Фильм «Эскортницы» — о душе и теле

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

Сусанна Альперина («Российская газета») рассказывает о фильме «Эскортницы», который можно застать в российских кинотеатрах. Про телесность, про неудобные темы и судьбу эротических триллеров.

Слово «эротический» в последнее время всё чаще применяется в определении кино и сериалов — от уже отсмотренных и проговорённых на всех уровнях «Содержанок» до наступающего «Волка». Причём слово это порой употребляют по отношению к проектам, в которых эротика — лишь форма, подчёркивающая суть. Вот и польский фильм «Эскортницы» (Girls to Buy / Dziewczyny z Dubaju), который вышел в российский прокат 26 мая, таков.

Кадр из фильма «Эскортницы»

Впрочем, сама тема фильма действительно пикантна — лента, события которой вымышлены, основана на книге Петра Крысяка «Девушки из Дубая», она же, в свою очередь, опирается на реальную историю — так называемый Дубайский скандал, в котором были замешаны многие знаменитости. Речь о периоде начала двухтысячных, когда польские девушки ездили за границу, не только практикуя сексуальный туризм, но и часто попадая в самое настоящее рабство. Лента — весьма актуальное и смелое высказывание о том, о чём предпочитают стыдливо умалчивать.

Главная героиня фильма Эми — молодая девушка из провинции, живущая с матерью, которая работает сразу на двух работах, дабы обеспечить себя и дочь. Одна из них — продавщица в газетном киоске, где так много глянцевых изданий, рассказывающих о красивой жизни. Да вот беда — не всегда удаётся насобирать денег даже на кофе, не говоря уже о журнале.


Разумеется, Эми, как и героини бессчётного числа фильмов и книг (про реальную жизнь — просто умолчим), хочет сбежать от затхлой провинции в столичный красивый мир, что она и делает, выиграв деньги на билет в покер у местных парней. Соблазны не заставляют себя ждать — в жизни Эми появляются «девушка с обложки», королева красоты Марианна и её мама — Дорота.


Умело разведя провинциалку на секс с богатым клиентом, мама и дочь не подозревают, насколько она окажется одновременно и глупенькой, и шустрой. Дурочка Эми ровно настолько, чтобы позволить клиенту снимать весь процесс на камеру. Шустрая, потому что довольно быстро претендует на роль полноправного партнёра в сутенёрском бизнесе, который направлен на то, чтобы поставлять «живой товар» за границу. В Эми просыпаются невиданные азарт и рвение, плюс она влюбляется в партнёра Сэма (итальянский актёр, модель и продюсер Джулио Беррути), который обслуживает арабских шейхов (большинство из них также играют итальянцы), поставляя им всё самое необходимое, в том числе и девушек для вечеринок.

Кадр из фильма «Эскортницы»

Конечно, фильм красив. Он снят женщиной-режиссёром Марией Садовской, предыдущая работа которой — «Искусство любви. История Михалины Вислоцкой». Мария явно умеет подобрать интерьеры, места и наряды (художник — Войцех Зогал, костюмы — Катажина Левинска, часть нарядов — из личного гардероба продюсера Дороты Рабчевской). Яхты и дорогие отели, Канны и Куршевель. Многие девушки мечтают там оказаться. Но вот в каком качестве? А перед Эми стоит задача — каждый раз поставлять на закрытые вечеринки, о которых не принято говорить наутро, новых красавиц — моделей, певиц, актрис. 


Режиссёр подчёркивает, что ни в коем случае сама не восхищается обманчиво красивым миром, и вообще, те, кто пришёл смотреть кино, не для развлечения тут собрались.


Уже в середине фильма, а уж тем более к финалу возникает ощущение, что картину сняла строгая учительница исключительно в назидательных целях, дабы молодые красотки не выбирали для себя сомнительный заработок и ненужные приключения.

Кадр из фильма «Эскортницы»
Кадр из фильма «Эскортницы»

Однако интереснее поговорить в сравнении с «Эскортницами» о другой картине — также достаточно откровенной, с возрастным рейтингом 18+. Это фильм «Удовольствие» (Pleasure) — хит «Сандэнса» 2021 года, на который в виртуальных залах (фестиваль проходил онлайн) мгновенно собиралась длиннющая очередь, и посмотреть в итоге было невозможно, даже делали дополнительные показы. До российского проката фильм добрался в феврале 2022 года — то есть через год после премьеры. «Удовольствие» — о другом явлении на заданную тему. Девушка из скандинавской страны отправляется в киномир Лос-Анджелеса, где снимается в высококачественных порно.

Парадоксально, но картину также сняла женщина-режиссёр — Нинья Тюберг. И, несмотря на обилие сексуальных сцен, — по этой ленте можно изучать «Камасутру» — несёт в себе без всякой назидательности сильнейшее послание, причём исключительно построенное на нюансах. Так, например, достаточно видеть лицо и глаза главной героини в момент, когда она пересекает американскую границу и отвечает на вопрос пограничника на контроле, какова цель её визита: «Удовольствие», — и в последний кадрах, когда становится ясно, что эта молодая девушка прошла такую школу жизни, что очаровать её чем-то уже довольно сложно.

Что касается «Эскортниц», тут налицо факт, что все, кто делал фильм, очень старались, вложив в свою работу всю душу. Более того, стремились презентовать взгляд на проблему и с женской, и с мужской стороны: один из сценаристов — мужчина Митя Окорн («Планета синглов»). По фильму хоть сейчас снимай сериал — столько там историй разных героинь.

Взять хотя бы линию доброй и хорошей девушки Камиллы, у неё был любимый — журналист, за которого она собиралась замуж, но в какой-то момент её умело увели с этого пути. А у большинства девушек такого возраста романтика и здравый смысл в голове одновременно не уживаются. Тем более если обещаны ещё и большие деньги. За одну ночь можно заработать столько, сколько не накопишь за всю жизнь. В этом плане показательны несколько сцен в «Эскортницах», когда арабы швыряются (во всех смыслах, один раз даже с балкона разбрасывают вниз на девичью толпу) долларами и евро, наблюдая свою власть над невероятными красавицами. История Камиллы заканчивается трагически — слишком поздно у неё открываются глаза на изнанку всей этой «красоты».

Кадр из фильма «Эскортницы»
Кадр из фильма «Эскортницы»

Зрители, воспитанные на фильмах советского времени, найдут в «Эскортницах» одну из любимых польских актрис Катажину Фигуру. Тут она играет сутенёршу Дороту — мать Марианны. Играет выверенно и точно — прожжённая, циничная, обозлённая на весь мир, готовая на всё, что угодно, в том числе и подложить красавицу-дочь под первого встречного, лишь бы он подходил под определение «мешок с деньгами». Работа Катажины Фигуры — одна из самых сильных сторон картины. От старшего поколения не отстаёт тройка актрис — исполнительниц главных ролей: Эми, Марианны и Камиллы. Это Полина Галазка, Катажина Савчук и Ольга Калицка. Их игра позволяет отвлечься от нескольких розово-романтичных сцен, которые грозят «Эскортницам» съехать в разряд дешёвых мелодрам, но, к счастью, этого не происходит.


...В ближайшее время мир может заговорить о феномене польского кино — предпосылки для этого есть.


Во-первых, судя, например, по фестивалю «Висла», который проходил ежегодно в Москве, Варшаве и других городах, можно давно уже было обратить внимание на то, что кинематограф в этой стране не стоит на месте. Просто широкий зрительский круг не знает его так хорошо, как кинопроцесс в других странах. Это даже если не сравнивать с Голливудом. Во-вторых, сейчас в кинематограф Польши вкладываются большие инвестиции — достаточно сказать, что «Нетфликс» открыл там крупнейший в Восточной Европе хаб и озвучил сумму, которую собирается потратить на польское кино, — более 150 млн долларов. При этом создать 2600 рабочих мест. Недавно стримингом были проанонсированы девять будущих польских фильмов и столько же сериалов. Но, как говорится, не «Нетфликсом» единым... В Польше есть ещё и студии, и специалисты. И если там будут делать такие же пикантно-значимые картины, как «Эскортницы», то вполне возможно, что мир заново откроет для себя польское кино.

Читайте также
Фильм «Ника»: самый талантливый человек в мире
Дебют Василисы Кузьминой — по мнению Максима Ершова, кандидат на звание лучшего рос...
Фильм «Клон»: санденсовская фантастика о смертельной битве двойников
Рассказываем, чем нам понравилась новая работа Райли Стернса.
Фильм «Улей»: как тихая драма из Косово покорила мирового зрителя
До проката добрался режиссёрский дебют Блерты Башолли.
Якутский фильм «Нелегал»: вечный странник
Новая работа якутского режиссёра Дмитрия Давыдова, автора феноменального «Пугала».
Рецензия на анимационный фильм «Где Анна Франк»: дневник памяти
Максим Ершов делится впечатлениями от картины
«Сияющие»: Элизабет Мосс в сериале о сверхъестественном газлайтинге
Экранизация криминального триллера Лорен Бьюкес.
Также рекомендуем
Состоялся цифровой релиз картины «Premature» Рашаада Эрнесто Грина. Лента о неминуемом взрослении, трепетной любви...
Как режиссёр снимает плесень с кинематографических штампов.
8 октября в российский прокат выходит дебютная режиссёрская работа актёра Дэйва Франко «Кто не спрятался»...
Новая работа одной из звёзд американского независимого кино Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда» сначала...
Состоялся цифровой релиз картины «Premature» Рашаада Эрнесто Грина. Лента о неминуемом взрослении, трепетной любви...
Как режиссёр снимает плесень с кинематографических штампов.
8 октября в российский прокат выходит дебютная режиссёрская работа актёра Дэйва Франко «Кто не спрятался»...
Новая работа одной из звёзд американского независимого кино Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда» сначала...

Последние новости

Что смотреть в кино с 25 апреля: от «Блиндажа» до «Зла не существует»
Отечественные драмы, новый фильм Рюсукэ Хамагути, перевыпуск классики.
Фильм «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» изначально должен был быть аниме
За 15 лет разработки проект успел претерпеть изменения.
ММКФ-2024: самозванцы активизируются, вампиры социализируются
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть вторая.
Кинофестиваль стран БРИКС объявил победителей
Который проходил в рамках 46-го Московского международного кинофестиваля.
00:00