Фильм «Обходные пути»: кладмен, следи за собой

Кадр из фильма «Обходные пути»

В прокате неожиданный лауреат закончившейся Мостры — русско-голландский экспериментальный фильм о московском закладчике «Обходные пути». В своём фильме ученица МШНК и Лос-Анджелесской киношколы Екатерина Селенкина исследует пространство свободы, которая, несмотря на запреты, как вода, всегда найдёт себе путь.  Анастасия Сенченко рассказывает подробнее о фильме.

«Обходные пути» начинаются с виртуальной прогулки по безликой городской окраине при помощи Google-карт. Здесь каждый квадратный метр, словно обвиняемый, заснят в нескольких проекциях (эффект ещё и усиливается характерным для съёмки звуком). Но всё равно найдётся достаточно укромных мест для тайника. Виртуальные цифровые окраины сменяет их живая плёночная версия, но люди на этих кадрах всё ещё продолжают действовать как подпольщики — существуют где-то на дальнем плане, откуда до зрителя долетают только обрывки фраз.

С этой почтительной и безопасной дистанции нам предлагается наблюдать за микросюжетами из жизни московской окраины. Здесь мигранты играют в волейбол, там школьницы на заднем дворе щебечут о косметических новинках. Но центральное место занимают будни одного закладчика: как он фасует «клады», разговаривает с работодателем, ищет новые места, но в основном — как ходит по городу. Вместе с ним мы тоже очень скоро начинаем по-другому смотреть на окружающее пространство, замечать все его неприметные уголки, всматриваться в безликую и анонимную архитектуру городских окраин, в которой, как показывают «Обходные пути», сложно остаться незамеченным.

Фильм Екатерины Селенкиной, получивший спецприз «Недели критики» на прошедшем Венецианском кинофестивале, по своей минималистичности и стройности похож на классическое стихотворение с соблюдением размера, ритма и рифмы. Потревоженные случайным прохожим влюблённые — потревоженный проезжающим автомобилем закладчик, сцена досмотра героя сотрудниками полиции на плёнке — сцена досмотра неизвестных, случайно попавшая на Google-карты. Такие чёткие и прямые параллели — главные опоры нарратива, без которых «Обходные пути» превратились бы в чистую поэзию и белый стих. Кажется, что сама режиссёрка таким образом, как и её герои, находит обходной путь, как провести наследие американского киноавангарда к массовому зрителю, — с помощью этого самого нехитрого, но очевидного сюжета.

«Обходные пути» — фильм предельной простоты и предельной концентрации. Неподвижность кадра заставляет постоянно беспокоиться о том, что за его пределами: бродит ли там наш герой или его потерянный пёс, что так напугало подростков у заброшенного бассейна и что так и осталось скрытым от посторонних глаз? Пространство тотальной несвободы, в которое помещает зрителя режиссёрка, ближе к финалу сильнее начинает ощущаться почти на физическом уровне. Из этого формального ограничения вырастает ещё одна важная для фильма метафора: виртуальный дух веет, где хочет, в самоуничтожающемся загробном мире (чаты и карты затираются и обновляются автоматически) возможны и прогулки по Москве без надзора бдительных граждан, и прогулки по ту сторону закона без страха быть пойманным. Запечатлённое на плёнку живое пространство походит на тюрьму и оставляет зрителя в полном бездействии наблюдать, как сюжеты в любой момент входят в кадр и так же неожиданно его покидают.

Под видом актуального сюжета зрителю предлагается самому пережить опыт наблюдателя и почувствовать себя частью системы тотального контроля. Именно потому становится так тревожно, когда объект наблюдения то и дело выходит за пределы видимого мира. Но по большому счёту нарратив здесь — как брошенная зрителю кость. Когда герой вдруг растворится в пространстве, это, безусловно, оказывает сильный эффект, но что именно с ним случилось — вопрос десятый. Куда интереснее, например, отрефлексировать, почему в сценах обыска, несмотря на неблаговидное занятие главного героя, хочется встать на его сторону. Или поразмышлять о том, как в обществе с очень жёсткими нормами и законами возникают всё новые формы несогласия: закладки здесь — лишь самая очевидная из метафор уклонения, в то время как и дети на гаражах, и одиночные пикеты, и даже рейвы — всё части того же самого пазла. Или восхититься, как из формальных ограничений вырастают новые художественные эффекты: статичный общий план, где в сумерках кто-то за кадром кричит собачью кличку, побуждает моментально подключиться к поиску и вместе с героями тревожно вглядываться в темноту. Полицейский, меланхолично поглощающий шаурму под звуки «…только сегодня скидки до 70 процентов», наводит на мысли о… да вы, пожалуй, сами решите, на какие мысли вас это наводит.

Читайте также
Рецензии «Мюнхен: На грани войны»: ответ Чемберлену
Кадр из фильма «Мюнхен: На грани войны»На Netflix можно посмотреть картину, рассказывающую о буквально последних мирных, но уже напряжённых днях перед на...
Рецензии «Этот дом» — анимационный шедевр на Netflix, который не стоит пропускать
Кадр из мультфильма «Этот дом»На Netflix тихо вышел британский мультфильм в технике stop motion «Этот дом», способный открыть зрителям по всему миру твор...
Рецензии «Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: месть самой жизни за нелюбовь к искусству
Кадр из фильма «Аллея кошмаров»В российском прокате самый, возможно, мрачный фильм мексиканского сказочника Гильермо дель Торо. Только в этой нуарной кар...
Рецензии «Событие» Одри Диван: священное право на тело
Wild BunchДо российских кинотеатров добралось «Событие» Одри Диван. Лента французской постановщицы неожиданно для многих забрала главную награду Венецианского...
Рецензии В сериале «Миротворец» Джеймс Ганн играет в солдатики: орёл, «коза» и Белый Дракон
«Миротворец»В библиотеке «Амедиатеки» — эйфория: стартовал супергеройский сеанс саркастической психотерапии «Миротворец» от HBO Max. Режиссёр и сценарист — Дж...
Рецензии Любовь в калифорнийском духе: «Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона
«Лакричная пицца»Ожиданиям настал конец! В обход всех фестивалей в прокат вышел необычный романтический фильм Пола Томаса Андерсона «Лакричная пицца». Максим ...
Также рекомендуем
На платформе more.tv 23 апреля состоится премьера нового фильма «Спутник» Егора Абраменко. Сайфай-триллер, выр...
27 августа до российских кинотеатров доберутся разряды переменного тока. В прокат выходит «Тесла» — ...
Робер Гедигян — французский режиссёр, сценарист, продюсер, убежденный коммунист и один из самых политически ан...
Wild BunchДо российских кинотеатров добралось «Событие» Одри Диван. Лента французской постановщицы неожиданно для многих...
Рецензии
«Спутник»: русское «Живое» с зеками и антисоветчиной
На платформе more.tv 23 апреля состоится премьера нового фильма «Спутник»...
Рецензии
Фильм «Тесла» с Итаном Хоуком: шоковая терапия
27 августа до российских кинотеатров доберутся разряды переменного тока. ...
Интервью
Самый революционный режиссёр Европы
Робер Гедигян — французский режиссёр, сценарист, продюсер, убежденный ком...
Рецензии
«Событие» Одри Диван: священное право на тело
Wild BunchДо российских кинотеатров добралось «Событие» Одри Диван. Лента французск...

Последние новости

Новости Джордж Клуни и Джулия Робертс снова в деле: появился трейлер «Билета в рай»
Это ромком про разведённых родителей, которые вынуждены терпеть друг друга.
Новости Антона Дьякова пригласили вступить в состав Американской киноакадемии
Российский режиссёр снял короткометражку «БоксБалет».
Спецпроект Смотреть аниме 2.0: Масааки Юаса — «Человек-дьявол»
Сергей Сергиенко про одного из ярчайших авторов аниме современности.
Новости Вуди Аллен завершит карьеру после ещё «одного или двух» фильмов
Съёмки следующей картины начнутся в 2022 году.