Фильм «Человек-паук: Нет пути домой»: как здорово, что все мы собрались

В прокате «Человек-паук: Нет пути домой» — грандиозный и неожиданный кроссовер, который мог стать чем-то большим, чем просто торжеством фан-сервиса. Сергей Сергиенко рассказывает о мечтах, которым иногда лучше оставаться мечтами.

Жизнь Питера Паркера изменилась в одночасье после того, как коварный Мистерио раскрыл тайну его личности. Теперь весь мир знает, что он — Человек-паук, и мнения общественности разделились: кто-то считает его героем, а кто-то — ужасным убийцей. Но все буквально не спускают со школьника пристального взгляда в надежде узнать побольше о геройской жизни. Словно этого мало, жизнь наносит ещё один удар: ни один университет не готов брать опасного студента и, что ещё обиднее, его лучшего друга и девушку. Питер решает обратиться за помощью к доктору Стрэнджу: тот всё же должен придумать какое-то необычное, но эффективное решение проблемы. Увы, задуманное колдовство идёт не по плану, и в жизни Паркера добавляется ещё и проблема в виде суперзлодеев, привлечённых его именем из других вселенных.

«Человек-паук: Нет пути домой»
Кадр из фильма «Человек-паук: Нет пути домой»

Главный «твист» фильма, а именно появление множества старых героев и злодеев, попал в сеть как-то неоправданно быстро. Да и сами создатели скрывали тайну только номинально: уже в ранних трейлерах засветился Альфред Молина из «Человека-паука 2» 2004 года, вновь играющий доктора Осьминога, а чуть позже и вовсе показали уже пять злодеев не только из фильмов Сэма Рэйми, но и из дилогии Марка Уэбба. При этом создатели до смешного нелепо секретничали, делая вид, что злодеями дело и ограничится, хотя все и каждый знали, что это не так.

И, конечно, это и правда не так. «Тайну» можно раскрыть, банально заглянув в список задействованных актёров на примерно любом агрегаторе. Плюс утёкшие кадры тоже показывали, что да, Пауков будет сразу три. Вроде ничего сверхъестественного: подобное уже показали в «Человеке-пауке: Через вселенные», а тут логично приплели две предыдущие экранизации. Но дьявол традиционно в деталях.

Сама идея совместить разных героев на экране кажется интересной: да, это было в мультфильмах и комиксах, но в кино прецедентов ещё не случалось. Однако в тех случаях речь не шла о героях с определённым багажом зрительских ожиданий, а вот «Нет пути домой» — именно такой случай. Имея на руках такую карту, её можно разыграть несколькими способами, самый очевидный из которых — попытаться угодить всем. В первую очередь — фанатам предыдущих фильмов. Конечно, Джон Уоттс сделал именно это, поэтому появление каждого «гостя из прошлого» сопровождается какой-то характерной фишкой, будь то шутка, ставшая мемом, или запоминающаяся фраза.

Кадр из фильма «Человек-паук: Нет пути домой»
Кадр из фильма «Человек-паук: Нет пути домой»

И если бы этим всё и ограничилось, проблем бы не было. Увы, не только первое, но практически каждое появление «старых друзей» сопровождается отсылкой, а то и мета-комментарием, выходящим за пределы нарратива фильмов и затрагивающим реальные проблемы того же несбывшегося четвёртого фильма Рэйми. И количество подобных отсылок в какой-то момент попросту превышает все разумные пределы, скатываясь в болото самопародии. Что особенно обидно на фоне того, что, вообще-то, «Нет пути домой» в целом неплохо выступает ещё и на поле драмы.

Центральный конфликт был показан в трейлерах: Стрэндж пытается вернуть пришельцев по своим мирам, не заботясь о том, что с ними случится, а Дружелюбный сосед пытается всё же им помочь, несмотря на все трудности. Это действительно интересный ход: у предыдущих Паркеров не всегда получалось красиво справляться со своими недругами, большинство из которых ещё и становились злодеями из-за какой-либо ошибки — как тот же доктор Осьминог, чьим разумом завладели технологии. Паркер нового поколения делает всё, чтобы помочь даже тем, кого он, по сути, не знает. И, само собой, это закончится не так хорошо, как надеялся Паучок.

Странным образом Паук «новый» старательно исправляет ошибки Пауков «старых», в частности, закрывая некоторые неразрешённые вопросы оригиналов и давая героям и злодеям право наконец изменить то, что казалось непоправимым. И местами это работает как задумано, вызывая бурю эмоций. А местами, увы, перегибы с фан-сервисом не оставляют в душе ничего, кроме повисшего в воздухе вопроса: «Вы серьёзно?»

Кадр из фильма «Человек-паук: Нет пути домой»

Что не менее интересно, весь сюжет Паркер пытается исправить якобы собственные ошибки, хотя на деле единственным его неправильным решением было… довериться старшим. Не раскрывая ничего сверх того, что показано в трейлере, можно упомянуть, что тот же Стрэндж начал накладывать заклинание, не рассказав о последствиях, но виноватым выставил именно Питера. Это, увы, не единственная подобная оплошность со стороны взрослых, но трудности по итогу приходится решать именно Паркеру. И, увы, стремительно взрослеть: да, на плечи Паука и до этого сваливалась огромная ответственность, пришедшая с не меньшей силой, но на этот раз ставки в некотором смысле даже выше, чем в «Финале». По крайней мере, для отдельно взятого героя.

«Нет пути домой» завершает определённый этап жизни Паркера и открывает новую страницу. Какой она будет — большой вопрос, ответ на который пока, судя по всему, не знает никто. Тот же Том Холланд в интервью признавался, что может и не вернуться к роли Паука. Правда, не так давно в чём-то подобном клялись и Тоби Магуайр с Эндрю Гарфилдом, да и ещё несколько актёров в интервью к «Нет пути домой» говорили, что их и в фильме-то быть не может. Однако же на деле всё оказалось ожидаемо не так.

Немного грустно, что трилогия о Пауке завершается именно фестивалем отсылок и шуток для своих. У истории есть отличный драматический потенциал, да и вопросы затрагиваются крайне интересные, но отчаянная попытка сыграть на чувствах фанатов местами выглядит до боли неуместной и не вызывает ничего, кроме гримасы боли. Самое страшное, впрочем, впереди: открывшуюся шкатулку Пандоры явно будет не так-то просто захлопнуть, а упоминание Мультивселенной мы слышим явно не в последний раз.

P.S. Сцен после титров на этот раз две, и вторая может стать неожиданностью даже для преданных фанатов. Речь не о её содержании, а скорее о выбранной создателями форме.

Читайте также
Рецензии Лето одного года: «Остров Бергмана» Мии Хансен-Лёв
Ксения Ильина рассказывает про фильм «Остров Бергмана», который, в свою очередь, по...
Рецензии Сериал «И просто так»: жизнь после «Секса в большом городе»
Стоит ли новое шоу просмотра, рассуждает Татьяна Алёшичева
Рецензии Фильм «Спенсер»: кошмар перед Рождеством принцессы Дианы
Вероника Хлебникова рассказывает о фильме «Спенсер» про принцессу Диану с Кристен Стюарт...
Рецензии «Вестсайдская история» Спилберга: выверенная и отрепетированная история любви
Новая версия классического мюзикла 60-х, который закрепился в генетическом коде аме...
Рецензии «Дом Gucci» Ридли Скотта: в поисках утраченного имени
О новом фильме мэтра кино и лучшей роли Леди Гаги.
Рецензии ​​«Охотники за привидениями: Наследники»: сядь за руль моей машины
Дарья Тарасова рассказывает, удалось ли продолжению поймать атмосферу первоисточник...
Также рекомендуем
Ефим Гугнин — о последней марвеловской новинке, пропитанной пафосом и фольклором
На платформе Apple TV+ вышел фильм «По наклонной» Энтони и Джо Руссо с Томом Холландом в главной роли. Виолетта Власова ...
На российские экраны выходит «Человек-муравей и Оса» — юбилейный, двадцатый фильм вселенной Marvel, назва...
Алексей Филиппов подводит заключение к циклу о комиксам и массовой культуре.
Рецензии
«Шан-Чи и легенда десяти колец»: супергеройская разборка в стиле кунг-фу
Ефим Гугнин — о последней марвеловской новинке, пропитанной пафосом и фольклором
Рецензии
Фильм «По наклонной» братьев Руссо: даю присягу героину
На платформе Apple TV+ вышел фильм «По наклонной» Энтони и Джо Руссо с Томом Холлан...
Рецензии
Так поди же, попляши! В прокате «Человек-муравей и Оса»
На российские экраны выходит «Человек-муравей и Оса» — юбилейный, дв...
Спецпроект
#комикс-код: Йорик будет жить ещё долго, Человек-паук должен умереть. Финал
Алексей Филиппов подводит заключение к циклу о комиксам и массовой культуре.