«Гретель и Гензель»: почему сказка Оза Перкинса только прикидывается «новым хоррором»

Тимур Алиев считает, что новая вариация популярной сказки братьев Гримм хочет быть похожей на «новый хоррор» в стиле Джордана Пила или Ари Астера, а на деле оказывается обычным слоубёрнером.

Оз Перкинс, автор свежего взгляда на старинную историю авторства Якоба и Вильгельма Гриммов, уже не первый раз пытается проделать этот трюк. Его предыдущие работы — не прямые экранизации литературного первоисточника, как «Гретель и Гензель», но смотрят в ту же сторону. «Я прелесть, живущая в доме», сделанная для Netflix, отправляет зрителя любоваться готикой XIX века, отсылая к рассказам Эдгара По и ярко перекликаясь с «Историей призрака» Дэвида Лоури: те же неспешность и медитативность повествования на тему жизни и смерти, тела и души. «Февраль», дебютная лента Оза Перкинса, сына Энтони Перкинса (Норман Бейтс из «Психо» Хичкока), будто получает удовлетворение от собственной медлительности и в итоге скатывается к пресловутым сюжетным клише на тему мистики и сил зла, теряя изначальную интригу ближе к финалу.

Завязка «Гретель и Гензель» вторит первоисточнику, но чем дальше в лес — тем и от книги дальше. Если в сказке брата с сестрой уводит в лес отец, здесь они делают это сами, сбегая от внезапно поехавшей головой матери, которая однажды берётся за топор и угрожает Гретель, что порубит её на мелкие кусочки. Ко всему прочему, в отличие от сказки, Гретель здесь в два раза старше Гензеля. С предисловием Перкинс не мелочится — никаких подробностей о семье главных героев мы не узнаём, зато в деталях постановщик описывает сказку о девочке, которая сильно болела, но выздоровела благодаря тёмным силам. Однако «дары приносят беды», или, говоря более доступным языком, «у каждой магии есть своя цена», как завещал Румпельштильцхен из другой сказки братьев Гримм (именно это становится главным лейтмотивом слоубёрнера Перкинса). Неторопливый пролог обрывается на самом интересном месте, и вот от маленькой девочки с розовым головным убором и невиданными волшебными силами, которые уничтожают всё на своём пути, мы резко переносимся к «собеседованию» Гретель, которая пытается устроиться служанкой в дом местного богатея (на самом деле его интересует лишь одна деталь — сохранила ли девочка невинность или нет).


Занятно, что феминности в картине больше, чем в первоисточнике. Мало того, что в названии ленты на первом месте Гретель (в оригинальном названии сказки был Гензель), так и в кадре большая часть хронометража отдана женским персонажам. Маленький Гензель вообще мог бы быть неодушевлённым предметом — настолько несущественно его влияние на сюжет (разве что в финальном эпизоде значение этого персонажа обретает некий смысл, да и тот остаётся за кадром, пищей для размышлений зрителя). В большей степени Перкинс концентрируется на Гретель, её самоидентификации как старшей сестры, оставшейся главной в этой теперь уже матриархальной семье (упоминаний об отце раз-два и обчёлся, говорят, что он давно умер; мать появляется в кадре один раз за столом, а после исчезает за ненадобностью). Девочка учится быть собой, всегда держит нос по ветру, обращает внимание на детали, берёт ответственность за непутёвого младшего брата, который постоянно ноет: то забыл топор дома, то хочет есть, то хочет спать, то надеется остаться в доме старушки и не идти к лесникам. «Гретель и Гензель» — своего рода средневековый coming of age, история взросления и становления личности.

Неспешное повествование сопровождает крайне аутентичный, запоминающийся саундтрек авторства Робина Кудера, ранее работавшего над музыкой к сиквелу «Ужаса Амитивилля» и франко-бельгийской мелодраме «Любовь на кончиках пальцев». Тяжёлые, низкие тона не перебивают происходящее на экране, однако в их сопровождении даже самые недальновидные, мягко скажем, диалоги и неказистые убранства «пряничного домика» обретают удобоваримые черты. В целом «Гретель и Гензель» — непростое для восприятия зрелище. Очевидно, что Перкинс хотел произвести впечатление в духе Ари Астера (к слову, дизайн домика ведьмы крайне напоминает ритуальный храм шведской общины из «Солнцестояния»), но на деле лишь повторил уже использованные в собственном дебюте приёмы, разве что место готического бессюжетного занудства «Февраля» заняли бескрайние леса вне времени (перед нами то ли викторианская эпоха, то ли позднее Средневековье).


Слоубёрнеры авторства Перкинса — довольно специфическое зрелище, рассчитанное или на тех, кому нравится созерцать магнетические видеоуроки самовлюблённого режиссёра, или на тех, кто просто готов давать шанс на создание чего-то большего, чем типовые хорроры в духе бесконечной «Пилы» или «Заклятия». К сожалению, творчество Оза Перкинса пока — скорее первое, чем второе.

Автор — Тимур Алиев
Поделиться
Читайте также
Подборки Обзор (к)инопрессы #23
Что общего у полуазиатского хита «Прощание» с «Ночами Кабирии», чего бояться в новом «Звёздном пути», кто сыграет Монику Левински и что, н...
Подборки 20 главных фильмов Берлинского кинофестиваля. Версия КИНОТВ
Программа 70-го Берлинского кинофестиваля огорошивает. Такого подбора режиссёров здесь не было очень давно, если не сказать никогда. Ново...
Рецензии Половое созревание: в прокате «Маленькие женщины» Греты Гервиг
На экранах — «Маленькие женщины», второй (с половиной) фильм всеобщей любимицы Греты Гервиг, девятая (кажется) экранизация романа Луизы Мэй Олк...
Рецензии Шум и ярость: синефильский хит «Тиннитус» Даниила Зинченко
На Роттердамском кинофестивале — международная премьера фильма «Тиннитус» Даниила Зинченко, ставшего культовым в узких кругах задолг...
Подборки Коби Брайант и кино: пять фильмов
Не стало Коби Брайанта — одного из величайших баскетболистов всех времён, поп-звезды, шоумена, иконы новейшей истории. 41-летний спортсмен поги...
Подборки 20 самых ожидаемых фильмов «Санденса-2020»
В США открылся «Санденс» — главный фестиваль независимого американского кино. Во многом благодаря ему в своё время зажглись звё...
Подборки Обзор (к)инопрессы #22
Искусственный интеллект в кинематографе будущего, естественный — Терренса Малика, портрет Эммы Маккей и лучшие фильмы Марго Робби (главное — не перепутать их ...
Рецензии Капитан, улыбнитесь: как сериал «Авеню 5» пытается рассмешить зрителя
На канале HBO (а в России — в «Амедиатеке») вышел сериал заслуженного шотландского комедиографа Армандо Иануччи («Смерть Сталина», «В петле») «Авеню 5». Татья...
Статьи «По ночам снится мне столько киноснов»: Алексей Васильев о своём собственном Федерико Феллини
100 лет назад родился Федерико Феллини. Его фильмография — основа любой киноэнциклопедии, биография — и в википедии детально оп...
Подборки Обзор (к)инопрессы #21
Кто получит «Оскар» (кто угодно), а кто точно не получит (Джош Хартнетт и Уилл Смит), зачем смотреть сериал Spaced и пересматривать старен...
Рецензии Космос как сочувствие: в прокате «Проксима» с Евой Грин
На экраны с куда меньшим, чем можно было предположить, размахом вышел новый фильм Алис Винокур («Магический Париж», «Телохранитель») «Проксима», в&n...
Рецензии «Работа над собой»: квир-сериал по сценарию Лилли Вачовски
Сериал о жизни 45-летней лесбиянки Эбби «Работа над собой», родившийся благодаря знакомству стэндап-артистки Эбби МакЭнани и Лилли Вачовски, в ...
Также рекомендуем
«Гладиатор» Ридли Скотта как эталон исторической драмы
1 мая 2000 года в Лос-Анджелесе (Калифорния) состоялась американская премьера исторической ленты «Гладиатор» Ридли Скотт...
Обзор (к)инопрессы #20
«Золотой глобус»: постскриптум Первое больше кинособытие 2020-го — «Золотой глобус». Пока я радуюсь за Брэда Питта ...
Документалки в Каннах: Генсбур, Килмер, «Корова» и Velvet Underground
Егор Москвитин докладывает о новом дне на Каннском кинофестивале
«Снега больше не будет»: зона всеобщего отчуждения
Capella Film выпускает в российский прокат фильм «Снега больше не будет» Малгожаты Шумовской и Михала Энг...
Рецензии
«Гладиатор» Ридли Скотта как эталон исторической драмы
1 мая 2000 года в Лос-Анджелесе (Калифорния) состоялась американская премьера истор...
Подборки
Обзор (к)инопрессы #20
«Золотой глобус»: постскриптум Первое больше кинособытие 2020-го — «Золотой гл...
Фестивали
Документалки в Каннах: Генсбур, Килмер, «Корова» и Velvet Underground
Егор Москвитин докладывает о новом дне на Каннском кинофестивале
Рецензии
«Снега больше не будет»: зона всеобщего отчуждения
Capella Film выпускает в российский прокат фильм «Снега больше не будет» ...