Искусство погибать молодым: в прокате «Пираньи Неаполя» — один из лучших фильмов Берлинале


До России добрался новый фильм Клаудио Джованнезе, снятый по сценарию Роберто Савиано, знаменитого итальянского журналиста, автора романа «Гоморра», за который местная мафия приговорила его к смерти (сейчас Савиано живет под круглосуточной охраной полиции). «Пираньи Неаполя» — тоже про преступность и именно за сценарий были награждены на Берлинском кинофестивале. Впрочем, текст — не единственное достоинство фильма, подробнее об остальных — Зинаида Пронченко.

Уже довольно давно кинематографисты не баловали нас картинами, которые делают из зрителей любого возраста и пола «под сенью девушек в цвету» бродящих пубертатными соками старшеклассниц. Но именно таковы «Пираньи Неаполя» Клаудио Джованнезе про первую любовь и далеко не последнюю смерть в городе девяти ворот. Классический сюжет об инициации во взрослую жизнь через плоть и кровь Джованнезе дуэтом с Роберто Савиано, автором культовой «Гоморры» (книги и сценария к фильму Маттео Гарроне), рассказывает с моментально подкупающей наивностью, как будто не было Висконти, Скорсезе или, на худой конец, База Лурманна с Матье Кассовицем. «Рокко и его братья» по-прежнему обретаются на «Злых улицах», а «Ромео и Джульетта» снова станут жертвами «Ненависти». Только за окном не Милан, не Нью-Йорк и не Мексика, а грязный район Санита и конкурирующий с ним Испанский, а на дворе 2019-й, парням, что меряются длиной то чужой пушки, то собственного члена, хочется не только власти, но и лайков в Инстаграме. Славы здесь можно добиться, забивая либо голы, либо противника до смерти. Третьего не дано.


Пятнадцатилетний Никола, негласный главарь дворовой банды, сын незамужней прачки, естественно, с внешностью возрожденческого отрока — ему бы берет с плюмажем и шитый золотом камзол, легко бы сошёл за одного из персонажей Беноццо Гоццоли — мечтает о другой жизни. В которой похищают не велосипеды, вернее, мопеды, а ролекс дайтона, стреляют не из рогатки, а из калаша, на балкон выходят не портки повесить, а чтобы город ликовал, ну и, конечно, любят лучших девушек, настоящих «королев красоты». Одна из них, длинноногая Летиция, на такую позарился бы и сам Лоро, сподвигнет Николу на славные деяния. Подъём-переворот в мутном мафиозном болоте, населённом сонными аквариумным рыбками. Голодным и злым пираньям возраст не помеха, Никола с приятелями с лёгкостью сожрут потерявших бдительность мелких сошек Каморры. И вот уже юниоры из «детской секции» (дословный перевод оригинального названия La paranza dei bambini) пьют в вип-зоне ночного клуба Moet из горла и отовариваются в мультибрендовых бутиках свежей коллекцией Дольче.

Неаполь в кадре совсем не похож на условное O sole mio из песен Робертино Лоретти и даже на благородную гризайль нетленок Де Сики, снявшего здесь «Золото Неаполя» и «Вчера, сегодня, завтра», и смахивает скорее на забытый Богом прибрежный курорт «Парк нелегалов» из прошлогоднего «Догмэна» того же Гарроне. Легендарная итальянская grande belleza выродилась в нуворишеский китч, вместо майолики и флорентийской мозаики — аляповатая мебель с фальшивой позолотой, а «Страдивари» теперь называется минибар в форме анодированной скрипки, который Никола купит маме на деньги с очередного hold-up.


Истории «реальных пацанов» не имеют хеппи-энда, и сколько бы Никола ни смотрел своими умными, неотразимыми глазами в будущее, сколько бы ни пытался делать, что должно, пуля — дура, своих от чужих не отделяет. Уже в первой сцене, когда в гулкой тишине пустого торгового центра «братва» валит гигантскую рождественскую ель на пол, понятно, что скоро так же полягут один за другим и члены банды Санита, и их предводитель. Каждый раз, что камера торжественно фиксирует проезд мотоциклетной кавалькады по трущобам портового города под торжественную музыку Андреа Москьянезе, больше напоминающую траурный марш, не отделаться от мысли, что это ангелы смерти сопровождают похоронный кортеж. Все жаркие объятья, которыми обмениваются юные похотливые девственники между собой, с проститутками-трансгендерами или боевыми подругами, — это прощальные ласки, ведь вечность на пороге. И неважно, что финал как бы открытый, непоправимое уже произошло, Никола и сотоварищи взяли страшный грех на душу, спастись им не удастся. Невинности они лишились не в постели, а нажав на курок. Это только в «Однажды в Америке» мушкетёры спагетти-вестернов выросли и встретились двадцать лет спустя, в Неаполе же до седин не доживают. Но из этого не следует, что Джованнезе с Савиано кого-то осуждают, напротив, авторы чураются скороспелого социального пафоса и морализаторства. «Пираньи Неаполя» не причитают на тему «легко ли быть молодым» или «уж сколько кануло их в эту бездну», это кино про то, что мечта, любая, какая угодно, не может быть пошлой. А за неё и умереть не жалко.

Автор — Зинаида Пронченко
Поделиться
Читайте также
Рецензии В прокате «После» — фильм, основанный на фантазиях девушки о солисте One Direction
Алексей Васильев разбирается в подростковой мелодраме, выросшей из романа, который, в свою очередь, вырос из фанфик-блога.Тесса, мамина до...
Рецензии Бабуля кураж и её дети: в прокате «Код „Красный“»
В российский прокат выходит очередной англоязычный фильм о похождениях русских шпионов, только на сей раз поставленный по реальным с...
Рецензии «Высшее общество» — всё летит в дыру. В прокате новый фильм Клер Дени
До российских экранов добрался новый фильм великой француженки Клер Дени («Что ни день, то неприятности», «Белый материал», «Не ...
Рецензии От печали до радости: «Квадрат» и «Чердак-андеграунд»
В апреле в Москве пройдут премьеры двух отечественных документальных фильмов — «Квадрат» Анатолия Иванова (6 и 13 апреля, ЦДК) и «Чердак-андегр...
Рецензии Кладбище домашних животных: Погладь кота
В прокат вышла повторная экранизация одного из главных хорроров Стивена Кинга «Кладбище домашних животных» — ровно через тридцать лет после пер...
Рецензии Молот и горяч. «Папа, сдохни» — самый кровавый и смешной русский фильм года
На российских экранах «Папа, сдохни» — дебют 29-летнего Кирилла Соколова, сходу взявшего главный приз на фестивале «Окно в Европу» и ...
Интервью Аньес Варда. Последняя пресс-конференция
НачалоНекоторые из вас брали у меня интервью — извините, если я вас не узнаю. Я часто выступаю — в университетах, кино...
Рецензии «Дамбо» Тима Бёртона: о теле, для ушей
В российском прокате новый и, наверное, самый амбициозный ребут классического мультфильма от Disney — «Дамбо» Тима Бёртона, объединивший в...
Рецензии «И что, это — всё?» В прокат выходит «Пляжный бездельник»
Автор «Гуммо» и «Отвязных каникул», сценарист «Деток» и «Кен Парка» Хармони Корин представляет новый фильм «Пляжный бездельник», в котором Мэтт...
Рецензии Феномен китайского аниме: «Хрустальное небо вчерашнего дня»
С 14 марта в ограниченном, но оттого лишь более притягательном российском прокате — китайское (внезапно) аниме с поэт...
Рецензии «Время возмездия»: старомодные развлечения Николь Кидман
В российском прокате хмурый детектив и «история одной женщины» одновременно — «Время возмездия» победительницы «Санденса» Карин Кусамы. Об ...
Рецензии «Vox Lux»: глас популистский
С 7 марта в прокате амбициозный фильм о всех проблемах XXI века тридцатилетнего Брэди Корбета («Детство лидера»), участвовавший...
Также рекомендуем
«Необратимость» бытия: Гаспар Ноэ отвечает на вопросы Зинаиды Пронченко 
18 февраля в российский прокат (не опять, но снова, спустя 19 лет) выйдет картина Гаспара Ноэ «Необратимость. Полна...
Боги и горшки
В российский  прокат выходят «Мифы» — комедия Александра Молочникова, в которой русский шоу-бизнес п...
Нереальные упыри: «Вампиры средней полосы» — оригинальный сериал или наглый плагиат?
Расследование о сериале платформы START, создателей которого «уличили» в плагиате
#1 Зачем Disney плодит ремейки? Подкаст КИНОТВ
Первый выпуск обновлённого подкаста.Немного из содержания беседы:00:05 Привет. Can you feel the love tonight?00:15 Перез...
Интервью
«Необратимость» бытия: Гаспар Ноэ отвечает на вопросы Зинаиды Пронченко 
18 февраля в российский прокат (не опять, но снова, спустя 19 лет) выйдет карт...
Рецензии
Боги и горшки
В российский  прокат выходят «Мифы» — комедия Александра Молочникова...
Спецпроект
Нереальные упыри: «Вампиры средней полосы» — оригинальный сериал или наглый плагиат?
Расследование о сериале платформы START, создателей которого «уличили» в плагиате
Синонимы Мандула
#1 Зачем Disney плодит ремейки? Подкаст КИНОТВ
Первый выпуск обновлённого подкаста.Немного из содержания беседы:00:05 Привет. Can ...