Фильм «Не время умирать»: герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт

Кадр из фильма «Не время умирать»/MGM/Universal Pictures

Анастасия Сенченко пишет про новый фильм об агенте 007 и прощается с Дэниэлом Крэйгом в роли Джеймса Бонда.

Памятуя об элегантном оммаже Прусту (возлюбленную 007 зовут ни больше ни меньше Мадлен Сван), хочется назвать эту часть «Бонд в поисках потраченного времени, или конец прекрасной эпохи». Да, эти проводы затянулись по всем фронтам: Дэниэл Крэйг долго торговался, пандемия несколько раз отодвинула премьеру, а Фукунага, кажется, задумал что-то вроде собственного снайдерката, растянув финал почти на три часа. Но нам всем будет его не хватать.

Ушедший в отставку Бонд (Дэниэл Крэйг) прощается с прошлым и готовится остаток жизни счастливо провести с Мадлен (Леа Сейду). Но посреди их итальянских каникул кто-то пытается убить бывшего 007 прямо на кладбище, куда он приходит на могилу погибшей в «Казино Рояль» Веспер Линд. Бонд не без оснований подозревает, что Мадлен предала его, и потому сажает её на поезд и сам отправляется в неизвестном направлении. Но спустя пять лет, как это водится, за каждым ушедшим на покой спасителем мира кто-то приходит, чтобы сделать ему предложение, от которого он не сможет отказаться.

Этот набивший оскомину сюжетный штамп запускает классический сюжет бондианы: роскошные приёмы, роскошные женщины, водка-мартини и самолёты, превращающиеся в подводные лодки. За одним злодеем, угрожающим миру на Земле, приходит другой с ещё более абстрактным планом — не зря теперешний М (Рэйф Файнс) сетует, что в новые времена не очень-то понятно, чего эти новые преступники хотят. И то верно — нам тоже не очень-то понятно. Справедливости ради, Бонду-Крэйгу со злодеями везло. Тут и Мадс Миккельсен, и Кристоф Вальц, и Рами Малек, принявший у них эстафету, — большие актёры, лауреаты «Оскара» и Канн, в отличие от самого Крэйга. Но так уж исторически сложилось, что их планы и амбиции должны быть зловещи и туманны ровно настолько, насколько это необходимо для создания полнометражного аттракциона из погонь, перестрелок и красочных демонстраций невиданных до этого вооружений. И то, что с появлением Крэйга Бонд от фильма к фильму стал эволюционировать не только по части модных шпионских гаджетов, осложнило задачу: шпион будто наконец осознал себя в дурной бесконечности и начал заметно уставать.

Женщины в финале бондианы, как и злодеи, — не более, чем достойная свита. Новая шпионка МИ-6 Номи (Лашана Линч), получившая по наследству звучный позывной, мелочно торгуется за эти цифры, как за красивый автомобильный номер, и больше не запоминается ничем. Шпионка ЦРУ Палома (Ана де Армас) интригует лишь тем, как это ей удаётся кувыркаться в воздухе с таким фантастическим декольте. Мадлен в финале вдруг становится трагически несостоятельной и несчастной после того, как Бонд её оставил.

Кадр из фильма «Не время умирать»/MGM/Universal Pictures

Кадр из фильма «Не время умирать»/MGM/Universal Pictures

«Не время умирать» — фильм о том, что аттракцион закрывается. И травмируя излишне сентиментальных постоянных посетителей, авторы будут мучительно неторопливо сворачиваться: вот уже и нет у Бонда юмора (но он пропал где-то в прошлых частях), потом лицензии на убийство, а потом позывного, возлюбленной, единственного друга, давних врагов и даже интереса к женщинам и выпивке. Мир агента 007 постепенно отмирает, на прощание поблёскивая, казалось бы, изжитым ранее сексизмом и прочими запрятанными поглубже, но не побеждёнными пережитками. Всё дело в том, что они для истории 007 — как генетический код, который не перепишешь.

Наблюдая в прощальном фильме программу «новое и лучшее», невольно начинаешь замечать, что все приключения 007 — череда чудесных освобождений, где шпион — будто фокусник, которого связанного раз за разом опускают на морское дно в сундуке, а он чудом оказывается на другом берегу. Каждая схватка перед финальным твистом обязательно покажет героя в безвыходном положении перед тем, как продемонстрировать его фантастическую изобретательность и невероятное спасение. Метафорически этот фильм о том, как Бонд сам загнал себя в угол.

Теперь, когда всё закончилось, можно сказать, что курс на очеловечивание 007, которого наделили сквозной аркой и рефлексией, стал самым опасным врагом для шпиона за почти 60 лет экранной жизни. Спустившись с Олимпа условности, став ненадолго человеком с историей, Бонд-Крэйг остановил дурную и любимую многими карусель и впустил в мир 007 время. А время, как известно, разрушает всё.

Автор — Анастасия Сенченко
Поделиться
Читайте также
Рецензии Премьера фильма «Суперзвезда»: Леа Сейду — ум, честь и совесть Франции
Сейду в роли бойкой журналистки, которая не боится работать в горячих точках.
Рецензии В чужом теле: в прокате победивший в Каннах «Титан» Дюкурно
Ксения Ильина о втором фильме скандальной французской режиссёрки.
Рецензии Картина «Веном 2»: словить Карнаж
Удалось ли создателям не наступить на те же грабли, что и в случае с первой частью?
Рецензии Сериал «Игра в кальмара»: южнокорейский хит Netflix об играх на выживание
Рассказываем о южнокорейском сериале из топа Netflix.  
Рецензии «Случайность и догадка»: игры судеб в трёх этюдах
Максим Ершов отмечает карьерный путь звезды азиатского кино Рюсукэ Хамагути.
Рецензии Сапоги и цепи правоты: в прокате «Иван Денисович» Глеба Панфилова
Тимур Алиев — об экранизации знаменитого рассказа Александра Солженицына.
Рецензии «Холодный расчёт»: Пол Шредер снова играет в имитацию
Оскар Айзек снялся в роли картёжника, которому выпал шанс совершить возмездие.
Рецензии Фильм «Дюна»: конфликт формы и содержания
С выходом фильма вспоминаем прошлые попытки перенести роман на экран
Рецензии «Узники страны призраков»: дикий, дикий (к счастью) Кейдж
В прокат ворвался диковинный фильм с панковским Николасом Кейджем
Рецензии Cвет мой, зеркальце, скажи: бодрый мета-док Билла Бенца о певице St. Vincent
Ксения Ильина рассказывает о мокьюментари про создание захватывающего дока
Рецензии Фильм «Обходные пути»: кладмен, следи за собой
Неожиданный лауреат Мостры — экспериментальный фильм о московском закладчике
Рецензии «Прошлой ночью в Сохо»: Райт в отражени
О психоделическом фильме про скитание по двум временам — в рецензии Ефима Гугнина
Также рекомендуем
Ласки не то, чем кажутся: 50 лет фильму «Валерия и неделя чудес»
3 сентября 1970 года состоялась премьера фильма Яромила Иреша «Валерия и неделя чудес». Картину про 13-ле...
Детство окаянное: в прокате «Маленькая мама» Селин Сьямма
Тимур Алиев рассказывает о новом фильме режиссёрки «Портрета девушки в огне».
«Лабиринты прошлого»: Пенелопа Крус и Хавьер Бардем в новом фильме Асгара Фархади
До российского проката добрался фильм открытия Каннского кинофестиваля «Лабиринты прошлого» двукратного ...
Фильм «Фрагменты женщины»: мост, который разрушила беда
На Netflix вышла драма о смерти новорождённой девочки и тяжёлом переживании трагедии родителями реб...
Статьи
Ласки не то, чем кажутся: 50 лет фильму «Валерия и неделя чудес»
3 сентября 1970 года состоялась премьера фильма Яромила Иреша «Валерия и&...
Рецензии
Детство окаянное: в прокате «Маленькая мама» Селин Сьямма
Тимур Алиев рассказывает о новом фильме режиссёрки «Портрета девушки в огне».
Статьи
«Лабиринты прошлого»: Пенелопа Крус и Хавьер Бардем в новом фильме Асгара Фархади
До российского проката добрался фильм открытия Каннского кинофестив...
Рецензии
Фильм «Фрагменты женщины»: мост, который разрушила беда
На Netflix вышла драма о смерти новорождённой девочки и тяжёло...