Долгая командировка в «Минамату»: Джонни Депп в поисках правды 

Российский зритель ещё до широкого проката получил возможность увидеть новую ленту Эндрю Левитаса в рамках фестиваля американского кино Amfest. «Минамата», картина, основанная на реальных событиях, повествует об экологической катастрофе, случившейся в 1970-е в прибрежном городе Японии, и о фотографе, который всеми силами пытался запечатлеть правду. Вера Гиренко заранее предупреждает, с каким настроем стоит смотреть эту картину, хвалит визуальный ряд и рассказывает историю героя Джонни Деппа. В широкий прокат лента выйдет 19 ноября. 


Сразу оговоримся. Это очень морализаторское кино, в основу которого заложена достаточно наивная картина мира: он чётко поделён на «чёрное» и «белое», «хорошее» и «плохое», «доброе» и «злое». В рамках этого мировоззрения живут не только персонажи фильма, но и его создатели. Они все объединены поиском правды, которая приравнена к добру. Только после этих концептуальных уточнений двухчасовая «Минамата» выносима и местами даже приятна для просмотра. 

Правдоискательство начинается уже на уровне сценария. Фильм основан на реальных событиях. Он рассказывает подлинную (насколько это возможно в кино) историю последней командировки американского фотожурналиста Уильяма Юджина Смита, известного своим крайне субъективным подходом к созданию снимков. 

Смит прославился во время Второй мировой войны, когда, участвуя в военных действиях на передовой с Японией, делал шокирующие по градусу правдивости фотографии. После этого он надолго прекратил работу и практически стал затворником. Пока в начале 1970-х годов из-за задания редакции журнала Life не вернулся в профессию, чтобы запечатлеть последствия ртутного отравления жителей японского промышленного города Минаматы. Построенные там химические заводы компании Chisso почти полвека сбрасывали отходы в местный залив. В результате горожане стали страдать недугом, который в 1956 году получил название «болезнь Минаматы». Её симптомы были широко известны: нарушение моторики, деформация конечностей, ослабление зрения и слуха, в худших случаях — паралич. 


Для разочаровавшегося в жизни престарелого алкоголика Смита эта командировка — последний шанс воскресить для себя профессию, при помощи которой, как он утверждал, можно изменить жизнь людей к лучшему. Джону Деппу не в первый раз пришлось играть творческую одержимость на алкогольных парах. Такие персонажи в его фильмографии уже были в «Ромовом дневнике» и «Тайном окне». Только вот в этот раз, если верить «глянцевой» прессе, подобное амплуа как никогда близко к реальному состоянию актёра, который в «Минамате» выступил ещё и в качестве продюсера. 

Для Смита поиск спасительной правды состоит в том, чтобы в очередной раз ценой потери душевного покоя через фотографии выразить своё отношение к происходящей несправедливости. Экзотичный, замкнутый и хрупкий мирок жителей Минаматы мы видим через восприятие профессионального фотографа и — «глазами» французского оператора Бенуа Деломма. Благодаря съёмке ручной камерой, которая делает изображение похожим на хронику, локальная экологическая катастрофа Минаматы становится глобальным гуманитарным фиаско. Драматизма истории придаёт стыковка игровых и документальных кадров.

Визуальная кульминация фильма вызовет восхищение у эстетов и западного, и ориенталистского толка. Ключевая фотография, сделанная в Минамате для журнала Life, — «Томоко Уэмура в её ванной комнате», где мать моет обезображенную дочь, — напомнит и о ключевом для Европы религиозном сюжете «Пьета», и о восточном парафразе на него, снятом южнокорейским режиссёром Ким Ки Дуком в 2012 году. 

«Минамата» претендует на почти публицистическую объективность. Если устами жертв говорится, что все мы так или иначе — жертвы прогресса, то палачи (руководство завода) констатируют: опасные для жизни химикаты давно стали нормой в нашей жизни. Они входят в состав пластика, удобрений, да и фотоплёнки, на которую снимался знаменитый репортаж Смита, — так что мы все пособники экологического преступления в Минамате, а также всех предыдущих и последующих. 

Главный недостаток картины состоит в том, что в погоне за правдивостью её создатели, кажется, забыли, что даже серьёзное кино — это всего лишь кино, которое должно быть интересным. С «Минаматой» это случилось не целиком. Она хороша частями, но вообще — производит впечатление затянутого и не вполне внятного зрелища. 

Кстати, примерно такой же упрёк получила и первая лента режиссёра Эндрю Левитаса. В предыдущей работе он также обратился к достаточно спорной гуманитарной проблеме. Драма 2014 года «Колыбельная» была про эвтаназию. В основе той работы лежала всё та же «чёрно-белая» картина мира и простая идея. Смерть одного человека, как и смерть многих, — результат личного морального выбора между добром и злом.


Читайте также
Картина «Ведьмы» Роберта Земекиса: иногда они возвращаются 
На большие экраны выходит картина Роберта Земекиса «Ведьмы». Впервые роман Роальда Даля адаптировали для экрана в 1989 году. Николас Роуг в своём ф...
Картина «Опасный элемент»: радиоактивная мадам
Маржан Сатрапи, французский режиссёр иранского происхождения, возвращается на большой экран с новой историей, вновь основанной на графическом романе, ...
Где-то между трудностями перевода: «Последняя капля» Софии Копполы 
Светлая грусть, средний возраст, седой Билл Мюррей, трудности брака, подозрения и «бытовой шпионаж»: на сервисе Apple TV+ вышла новая картина Софии...
«Бульварная история с шутками и прибаутками»: сериал «Шерлок в России»
Платформа START показывает сериал «Шерлок в России», в котором великий сыщик ловит Джека Потрошителя в Петербурге. Татьяна Алёшичева...
Глубокое промо: премьера фильма Михаила Сегала «Глубже!» 
Семь лет назад комедия «Горько!» Жоры Крыжовникова объединила самых разных людей, удачно (судя по сборам) отыскав народное торжество. Михаил Сега...
«Суд над чикагской семёркой»: большой американский фильм
На Netflix вышел второй режиссёрский проект сценариста Аарона Соркина — драма «Суд над чикагской семёркой». Максим Ершов объясняет, почему у&n...
Также рекомендуем
В российский прокат выходит картина «Родные» — новый комедийный проект режиссёра Ильи Аксёнова. За сценарий ф...
В российский прокат выходит драма взросления «Наш отец» Клаудио Ноче. 1970-е, Италия, улицы охвачены жестоким...
Одним из первых кинотеатральных релизов в российском прокате станет лента «Хэппи-энд» режиссёра Евгения Шеляки...
Комедия «Родные»: Сергей Бурунов по дороге на Грушинский фестиваль
В российский прокат выходит картина «Родные» — новый комедийный проект режиссёра Ильи Аксёнова. За сценарий фильма отвечают Жора Крыжовников и Алек...
Фильм «Наш отец» Клаудио Ноче: шум, ярость и «годы свинца» 
В российский прокат выходит драма взросления «Наш отец» Клаудио Ноче. 1970-е, Италия, улицы охвачены жестоким противостоянием между крайне правыми ...
«Память» Апичатпона Вирасетакула: тайна взрывающейся головы
«Русский Репортаж» Не без приключений до российского прок...
Премьера фильма «Хэппи-энд»: Старый Новый дед
Одним из первых кинотеатральных релизов в российском прокате станет лента «Хэппи-энд» режиссёра Евгения Шелякина, премьера которой состоялась в ...

Последние новости

На «Ленфильме» покажут участников фестиваля Context. Film
Он посвящён связи современной хореографии и кино.
В нескольких городах России пройдут спецпоказы к 70-летию хореографа Охада Нахарина
Цикл показов охватит Москву, Петербург, Екатеринбург и Новосибирск.
Шпаги наготове: вышел трейлер фильма «Три мушкетёра: Д’Артаньян»
В нём снялись Ева Грин, Венсан Кассель и Луи Гаррель.
Второй сезон «Манюни» выйдет 15 декабря
Премьера состоится на платформе Okko.
«Солнце моё» признано лучшим британским независимым фильмом 2022 года
Его постановщица Шарлотта Уэллс получила несколько премий BIFA.