Фильм «Тебе одиноко сегодня вечером?»: воспоминание об убийстве

Кадр из фильма «Тебе одиноко сегодня вечером?» / DR

В российский прокат вышел криминальный триллер «Тебе одиноко сегодня вечером?» — дебют китайского режиссёра Вэня Шипэя, показанный в этом году в Каннах. В центре сюжета оказывается мастер по ремонту кондиционеров, который в злополучную ночь 1997 года сбивает пешехода и уезжает с места преступления. О превосходстве формы над содержанием фильма и его жанровых переливах рассказывает Дарья Тарасова.

Гуанчжоу, 1997 год. Молчаливый Сюэмин (Эдди Пэн), промышляющий ремонтом кондиционеров, едет по безлюдному ночному просёлку на встречу с девушкой — они договорились сходить в кино. Случайное препятствие на привычном пути (невозмутимая корова ни в какую не хочет сойти с проезжей части) заставляет Сюэмина выбрать другую дорогу. На ней он собьёт пешехода, а затем в панике уедет с места преступления. Мучаясь виной, Сюэмин будет искать встречи со вдовой погибшего Лян Ма (Сильвия Чан) и окажется втянут в криминальные разборки. Мужчина, умерший, как оказалось, не из-за травм от столкновения, а от пулевых ранений, оставил после себя солидный долг, и его бедной вдовой заинтересовались коллекторы.

Эту историю Сюэмин рассказывает зрителю в ретроспекции, из 2005 года, накануне выхода из тюрьмы. Быт заключённого беден и скучен, отчего полагаться можно только на память о прежней жизни, хоть и перечёркнутой раз и навсегда тем или иным проступком. К телу сбитого мужчины, залитому багровым светом фар, Сюэмин вернётся мыслями ещё не раз, подсвечивая историю той злополучной ночи с разных сторон и ракурсов, реальных и кажущихся. Ненадёжный рассказчик ненадёжен в первую очередь перед собой.

Сюжет, составленный из обрывков воспоминаний и когда-то пережитых ощущений, бьётся на две части — драму о принятии и криминальный триллер. Совесть Сюэмина, будящая его по ночам красочными кошмарами, сталкивает ремонтника с вдовой, которая осмысляет потерю по-своему: она не сразу позволяет себе пролить по почившему мужу слезу и раз за разом обескураженно возвращается в утро того самого дня — незадолго до страшного события они поругались. В Сюэмине она находит человека, которому можно наконец выговориться, ведь с незнакомцами это всегда проще. И когда герой рассказывает женщине, что насмерть сбил её супруга, она лишь говорит ему, что медики пришли к другому заключению — смерть наступила от огнестрельных ранений.

Кадр из фильма «Тебе одиноко сегодня вечером?» / DR

Недалеко от места происшествия Сюэмин находит ключ от камеры хранения, который принадлежал покойному, в камере — сумка, набитая деньгами. За ними к вдове и приходили коллекторы, за ними придут и к Сюэмину. Растянувшееся преследование заканчивается перестрелкой с полицейскими, прятками в закоулках душного Гуанчжоу и, наконец, ещё одним убийством — крайне насильственным.

Такой плавный переход из одного жанра в другой на порядок снижает градус саспенса, который, по правде говоря, и так не очень высок, тем более что сюжет интригующим не назовёшь. Вероятно, именно поэтому на родине, в Китае, режиссёрский дебют Вэня Шипэя не снискал особого успеха — сборы оказались очень скромными, несмотря на продюсерскую руку Нин Хао («Умираю, как хочу жить») и участие не последних актёров (помимо Пэна и Чан на экране в эпизодической роли появляется Чжан Юй из «Слон сидит спокойно» Ху Бо). Зато фестивальную публику, прежде всего Канны, где прошёл специальный показ фильма, триллер заинтересовал.

Объяснить это можно удачным заигрыванием с нарративом через стилистику постнуаров и даже боевиков (в основном азиатских) конца 1990-х. Из залитых утренним солнцем кадров герои фильма ныряют в неоновые краски ночного города, чередующиеся с сепией уличных фонарей и бегущими по стенам чернильными тенями. В баре слепой музыкант поёт на заказ песню Элвиса Are You Lonesome Tonight? (отсюда название фильма), пока Сюэмин размышляет о судьбе человека, которого сбил, и о мести обидчикам бедной вдовы. Разбавляется ностальгический видеоряд контрастными кадрами от третьего лица с использованием репортажного света — как если бы историю буквально запечатлевал ещё один её участник.

Кадр из фильма «Тебе одиноко сегодня вечером?» / DR

От такой окраски воспоминаний Сюэмина о ночном происшествии в далёком 1997 году его история становится ещё более хлипкой в глазах зрителя. В одном из давнишних кошмаров герой видит, как чуть ли не сам убивает из пистолета случайно подвернувшегося пешехода, а после, уже наяву, по рассказу слепца пытается восстановить события из жизни супруга Лян Ма накануне трагедии. Головоломка из разных точек зрения, все из которых могут оказаться неверными, выстраивается в кротовую нору, каждый раз приводящую к телу пешехода на просёлочной дороге.

Кто убил его? Пал ли он от пуль или всё-таки стал жертвой мастера по ремонту кондиционеров, который отвлёкся за рулём?

Читайте также
Рецензии Фильм «Не время умирать»: герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт
Кадр из фильма «Не время умирать»/MGM/Universal PicturesАнастасия Сенченко пишет про новый фильм об агенте 007 и прощается с Дэниэлом Крэйгом в роли Джеймса Б...
Рецензии Премьера фильма «Суперзвезда»: Леа Сейду — ум, честь и совесть Франции
3B Productions/Red Balloon Film/Tea Time FilmВ российском прокате фильм «Суперзвезда» (в оригинале — France) с Леа Сейду в главной роли. История про бойкую, р...
Рецензии В чужом теле: в прокате победивший в Каннах «Титан» Дюкурно
Кадр из фильма «Титан» / Kazak ProductionsКсения Ильина рассказывает про победителя Каннского кинофестиваля. «Титан» Жюлии Дюкурно — фильм, который ...
Рецензии Картина «Веном 2»: словить Карнаж
Кадр из фильма «Веном 2»/Sony Pictures В российском прока...
Рецензии Сериал «Игра в кальмара»: южнокорейский хит Netflix об играх на выживание
Кадр из сериала «Игра в кальмара» Согласно данным портала FlixPatrol, ежедневно собирающего статистику по продукции стриминг...
Рецензии «Случайность и догадка»: игры судеб в трёх этюдах
Кадр из фильма «Случайность и догадка» В российски...
Также рекомендуем
В Каннах показали новую картину Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Как всегда не обошлось без оскорблённых з...
На четвёртый день фестиваля в Каннах показали новый фильм Педро Альмодовара, который уже давно идёт в кин...
В прокат выходит премированный в Каннах новый фильм Кристофа Оноре («Все песни только о любви», «Прекрасн...
Со вчерашнего дня в российском прокате каннский рекордсмен по оценкам критиков — «Пылающий» Ли ...
Рецензии
Наш дом — фон Триер. Режиссёр вернулся в Канны
В Каннах показали новую картину Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Как ...
Рецензии
«Боль и слава» — новый (и замечательный) Альмодовар в Каннах
На четвёртый день фестиваля в Каннах показали новый фильм Педро Альмодова...
Рецензии
«Одной волшебной ночью»: чисто французское кокетство
В прокат выходит премированный в Каннах новый фильм Кристофа Оноре («Все ...
Статьи
«Отдачу мы ощущаем постоянно»: зачем показывать фестивальное кино в эпоху Marvel и DC
Со вчерашнего дня в российском прокате каннский рекордсмен по оценка...

Последние новости

Новости Джордан Пил беспокоился о судьбе кино, когда создавал хоррор «Нет»
«Я нацелился на великую американскую историю об НЛО».
Новости Братья Даффер обещают неожиданный спин-офф «Очень странных дел»
Режиссёры говорят, что удивятся даже в  Netflix.
Новости Фильм Пабло Ларраина «Граф» об Аугусто Пиночете выйдет на Netflix
Это чёрная комедия, в которой диктатор представлен вампиром.
Новости Дневники Алана Рикмана увидят свет в октябре
Актёр писал их более двадцати лет.
Новости Зои Кравиц начала съёмки своего режиссёрского дебюта Pussy Island
В триллере снимаются Ченнинг Татум, Саймон Рекс и сама Кравиц.
Новости Warner Bros. выпустили синопсис приквела «Безумного Макса» про Фуриосу
Судя по всему, в фильме появится молодой Несмертный Джо.
Новости Рэйн Уилсон предположил, что делал бы Дуайт Шрут после «Офиса»
Персонаж разрывался бы между зомби-апокалипсисом и развитием бизнеса.