«Дом Gucci» Ридли Скотта: в поисках утраченного имени

кадр из фильма дом gucci
UPI Россия

В прокате ещё один фильм Ридли Скотта — «Дом Gucci». История одного из самых скандальных убийств в мире высокой моды. Анастасия Сенченко рассказывает, какой получилась картина, что волнует в этой истории режиссёра больше всего и насколько тяжела для носки громкая фамилия.

Второй за год фильм Ридли Скотта с Адамом Драйвером — полная противоположность вышедшей чуть ранее «Последней дуэли». Так на основе двух реальных историй Скотт умудрился снять средневековый триллер-процедурал и оперетту, в которой, кажется, вот-вот рухнет размалёванный задник, благо Gucci и Ридли Скотт — бренды, о качестве которых можно не беспокоиться. «Последняя дуэль» ошеломляет, но «Дом Gucci» развлекает, что тоже неплохо. Лёгкость тона, выбранного для этой истории, прямо противоположна реальным событиям, которые легли в основу. К середине фильма даже начинает казаться, что для Скотта «Дом Gucci» — что-то вроде тарантиновского «Однажды в... Голливуде», так хулигански он обращается с патриархами моды. Неудивительно, что реальные наследники Гуччи сочли фильм оскорбительным.

Маурицио Гуччи (Адам Драйвер) — скромный и начитанный богатый наследник с отменным вкусом и хорошими манерами. Патриция Реджани (Леди Гага) — бойкая девица, которая не прочитала ни одной книги, но знает, как приковать к себе мужские взгляды, — одним своим появлением она ненадолго останавливает работу отцовского автобусного парка. Их знакомство обставлено как история Золушки, и в роли Золушки здесь герой Драйвера: из бармена до принца в глазах Патриции его преображает не костюм от доброй феи, а произнесённая вслух фамилия. Маурицио даже спешно покидает вечеринку, не оставив своих координат, но тут уж Патриция использует всё своё мужество и обаяние, чтобы разыскать в Милане беглеца и в итоге женить его на себе. В дальнейшем её ждёт ужасное разочарование: чуда и волшебного преображения не случается, никто ни разу не назовёт её благородным именем Гуччи, для них она навсегда останется Реджани, даже нацепив на себя всё, что предлагает их модный дом в Нью-Йорке.

Эта капризная магия имени занимает Ридли Скотта больше, чем обстоятельства конкретного преступления или история о том, как члены благородной фамилии лишились своего бренда. Почему Гуччи, играющий в футбол с работягами в автобусном парке своего тестя, остаётся Гуччи, а Реджани, яро отстаивающая славное имя модного дома и все связанные с ним привилегии, осталась Реджани, несмотря на замужество? Примечательно, что началом раскола в семейном бизнесе стало взбудоражившее Патрицию открытие рынка подделок хорошего качества, благодаря которому у её домработницы появилась такая же сумочка, как у неё. При этом и Маурицио, и глава модного дома дядя Альдо отнеслись к этой новости с иронией. Патриции так и не суждено было понять, что Гуччи — это привилегия кровная, а не экономическая.

кадр из фильма дом gucci
UPI Россия

кадр из фильма дом gucci
UPI Россия

Леди Гага, безусловно, сыграла лучшую роль в своей карьере на данный момент. В том, что у неё талант точно попадать в ряженых, травестийных персонажей, сомневаться не приходилось никогда. Но в лучших моментах её Патриция приближается к великой Маме Роме в исполнении Анны Маньяни — готовая на всё ради своей семьи, тираническая и опекающая, она любыми правдами и неправдами ведёт, как ей кажется, свой дом к процветанию, и лишь предательство мужа наконец открывает ей глаза на то, как легко урождённой Реджани остаться за порогом этого роскошного дома. Драйвер, кажется, впервые со времён «Патерсона» играет чуткость и ранимость. И в том, как тонко он показывает их постепенное вырождение в высокомерие, Драйвер достигает каких-то недосягаемых высот.

Ироничная интонация Скотта в фильме, сюжетом которого становится громкое заказное убийство, только на первый взгляд вызывает замешательство. Не так давно Марко Беллоккьо в своём «Предателе» представил исторический судебный процесс над мафией не менее театрально и насмешливо. Об истоках этой интонации напрямую говорится и в фильме, когда один из завсегдатаев модных показов говорит Маурицио, что если Versace — это рок и андеграунд, то Gucci — дешёвая оперетта. Поначалу Скотт и снимает семейство Гуччи как опереточных героев: преувеличенно ранимый Паоло (Джаред Лето, которого вы точно не узнаете), слишком чопорный Родольфо (Джереми Айронс), хваткий и не по годам изворотливый Альдо (Аль Пачино). Но постепенно из-за опереточных масок к концу фильма покажутся живые люди — ровно так же, как Маурицио, возглавив семейный бизнес благодаря Патриции, заставит мир высокой моды пересмотреть своё отношение к славному бренду.

Мезальянс Патриция — Гуччи, лежащий в центре сюжета, тоже претерпевает трагическую трансформацию. Собственно, как и в жизни, с годами из сюжета для романтической комедии он вырастает в настоящую драму, обострив противоречия, которые поначалу всегда кажутся такими забавными. В этом смысле Ридли Скотт снимает кино ещё и о том, что разница между комедией и трагедией не только в дистанции, как считал Чаплин, но и в продолжительности взгляда. Если долго смотреть на Гуччи, то можно наконец разглядеть, что ни легендарные туфли с золотой подкладкой, ни созданный для Грейс Келли шёлковый платок не приближают их обладателей к великой фамилии, а лишь подчёркивают дистанцию между ними. И в этот момент Скотт вдруг заходит на территорию Висконти, рассказывая о том, что люди богатеют гораздо быстрее, чем образовываются. А потому каждому благородному семейству однажды собственное имя, превратись оно в бренд, окажется не по карману.

Читайте также
Рецензии ​​«Охотники за привидениями: Наследники»: сядь за руль моей машины
В российский прокат вышел ребут (он же сиквел) «Охотников за привидениями», снятый сыном режиссёра оригинала Джейсоном Райтманом и получивший название «Наслед...
Рецензии Искусство самоуважения: «Удары» Холли Берри
Кадр из фильма «Удары»/NetflixНа Netflix можно посмотреть режиссёрский дебют Холли Берри, картину «Удары», в которой она исполнила также главную роль. Как мож...
Рецензии «Прошлой ночью в Сохо»: Райт в отражении
«Райт впервые перестаёт контролировать каждый метр своего киномира и отдаётся на волю иррациональному», — на Венецианском кинофестивале состоялась ...
Рецензии Первый симптом — кровь из глаз. В прокате «Обитель зла: Раккун-Сити»
Sony Pictures Productions and ReleasingДо отечественного проката докатился фильм «Обитель зла: Раккун-Сити» — мягкая перезагрузка легендарной франшизы 2000-х ...
Рецензии «Король Ричард»: у него был план, и он его придерживался
В российский прокат вышел «Король Ричард» — биографический фильм о первых годах сестёр Уильямс в теннисе и их отце Ричарде, который ещё до рождения дочек реши...
Рецензии «Последняя дуэль» Ридли Скотта: три истории — одна правдивая
20th Century StudiosВ прокате новый фильм Ридли Скотта. Публикуем статью Анастасии Сенченко с Венецианского кинофестиваля, где была показана картина «Последня...
Также рекомендуем
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории о Бонни и Клайде постановщи...
Собираем сериальный урожай. Татьяна Алёшичева составила гид по премьерам сентября. История властной медсестры из картины...
На платформе Netflix в обход мирового кинопроката вышел фильм Мартина Скорсезе «Ирландец» с гигантским хр...
КИНОТВ Виктор Непша — о самых интересных материалах из иностранной прессы о кино. Журналисты обсужда...
Рецензии
Триллер «Дьявол в деталях» Джона Ли Хэнкока: закон и беспорядок
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории ...
Подборки
Сериальные премьеры сентября: гид Татьяны Алёшичевой
Собираем сериальный урожай. Татьяна Алёшичева составила гид по премьерам сентября. ...
Рецензии
Позавчерашнее кино: Татьяна Алёшичева посмотрела «Ирландца» Скорсезе
На платформе Netflix в обход мирового кинопроката вышел фильм Мартина Ско...
Подборки
Обзор (к)инопрессы #73: Леди Гага, Дэвид Линч, Мартин Скорсезе и киномерч
КИНОТВ Виктор Непша — о самых интересных материалах из иностран...

Последние новости

Новости Майк Тайсон считает, что стриминг Hulu «украл историю его жизни» для нового сериала
Боксёр не принимал участия в создании шоу «Майк» и не получил за него никакой компе...
Рецензии Что посмотреть дома: сериал «Бесконечная ночь» — ужас во сне и наяву
На «Амедиатеке» можно посмотреть сериал от режиссёра фильма «Сегодня погибли наши г...
Новости Дрейк получил первую номинацию на «Эмми» за продюсирование «Эйфории»
Среди других номинантов — Пол МакКартни и Йоко Оно.
Новости Режиссёры «Подземелий и драконов» снимут сериал о «сатанинской панике»
Это социальный феномен, охвативший Америку в 80-х.