И тебя вылечат, и меня вылечат: премьера сериала «Псих» Фёдора Бондарчука

На онлайн-сервисе more.tv стартует сериал Фёдора Бондарчука «Псих». История популярного московского психотерапевта, таскающего за собой огромный саквояж с проблемами: зависимости, расстройства, маниакальные мысли, проблемы в семье. В главной роли — Константин Богомолов, для которого участие в этом проекте, как полагает кинокритик Виктор Непша, — настоящий вызов. Разбираемся, каким получается первый сериал в карьере Фёдора Бондарчука. 



Олег (Константин Богомолов) — популярный московский психотерапевт, и у него проблемы. В свои 40 лет он живёт с мамой Кирой (Роза Хайруллина), у него алкогольная и наркотическая зависимость и (похоже) обсессивно-компульсивное расстройство. Ему безразличны почти все окружающие люди, неважно, клиенты или близкие. И, самое главное, корень всех зол: его жена (Евгения Громова) пропала без вести чуть более года назад. 

Несмотря на травматическую ситуацию, Олег не проходит терапию и продолжает работать по специальности. Внутренние проблемы неизбежно выливаются в конфликты с клиентами. А тут ещё и маме надоело терпеть депрессивного сына под боком, она задумывается о том, чтобы выселить его из квартиры. Придавленный обстоятельствами, Олег пытается привнести в жизнь хоть какой-то смысл неожиданным путём — он хочет ребёнка и в перерывах между всплесками агрессии и апатии ищет суррогатную мать для искусственного оплодотворения.


Близкие и знакомые за год устали сочувствовать главному герою — надо же как-то «прорабатывать свои травмы и не стоять на месте». Единственная знакомая, с которой у Олега складываются более-менее человеческие отношения, — подруга его супруги Вера (Елена Лядова), променявшая брак с богатым олигархом на рай в шалаше с молодым безработным художником (Александр Горчилин). 

«Псих» — дебют сразу по нескольким пунктам. Это первый сериал Фёдора Бондарчука, сценарный дебют (в таком формате) его супруги Паулины Андреевой и первая главная роль режиссёра Константина Бомоголова. Состав звёздный — помимо упомянутых исполнителей, на второстепенных ролях появляются Игорь Верник, Марина Александрова, Анна Чиповская и Олег Меньшиков.


Шоу концептуально разбито на серии-«состояния», отражающие положение дел у главного героя. Например, в «Апатии» Олег — сомнамбуличный, слабо реагирующий на внешние раздражители, уставший от жизни. В «Зависимости» — дёрганый, нервный, с перепадами настроения. В первой серии главный герой развлекает зрителя режимом доктора Хауса — всезнающий циничный персонаж, закатывая глаза, рубит правду-матку и издевается над окружающими. Во второй над Олегом начинают издеваться обстоятельства, а в центре внимания уже его страдания и ошибки. Мы посмотрели две серии, но можно предположить, что остальная часть сезона будет выстроена по такому же принципу: от одного психического состояния/симптома к другому, с постепенным раскрытием деталей о прошлом героев и прояснением обстоятельств в деле исчезнувшей жены.

Что можно сказать о «Психе» сейчас? Первые серии не назовёшь идеальными, но они определённо захватывающие. Завязка предоставляет достаточное количество сюжетных линий — даже с дистанции двух серий легко представить, как некоторые из них можно растянуть за пределы одного сезона. Вдобавок наблюдать за второстепенными персонажами подчас интереснее, чем за главным. Вера неотразимо психует, ревнует, матерится и веселится — Лядовой удаётся создать живую героиню и обойтись без образа карикатурной стереотипной столичной богемы. Кира Хайруллиной, всегда невероятно стильная, задаёт серьёзную конкуренцию сыну, легко переключаясь с хладнокровно-отстранённой беседы на вспышки ярости. Олег Меньшиков предстаёт трикстером-наставником, который прячет за показной весёлостью суровый нрав (привычное амплуа).


Отдельно интересно будет посмотреть за тем, насколько серии будут соответствовать титульным названиям-состояниям и дальше. В «Апатии» это соответствие, похоже, проявлялось и на техническом уровне. Длинные монотонные сцены с главным героем, нарочито затянутые, чередовались с резким динамичным монтажом при перемещениях Олега и при воспроизведении навязчивых действий. «Зависимость» усиливает последний мотив в разы: вот Олег десятки раз подряд выключает телефон, вот снова и снова протирает руки антисептиком (дух времени!). Ритмика повторяющихся действий и контрастный монтаж неплохо формируют эмпатию — тот же чёртов мобильник после десятого звонка подряд хочется не выкинуть, а швырнуть об стену. Непонятно, насколько сильно серии дальше будут отличаться друг от друга по съёмке и монтажу, но хочется понадеяться на сюрпризы в новых эпизодах.

Правда, если каждая серия действительно отражает качественно другое состояние, это порождает определённые вызовы — в первую очередь, вызов для актёрской игры Константина Богомолова. В апатичную версию его персонажа верилось — в том числе и потому, что требовалось произносить мало слов, а фактурой Богомолов не обделён. В «зависимую» — уже меньше, после затяжного молчания от Олега хочется ждать бурю, а не равнодушную манерную ругань. Отыграть человека с проблемами с психикой, переживающего травму, — непростая задача, и пока остаётся загадкой, как с ней справится до конца сезона не самый опытный актёр Богомолов.

Другие вопросы к «Психу» вызывают топорные детали: съёмка через красные очки главного героя, чтобы показать его апатично-альтернативный взгляд на мир, неизбежно фрейдистские мотивы невозможности отрыва от матери (которая ещё и сама психолог — наследственное ведь); секс-кукла, оборачивающаяся галлюцинацией о пропавшей жене. Есть ряд чрезмерно карикатурных типажей вроде сыроедки с поистине сектантским поведением или брутального олигарха — латентного гея: на контрасте с другими, более человечными и интересными героями они кажутся чересчур устаревшими.

Всё это не отменяет того факта, что сериал, за счёт основной идеи, сюжетного многообразия, монтажа и звёздного каста, хорошо смотрится, — после двух эпизодов хочется продолжать. Особенно пока есть надежда, что лучшие проявления «Психа» покажут себя и в следующих сериях, — отдельно хочется побольше детективной интриги и Евгении Громовой и поменьше секс-кукол.


Читайте также
Рецензии Картина «Женщина, которая убежала»: уступите ей дорогу
Компания Cineticle Films выпустила в  российский прокат картину режиссёра Хон Сан Су «Женщина, которая убежала». Медитативная, тихая, неспешна...
Рецензии Долгая командировка в «Минамату»: Джонни Депп в поисках правды 
Российский зритель ещё до широкого проката получил возможность увидеть новую ленту Эндрю Левитаса в рамках фестиваля американского кино A...
Рецензии Картина «Ведьмы» Роберта Земекиса: иногда они возвращаются 
На большие экраны выходит картина Роберта Земекиса «Ведьмы». Впервые роман Роальда Даля адаптировали для экрана в 1989 году. Николас Роуг в своём ф...
Рецензии Картина «Опасный элемент»: радиоактивная мадам
Маржан Сатрапи, французский режиссёр иранского происхождения, возвращается на большой экран с новой историей, вновь основанной на графическом романе, ...
Рецензии Где-то между трудностями перевода: «Последняя капля» Софии Копполы 
Светлая грусть, средний возраст, седой Билл Мюррей, трудности брака, подозрения и «бытовой шпионаж»: на сервисе Apple TV+ вышла новая картина Софии...
Рецензии «Бульварная история с шутками и прибаутками»: сериал «Шерлок в России»
Платформа START показывает сериал «Шерлок в России», в котором великий сыщик ловит Джека Потрошителя в Петербурге. Татьяна Алёшичева...
Рецензии Глубокое промо: премьера фильма Михаила Сегала «Глубже!» 
Семь лет назад комедия «Горько!» Жоры Крыжовникова объединила самых разных людей, удачно (судя по сборам) отыскав народное торжество. Михаил Сега...
Рецензии «Суд над чикагской семёркой»: большой американский фильм
На Netflix вышел второй режиссёрский проект сценариста Аарона Соркина — драма «Суд над чикагской семёркой». Максим Ершов объясняет, почему у&n...
Рецензии Моё воображаемое «Лето’85»: премьера фильма Франсуа Озона 
В прокате 19-й фильм трудоголика Франсуа Озона. «Лето’85» — история однополой подростковой любви, в которой есть место страсти, ревности, клише, странным обещ...
Рецензии Картина «Гипноз» Тодоровского: обмани меня, если сможешь
В прокат вышла новая картина Валерия Тодоровского, то ли психологическая драма, то ли камерный триллер. Вместе с режиссёром в состояние «Гипноза» погрузился А...
Рецензии Дорога в мой дом: дебют Филиппа Юрьева «Китобой»
Полнометражный дебют режиссёра Филиппа Юрьева «Китобой» получил главный приз в Венецианской программе Venice Days, а на «Кинотавре» — приз...
Рецензии Картина «Падение»: где был Гондор, когда Вестфолд пал? 
Компания «Парадиз» выпустила в широкий прокат картину «Падение» — полнометражный дебют Вигго Мортенсена, известного широкой публике по роли Арагорна в трилоги...
Также рекомендуем
Обзор (к)инопрессы #44
Иностранная кинопресса не сбавляет оборотов, а наш традиционный дайджест это фиксирует. Виктор Непша проштудировал десят...
Береги свой хаос: сериал «Ведьмак» вышел на Netflix
На платформе Netflix вышел долгожданный сериал «Ведьмак», который понравился фанатам первоисточника и компьюте...
Эхо фестиваля «Послание к человеку»: 5 фильмов, которые необходимо увидеть 
Фестиваль «Послание к человеку» славен не только прекрасными документальными, анимационными и ...
Обзор (к)инопрессы #37
Виктор Непша проштудировал иностранную прессу и отобрал самое интересное за вас. И, кажется, ключевое слово эт...
Подборки
Обзор (к)инопрессы #44
Иностранная кинопресса не сбавляет оборотов, а наш традиционный дайджест это фиксир...
Рецензии
Береги свой хаос: сериал «Ведьмак» вышел на Netflix
На платформе Netflix вышел долгожданный сериал «Ведьмак», который понравился ф...
Подборки
Эхо фестиваля «Послание к человеку»: 5 фильмов, которые необходимо увидеть 
Фестиваль «Послание к человеку» славен не только прекрасными д...
Подборки
Обзор (к)инопрессы #37
Виктор Непша проштудировал иностранную прессу и отобрал самое интересное за&nb...