«Форма воды» и формула любви: рецензия на новый фильм Дель Торо

Один из самых ожидаемых фильмов в программе Венецианского фестиваля в этом году — «Форма воды» фантазёра и сказочника Гильермо дель Торо. Режиссёр «Лабиринта Фавна», «Хеллбоя» и «Багрового пика» рассказал свою самую нестрашную и трогательную синефильскую сказку о любви между двумя «монстрами» на фоне Холодной войны, в мире нетерпимости. 

«Я всегда считал, что фантастика — это политический жанр. Но это тот политический жест, благодаря которому мы можем выбрать любовь, а не страх. Мы живём во время, когда страх и цинизм распространяются быстрее всего, но каждое утро, просыпаясь, мы должны верить в любовь», — говорит режиссёр о своём фильме.


Итак, давным-давно, в 1962 году, жила-была девушка (Салли Хокинс), обычная девушка, не принцесса. У неё было два друга — коллега по работе, которая регулярно занимала ей очередь на регистрацию пропуска (Октавия Спенсер), и сосед, стареющий художник-гей (Ричард Дженкинс). Девушке было одиноко. Говорить она не могла из-за детской травмы и общалась с миром при помощи языка жестов. Каждое утро она вставала по будильнику, варила яйца, мастурбировала в ванной, чистила туфли и отправлялась на работу в секретную лабораторию. В эту лабораторию и привезли человека-амфибию — удивительное существо, выловленное где-то в Латинской Америке. Существо никому не понравилось, кроме героини, а героине оно понравилось слишком сильно — она начала кормить его яйцами и обучать языку жестов. На этом её одиночество закончилось.


Есть в истории и антагонист, который избивает несчастного «ихтиандра» и вообще мечтает его уничтожить — это суровый и якобы справедливый агент, которого сыграл Майкл Шеннон. Когда он появляется в кадре, то затмевает собой всё — героиню, соседа, русского шпиона — да, в фильме есть русские шпионы, говорят они, как обычно, с ужасным акцентом.

Любопытно, что история могла бы выглядеть совершенно иначе, если она была бы рассказана со стороны того самого агента Стрикдэнда. Ведь он — честный солдат, преданно служит своей стране, защищает её от неизвестных опасных тварей. Он мог бы быть героем, а не злодеем, защитником, а не убийцей. Но, конечно, не у Гильермо дель Торо. Дель Торо лелеет своих монстров.

Действие происходит в 60-х, в разгар Холодной войны, и кроме противостояния двух наций в фильме собраны все виды нетерпимости и дискриминации — по полу, по цвету кожи, по национальности и происхождению. Режиссёр заступается разом на всех, просто и бесхитростно делая заявление, которое звучит в кино всё чаще в последние годы: «Мы все равны. Мы все люди».


Темы добра и зла, греха и невинности, вечного и преходящего, красоты и уродства проплывают у Дель Торо мимо друг друга в огромном, визуально совершенном аквариуме узнаваемого авторского стиля, выросшего из старых сказок, историй о привидениях и фильмов о монстрах.

В фильме бессчётное количество оммажей и референсов — какие-то из них подсказывает стилистика 60-х, какие-то сюжет, передающий привет «Твари из чёрной лагуны». Но в итоге сказка остаётся сказкой. Дель Торо не заигрывает с жанром, а рассказывает свою волшебную историю просто и бесхитростно, все знают, как всё началось, все понимают — чем всё закончится. Рассказчик стоит перед нами совершенно безоружный, обнажённый, как и главная героиня — нет ни цинизма, ни сарказма, ни ненужных преувеличений, только искренность и восхищение историей большой любви. Любовь по Дель Торо — решение всех проблем человечества, «ведь она так могущественна, что не нуждается в словах».

Читайте также
Опрос Тест «Угадай фильм по одному предложению»
Проверочная работа для киноманов.
Рецензии «Межсезонье» Александра Ханта: «Ты ничего не изменишь, делай как все»
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
Рецензии Фильм «Род мужской» Алекса Гарленда: важное кино для всех нас
Влад Шуравин о том, как фильм может отозваться в наших зрителях.
Спецпроект Экранизируй это: «Смерть смотрит из сада» Инны Булгаковой (1997)
Сложный и замысловатый мир отечественных расследований.
Рецензии Фильм «В ритме ча-ча-ча»: плюсы и минусы зрительского хита «Сандэнса»
Юлия Салихова рассказывает об основных сюжетных линиях второго полнометражного прое...
Также рекомендуем
Тимур Алиев собрал подборку супергероики за пределами популярных кинофраншиз
Один из самых ожидаемых фильмов основного конкурса 74-го Венецианского кинофестиваля – «Мама!» (Mother!) Даррена Аронофс...
Синонимы Мандула
#52 Кинофестивали, которые выжили: «Кинотавр», Венеция и Торонто. Подкаст КИНОТВ
Подборки
Без Marvel и DC: 7 супергеройских фильмов
Тимур Алиев собрал подборку супергероики за пределами популярных кинофраншиз
Статьи
Даррен Аронофски на Венецианском фестивале
Один из самых ожидаемых фильмов основного конкурса 74-го Венецианского кинофестивал...
Спецпроект
«Фрэнк Герберт, написавший книгу в 60-х, вероятно, был гомофобом»: Стеллан Скарсгард о «Дюне»
Twitter/Dune/Venice Film Festival Poster/Dune ...

Последние новости

Новости Братья Руссо считают, что Крис Эванс мог бы сыграть Росомаху
«Эванс обладает невероятным актёрским диапазоном и великолепной физической силой, и...
Новости Джордан Пил беспокоился о судьбе кино, когда создавал хоррор «Нет»
«Я нацелился на великую американскую историю об НЛО».
Новости Братья Даффер обещают неожиданный спин-офф «Очень странных дел»
Режиссёры говорят, что удивятся даже в  Netflix.
Новости Фильм Пабло Ларраина «Граф» об Аугусто Пиночете выйдет на Netflix
Это чёрная комедия, в которой диктатор представлен вампиром.
Новости Дневники Алана Рикмана увидят свет в октябре
Актёр писал их более двадцати лет.
Новости Зои Кравиц начала съёмки своего режиссёрского дебюта Pussy Island
В триллере снимаются Ченнинг Татум, Саймон Рекс и сама Кравиц.
Новости Warner Bros. выпустили синопсис приквела «Безумного Макса» про Фуриосу
Судя по всему, в фильме появится молодой Несмертный Джо.