из себя представляю, — это сборник рандомных мыслей?

Другими словами, вопросы, которые поднимает Сэм Левинсон в картине «Малкольм и Мари», — шедевр. К тому же они вписаны в тонкую драматургию отношений и весь фильм сражаются за первенство в психологически нестабильной гонке в замкнутом пространстве одного дома. 


Всё, что я напишу дальше, по словам героя Малкольма, — полная ересь. Что он ждёт от меня как автора? Сначала я сравню фильм с картиной Майкла Николса «Кто боится Вирджинии Вульф?», ведь «Малкольм и Мари» — это очевидный реверанс в сторону love/hate отношений героев Джорджа и Марты: театральный сеттинг в пространстве одного дома, чёрно-белая съемка, психологические «игрища» режиссёра-нарцисса (Джон Дэвид Вашингтон) и его девушки (Зендея). Дальше, конечно, стоит вспомнить некоммуникабельность Антониони — когда герои не могут договориться в рамках одного фильма, потому что им не позволяет ограниченность собственной психики. Весь фильм пропитан пессимизмом и ненавистью к пустозвонству кинокритики, которая всего лишь является деталью в механизме капитализма, какой бы высоколобой или нейтральной она ни была.

Малкольм и Мари возвращаются с вечеринки по поводу премьеры их фильма. Главная героиня частично списана с Мари, однако во время своей речи Малкольм забыл (или не захотел) поблагодарить свою девушку — с этого начинается спор, в который вплетаются проблемы их совместной жизни, общества в целом и киноиндустрии в частности. «Малкольм и Мари» — картина, полностью спродюсированная, от идеи до съёмок, во время пандемии COVID-19, отсюда и особая острота диалога героев о кино.


Перед нами пример радикально нездоровых отношений, в которых Малкольм озабочен своей работой, а Мари страдает от нехватки эмоциональной близости со своим партнёром. Всё, что их объединяет, — это мимолётные и едва заметные вспышки близости. Но даже здесь находится место для проблематизации современного положения киноиндустрии. Малкольм — это такой типичный film nerd: с достойным образованием и довольно привилегированным положением. Малкольма заботит то, что его кино воспринимают как политику в первую очередь, ведь «если ты темнокожий, любое твоё высказывание — это политика». Ему недостаточно сравнения со Спайком Ли и Барри Дженкинсом, он хочет — с Уильямом Уайлером. Мари, девушка в «завязке» и с несколькими депрессивными эпизодами в резюме (амплуа Зендеи из «Эйфории»), конечно, в тирадах Малкольма о судьбах кинематографа темнокожих видит только нездоровое эго партнера — с ней сложно не согласиться. Но главное — ей плевать на то, каким вышел фильм, её заботит только подлинность эмоций, а фальшь автора, которая известна героине, не позволяет ей отделить опыт просмотра от собственного. «Я не знаю, кто такой Уильям Уайлер», — да и зачем его знать, если он ещё и мешает здоровой динамике в их отношениях? И действительно, так ли это важно, кто снял «Римские каникулы», когда и сам фильм постепенно из популярной культуры переносится в дневники киномана? 

Малкольм, будучи погружённым в вымышленный мир, эмоционально выключен из отношений с девушкой. Точно так же авторское кино сегодня — это в какой-то степени игра со «своей атмосферой», которая доступна очень ограниченному числу людей. Есть ли в этой игре какой-то смысл? Вопрос открытый. В противостоянии главных героев, которые эмоционально зависимы друг от друга, смысла точно мало, но именно в этой борьбе они находят свежие чувства друг к другу. Возможно, это и есть разгадка. 


Читайте также
«Раскопки» с Маллиган и Файнсом: фильм для любителей английской литературы
На Netflix вышла картина «Раскопки», в главных ролях Кэри Маллиган и Рэйф Файнс. Это сентиментальная экранизация книги, основанной на&n...
Триллер «Дьявол в деталях» Джона Ли Хэнкока: закон и беспорядок
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории о Бонни и Клайде постановщик из Техаса выпустил картину «Дья...
«Охотник на монстров» Пола Андерсона: «Смертельная битва» в «Обители зла» 
28 января в российский прокат выйдет новая лента Пола У. С. Андерсона, режиссёра, подарившего нам «Смертельную битву», «Обитель зла» и в довесок фи...
Мультфильм «Душа» Пита Доктера: «Великое До» и «Великое После»
В российский прокат выходит «Душа» — новая полнометражная анимация студии Pixar. Режиссёром мультфильма выступил Пит Доктер, подаривший нам такие ан...
Фильм «Девушка, подающая надежды»: живой труп и месть
Компания «Вольга» выпускает в российский прокат фильм «Девушка, подающая надежды» — полнометражный режиссёрский дебют шоураннера 2-го сезона сериала «Уби...
«Самый счастливый сезон»: меньше знаешь — крепче спишь
«Самый счастливый сезон» — романтическая комедия о  паре, которой по закону жанра придётся проверить свою любовь на прочность, но без надрыва...
Также рекомендуем
В российский прокат выходит драма взросления «Наш отец» Клаудио Ноче. 1970-е, Италия, улицы охвачены жестоким...
На фестивале «Ревизия» в Санкт-Петербурге — российская премьера странного немецкого хоррора «Лус». Об&nbs...
Анна Закревская рассказывает про Гарреля, упоминает Таноса и не забывает про невероятную красоту Летиции Касты
Соня Бессонова рассказывает о стриминговых новинках. В грядущие месяцы прокат, конечно, готовит марафон премьер,...
В российский прокат выходит драма взросления «Наш отец» Клаудио Ноче. 1970-е, Италия, улицы охвачены жестоким...
На фестивале «Ревизия» в Санкт-Петербурге — российская премьера странного немецкого хоррора «Лус». Об&nbs...
Анна Закревская рассказывает про Гарреля, упоминает Таноса и не забывает про невероятную красоту Летиции Касты
Соня Бессонова рассказывает о стриминговых новинках. В грядущие месяцы прокат, конечно, готовит марафон премьер,...

Последние новости

Фильм «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» изначально должен был быть аниме
За 15 лет разработки проект успел претерпеть изменения.
ММКФ-2024: самозванцы активизируются, вампиры социализируются
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть вторая.
Кинофестиваль стран БРИКС объявил победителей
Который проходил в рамках 46-го Московского международного кинофестиваля.
Фильм по сериалу «Юри на льду» отменён
Студия MAPPA больше не занимается созданием аниме-ленты.
00:00