«Ину-о: Рождение легенды»: голос — это второе лицо

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Аниме «Ину-о: Рождение легенды», реж. Масааки Юаса

2 марта компания «Экспонента» выпустила в российский прокат аниме от культового режиссёра Масааки Юасы («На твоей волне») — «Ину-о: Рождение легенды». Сергей Сергиенко рассказывает, как авторам удалось передать атмосферу исторического романа Хидео Фурукавы и сыграть на эмоциях зрителя не только с помощью сюжета, но и благодаря волшебному визуалу.

Давным-давно, ещё в эпоху Камакура, на свет появился безымянный мальчик, проклятый при рождении. Проклятие было столь страшным, что смотреть на ребёнка было невозможно, поэтому деформированное тело закрыли плотной тканью, а жуткое лицо — маской-тыквой. Будучи сыном известного танцора, он рос как животное во дворе дома своей семьи и лишь издали мог наблюдать, как отец тренирует других, да копировать увиденные движения. И оставаться бы ему непризнанным уродцем, если бы не случайная встреча с другим отщепенцем, слепым монахом Томоной: тот в детстве потерял зрение и вынужденно стал бива-хоси — бродячим сказителем. Их встреча не только подарила безымянному мальчику имя — Ину-о, — но и показала обоим цели, к которым стоит стремиться. С этого начинается путь яркого дуэта танцора и музыканта, который перевернёт судьбы многих и покажет, что с творчеством нужно считаться.

Кадр из аниме «Ину-о: Рождение легенды», реж. Масааки Юаса

«Ину-о: Рождение легенды» — уже вторая работа студии Science SARU, в основу которой положили «Повесть о доме Тайра». Средневековый роман о падении одного из известнейших в прошлом родов считается одним из самых влиятельных произведений японской литературы. В 2021-м свет увидел сериал «Хэйкэ: Повесть о доме Тайра», рассказывающий о самих событиях, приведших к кончине рода. «Ину-о» же разворачивается уже позже и, по сути, показывает зарождение устной традиции, благодаря которой и появилась «Повесть».

Знать тонкости японской истории и развития культуры для просмотра совершенно не обязательно, хотя и поможет понять немного больше, чем рассказывает само аниме. Основная информация, впрочем, на месте: «Ину-о» в простой и доходчивой форме объясняет, как объединялись и выступали бродячие слепцы-монахи, на чём строились повествовательные каноны и почему сюжеты из недалёкого прошлого были так важны как для простых людей, так и для знати. Да и о доме Тайра информации вполне хватает для понимания контекста. За дополнительной информацией всегда можно обратиться к «Хэйкэ».

Кадр из аниме «Ину-о: Рождение легенды», реж. Масааки Юаса

Правда, в «Ину-о» исторический контекст и разночтения хоть и важны, но не первоочерёдны. Куда больше режиссёра аниме, Масааки Юасу, интересуют личности, вокруг которых строится сюжет. Это в целом характерно для работ основателя студии: его герои нередко обладают нечеловеческими чертами, но через свои особенности проходят путь, с которым легко проассоциировать себя многим. Благодаря этому центральной темой «Ину-о» становится не история, а самовыражение, в котором находят себя двое героев, до этого не нужных обществу.

«Уродец» Ину-о, самостоятельно научившийся танцам, обретает бешеную популярность благодаря исключительному таланту и наплевательскому отношению к традициям. Нет проблем с последним и у Томоны, который, против обыкновения, отращивает длинные волосы и в целом ведёт себя как заправская рок-звезда, что слабо сходится с традиционным образом бива-хоси. Музыка подобрана под стать: в ней сочетаются традиционные мотивы и дисторшн, а звучание бивы сопровождается гитарными запилами под вполне современную драм-секцию. В сочетании с классическими мотивами на новый лад эффект получается потрясающий, что в том числе отчётливо передаётся и в анимации. Если выступления официальных музыкантов структурированы и чопорны, то Томона и Ину-о «зажигают» толпу и создают зрелище, которым наслаждается простой народ.

Кадр из аниме «Ину-о: Рождение легенды», реж. Масааки Юаса

Для обоих творчество — больше, чем способ самовыражения и заработка, да и слава — скорее приложение, чем самоцель. В музыке герои находят свой особый путь: отверженный родным отцом Ину-о наконец видит, что его личность не ограничивается жуткой внешностью, а слепец Томона через свою биву доносит до слушателей то, что иначе не извлечь из глубин души.

Тема инаковости не то чтобы нова: об этом говорили уже десятки, если не сотни раз. Юаса в очередной раз доказывает, что важно не только «что», но и «как»: яркая стилизованная анимация, временами выглядящая обманчиво просто, на деле пестрит деталями и нюансами, способными сказать куда больше, чем простые слова. И броский стиль, и центральная идея не новы для режиссёра: и «Человек-дьявол: Плакса», и «Когти зверя» тоже вращались вокруг тех, кто пытался отыскать своё место под солнцем, и при этом выделялись в общем потоке анимации необычным визуальным рядом. «Ину-о» продолжает развивать привычное, добиваясь новых высот и призывая бунтовать — против традиций и норм, против застоя и консерватизма.

В этом плане выбор Аву-тян в качестве актрисы озвучания Ину-о кажется особенно символичным: рок-исполнительница с детства привыкла к насмешкам и неприятию из-за необычного цвета кожи, что отразилось на её дальнейшей судьбе. Однако именно творчество в конечном счёте позволило ей обрести голос и показать, что Аву-тян ничуть не хуже других, а в чём-то и вовсе лучше.

Кадр из аниме «Ину-о: Рождение легенды», реж. Масааки Юаса

Ярко, громко, увлекательно и очень красиво — те слова, что приходят в голову при просмотре «Ину-о». Это пример аниме, которое, кажется, не способно оставить равнодушным никого: здесь настолько плотно переплетены между собой разные элементы, что в сложившемся узоре каждый сможет найти что-то для себя — будь то интерес к истории, зажигательная музыка или визуальное буйство. А кто-то, хочется верить, узнает в героях себя — и тоже сможет обрести если и не свой уникальный голос, то хотя бы силы для того, чтобы встать в полный рост и перестать переживать из-за мнений других. Что уже стоит немало.

Читайте также
«Бешенство»: режиссёр «Чебурашки» снял триллер про волков
Катя Загвоздкина рассказывает о новом фильме Дмитрия Дьяченко.
Парад нечисти. «Антология русского хоррора: Красный состав»
Рассказываем про первый сезон взрослой анимации «Антология русского хоррора».
Берлинале-2023: фильм «Манодром» — мужское братство
Сусанна Альперина рассказывает подробнее о картине.
Берлинале-2023: фильм «Красное небо» Кристиана Петцольда — возможно, лучший фильм смотра
Рассказываем, чем так впечатляет эта работа про скучающих интеллектуалов.
Фильм «Марлоу»: грустный детектив в калифорнийском квартале
Антон Фомочкин рассказывает, чем может понравиться картина.
Берлинале-2023: фильм «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой — юности честное зерцало
Какой поолучилась картина выпускницы творческой мастерской Александра Сокурова.
Также рекомендуем
Человек по славе на родине сравнимый с Уолтом Диснеем.
Если «Гарри Поттер», «Один дома» и советская классика совсем приелись.
КИНОТВ запускает серию материалов, посвящённых аниме. В этих статьях Сергей Сергиенко разберёт жанры, поджанры,...
Сергей Сергиенко про одного из ярчайших авторов аниме современности.
Человек по славе на родине сравнимый с Уолтом Диснеем.
Если «Гарри Поттер», «Один дома» и советская классика совсем приелись.
КИНОТВ запускает серию материалов, посвящённых аниме. В этих статьях Сергей Сергиенко разберёт жанры, поджанры,...
Сергей Сергиенко про одного из ярчайших авторов аниме современности.

Последние новости

Пёс Месси получит свой короткометражный сериал
Ставший популярным благодаря детективу «Анатомия падения».
Пацаны идут против системы в трейлере драмы «Приговор»
Участника 46-го Московского Международного кинофестиваля.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
00:00