Игры теней: «Трагедия Макбета» Джоэла Коэна

«Трагедия Макбета»
Кадр из фильма «Трагедия Макбета»

14 января на Apple TV+ выходит «Трагедия Макбета» Джоэла Коэна с Дензелом Вашингтоном и Фрэнсис МакДорманд в главных ролях. Дуэта братьев-режиссёров больше нет, Итан решил полностью посвятить себя литературе. Максим Ершов пытается разобраться, зачем Джоэл вообще взялся за экранизацию одной из самых известных шекспировских трагедий и что она добавляет в канон экранизаций «Макбета».

Шотландия, XI век. Три сестры-ведьмы (всех их играет блистательная и в основном театральная актриса Кэтрин Хантер) выбирают место встречи с Макбетом (Дензел Вашингтон). Вместе с Банко (Берти Карвел) он командовал войсками, разбившими норвежцев и ирландцев. Теперь полководцы возвращаются домой. Тут-то им и являются ведьмы. Макбету они пророчат титул Кавдорского тана (по рождению он Гламисский тан) и даже корону страны, а вот детям Банко суждено основать целую династию правителей. Король Дункан (Брендан Глисон) дарует Макбету новый дворянский титул, и тот начинает верить в пророчество и рассказывает о нём супруге (Фрэнсис МакДорманд). Леди Макбет решает, что судьбу стоит поторопить, и толкает мужа на убийство Дункана. Король умер, да здравствует король! Но только никакого счастья трон Макбету, как известно, не приносит.

«Макбет» — одна из самых известных, противоречивых и мрачных пьес Шекспира. Вроде бы Шотландия находится не так уж далеко от английского драматурга, но вот расстояние между XI веком (время действия произведения) и началом XVII века (время написания) солидное. Художественный вымысел и исторические факты смешиваются в неизвестных пропорциях. И из этого пространства неопределённости рождаются условность «Макбета» и простор для его интерпретаций.

Этой пьесой режиссёры интересовались всегда. Первая экранизация (утраченная) вышла в 1898-м, а вот фильм Джеймса Стюарта Блэктона 1908 года можно посмотреть. В эру звука за вечный шекспировский текст брались Орсон Уэллс (он же исполнил заглавную роль), Лоуренс Оливье, Анджей Вайда, Акира Куросава («Трон в крови»), Роман Полански и Вернер Шрётер. Наиболее известная и яркая экранизация XXI века — «Макбет» Джастина Курзеля с Майклом Фассбендером и Марион Котийяр. У Коэна, в отличие от австралийского режиссёра, грязно-кровавых батальных сцен нет, от Средневековья остаётся только сложный английский язык.

Кадр из фильма «Трагедия Макбета»
Кадр из фильма «Трагедия Макбета»

Что же заставило Джоэла Коэна взяться за Шекспира? Стоит отметить, что ещё в 2019 году стало известно, что Итан решил отдохнуть от кино и не отвлекаться от написания пьес. Кстати, театральные постановки по его произведениям выходят с 2008-го. Братья сделали себе имя в дуэте, и трудно было предугадать, что теперь представит старший. Тогда же, в 2019-м, было объявлено, что Джоэл планирует экранизировать «Макбета» в одиночку. Его жена Фрэнсис МакДорманд всегда мечтала сыграть леди Макбет. И в 2016-м, на театральной сцене, ей это удалось. Интересно, что в том же спектакле МакДорманд играла трёх сестёр-ведьм. Увидев супругу в постановке в Беркли, Коэн задумался о сценарии фильма по Шекспиру. Но всё это как будто формальные признаки. Может быть, Джоэл хотел сыграть наверняка, взять в соавторы великого драматурга и за счёт исключительно художественных методов проявить себя как самостоятельный режиссёр.

Главное сюжетное решение «Трагедии Макбета» — возраст главных героев. Да и исполняющим их роли актёрам уже за 60: Вашингтону 67 лет, МакДорманд — 64. У Макбетов нет наследников, род прервётся. Для них убийство Дункана становится единственным и верным путём к власти. Банко, Росс, Малкольм и все остальные второстепенные персонажи меркнут перед Вашингтоном и МакДорманд. Звёзды перетягивают одеяло на себя, и многие сюжетные линии проседают, теряют напряжение.

Кадр из фильма «Трагедия Макбета»
Кадр из фильма «Трагедия Макбета»

«Трагедия о Макбете» сочетает близость к оригинальному тексту (а Джоэл его умело сократил), изысканное чёрно-белое изображение (у оператора Брюно Дельбоннеля почти наверняка будет 6-я номинация на «Оскар») и театральную условность, которую в этом мире легко спутать с искусственностью. Главные герои перемещаются среди минималистичных декораций, напоминающих о шедеврах немецкого экспрессионизма. У Коэна, интеллектуала и знатока истории кино, в непривычном почти квадратном соотношении сторон кадра (1,37:1) можно углядеть уважительный поклон «Седьмой печати» Бергмана и «Страстям Жанны д’Арк» Дрейера. Оттуда же и выразительная контрастность, которую подчёркивает игра света и теней. Леди Макбет из полумрака делится своими коварными планами с мужем, лицо супруга разрезает напополам луч. А перед злополучным убийством Макбет рассуждает вслух о возможных последствиях и своём предназначении среди нависших над ним, как предвестники незавидной участи, колоннами. Как и фильмы братьев Коэн, картину одного Джоэла отличает формальное совершенство.

Оставшись без младшего брата, Джоэл как будто потерял фирменное для Коэнов чувство юмора. В их обширной фильмографии трудно выделить любимый жанр, но филигранные диалоги и вошедшие в историю отдельные фразы всегда были при них. Ничего этого углядеть в новой работе старшего брата нельзя. В ней узнаётся умный автор, чуткий к шекспировскому тексту, но словно бы не представляющий, куда он движется и зачем.

«Трагедию Макбета» могут ждать награды и уважительно благосклонные отзывы критиков, но любовь широкой публики ей будет крайне сложно снискать. А после фильма больше всего интересует вопрос, чем сейчас занят Итан. Композитор и соратник братьев Картер Бёруэлл рассказывал в интервью, что у Коэнов есть с десяток написанных и так и не снятых сценариев. Обидно терять, возможно, лучший дуэт режиссёров в истории кино. Брат, вернись! Сила в единстве.

Читайте также
Рецензии Мы всем умрём, но это неважно: «Не смотрите наверх» Адама МакКея
Максим Ершов рассказывает о новой сатире режиссёра «Игры на понижение».
Рецензии Портрет художника в юности: «Рука бога» Паоло Соррентино
Максим Ершов советует ни в коем случае не пропускать картину итальянского маэстро.
Рецензии Фильм «Человек-паук: Нет пути домой»: как здорово, что все мы собрались
Сергей Сергиенко рассказывает о мечтах, которым иногда лучше оставаться мечтами.
Рецензии Лето одного года: «Остров Бергмана» Мии Хансен-Лёв
Ксения Ильина рассказывает про фильм «Остров Бергмана», который, в свою очередь, по...
Рецензии Сериал «И просто так»: жизнь после «Секса в большом городе»
Стоит ли новое шоу просмотра, рассуждает Татьяна Алёшичева
Рецензии Фильм «Спенсер»: кошмар перед Рождеством принцессы Дианы
Вероника Хлебникова рассказывает о фильме «Спенсер» про принцессу Диану с Кристен Стюарт...
Также рекомендуем
Рассказываем про удивительный фильм и советуем смотреть его на большом экране.
Мария Ремига рассказывает, почему лауреата «Оскара» стоит увидеть на большом экране
В российский прокат вышла «Круэлла» — сольный фильм про злодейку, которую мы все возненавидели за...
Стоит ли новое шоу просмотра, рассуждает Татьяна Алёшичева
Рецензии
Любовь в калифорнийском духе: «Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона
Рассказываем про удивительный фильм и советуем смотреть его на большом экране.
Рецензии
Картина про теряющего слух барабанщика: «Звук металла» — enjoy the silence
Мария Ремига рассказывает, почему лауреата «Оскара» стоит увидеть на большом экране
Рецензии
Фильм про ту самую злодейку «Круэлла»: стиль — это я
В российский прокат вышла «Круэлла» — сольный фильм про злодейку,...
Рецензии
Сериал «И просто так»: жизнь после «Секса в большом городе»
Стоит ли новое шоу просмотра, рассуждает Татьяна Алёшичева