Какая разница, кто в доме хозяин: фильм «Злое» Джеймса Вана

Эта осень — пора ярких жанровых премьер (от победителя Каннского фестиваля «Титан» до нового «Хэллоуина»). Сезонный марафон хорроров символично открывает «Злое», первая за долгие годы попытка Джеймса Вана отойти от вылизанной эстетики «Заклятия» и снять олдскульный кровавый фильм, вдохновлённый слэшерами и джалло. Влад Шуравин разбирается, удалось ли режиссёру вернуться к истокам.

Кадр из фильма «Злое»

Мэдисон (Аннабелль Уоллис) вот-вот родит, но вместо радости она испытывает тревожное ожидание: уже несколько раз девушка пережила выкидыш, и эта попытка тоже грозит стать фатальной. А ещё с ней живёт муж-абьюзер, который не разделяет энтузиазма жены по поводу детей, днями напролёт залипает в телевизор и срывается из-за малейшего упрёка. Как раз во время последнего и происходит ссора: парень ударит Мэдисон головой о стену, оставит вмятину в гипсокартоне и трещину в черепе жены, а затем закономерно отправится спать на диван возле кухни. Там его и достанет чудовище: выследит беднягу, скрутит ему шею и отправится за женщиной, которая после нападения то ли фантома, то ли монстра потеряет сознание. Наутро Мэдисон ожидают сразу две неприятные новости. Первая — что у неё опять случился выкидыш. Вторая — что никто не верит в существование бугимена.

Многие фанаты хоррора уже давно списали Джеймса Вана со счетов. «Заклятие», к которому некогда перспективный режиссёр «Пилы» приложил руку, с одной стороны, безусловно важная жанровая франшиза, с другой — яркий пример стандартизации фильмов ужасов, где весь страх сугубо физиологический (то есть построенный лишь на ожидании джампскейров и скримеров), а эстетика — безобидная и вылизанная. От Вана, зарекомендовавшего себя как автора кровавых torture-porn и пугающих фильмов-пастишей, уж точно не ждали десятилетнего перерыва на приторные хорроры о домах с привидениями и путешествиях в астрал.

Кажется, от Эда и Лоррейн Уорренов устал уже и сам Ван. Он ведь не всегда снимал такое кино: что «Пила», что «Мёртвая тишина» — фильмы куда более «грязные» по стилю, может, даже коряво снятые и поставленные, но уж точно не лишённые авторского обаяния австралийского постановщика. Не то чтобы «Заклятие» лишено — его просто там меньше, и более-менее удачные попытки Дэвида Ф. Сандберга («Проклятие Аннабель: Зарождение зла») или Майкла Чавеса («Заклятие 3: По воле дьявола») доказывают, насколько несложно следовать стилю, скажем так, «позднего» Вана.

Кадр из фильма «Злое»

И вот по этой простой причине на «Злое» никак не хочется, простите, злиться. Ван настолько влюблён в своё кино (это видно и по тому, что он рассказывает на пресс-конференциях, и по самому фильму), что сложно не заразиться его гиковским восторгом. За тёмными дверями здесь маячат референсы к «Пятнице, 13-му», «Кровавой жатве», классике Бавы, Ардженто, Фульчи и всяким малобюджетным малоизвестным сплэттерам, наверняка пугавшим режиссёра в детстве. Ну да, очередное признание в любви — как говорится, посторонитесь, «Однажды в… Голливуде» и «Джокер». Но вдохновенных пастишей, особенно настолько кровавых, безумных и глупых, много не бывает.

Интересно, что Ван начинает «Злое» как типичный эпизод «Заклятия». В доме у бедняги Мэдисон живёт существо, убившее мужа, но никто не верит в бредни травмированной женщины. Каждую ночь чудовище бегает по комнатам и пытается напугать героиню (а вместе с ней, само собой, и зрителя). По стенам бродят зловещие тени, лампочки выключаются сами по себе, в соседней комнате слышны зловещие шорохи — отвернитесь от экрана, сейчас будет страшно. Впрочем, чем дальше развивается этот классический сюжет, тем чудаковатее будет его трансформация. Сначала «Злое» превратится в слэшер: Мэдисон каким-то образом будет попадать в квартиры других людей и со стороны, неспособная двинуться с места, наблюдать, как ночной гость врывается в дома и жестоко расправляется с незнакомцами. Затем — и вовсе в кровавый сплэттер, где в одной сцене больше насилия и по-настоящему мерзких сцен, чем во всех частях «Заклятия» вместе взятых.

Другое дело, что, вернувшись в «старую школу», Ван то ли сознательно, то ли сам того не понимая, отправился прямиком в мир второсортных сюжетов. «Злое» в пересказе может звучать как дикий копеечный шедевр VHS, найденный на городской барахолке. Им, в общем-то, и является. Подмены в детском доме, претенциозные метафоры, невообразимые твисты в духе «Пилы» — времена христианского хоррора «Заклятия» с его провозглашением семейных ценностей и стройными сценариями, надеемся, закончились, и теперь Ван сможет спокойно (и снова) снимать кино, на котором рос сам, — неидеальное, с перегибами, но настоящее в своих сумасбродстве и глупости.


Читайте также
Рецензии Фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе»: и вокруг него тоже
До родного проката наконец-то добрался один из самых долгожданных отечественных фильмов года — «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова. Экранизация романа А...
Рецензии Пути/ы материнства: на Венецианском фестивале показали фильм «Незнакомая дочь» Мэгги Джилленхол 
На Венецаинском фестивале Мэгги Джилленхол представила картину «Незнакомая дочь» — экранизацию одноимённого романа Элены Ферр...
Рецензии «Шан-Чи и легенда десяти колец»: супергеройская разборка в стиле кунг-фу
В российском прокате новейший марвеловский фильм, в центре сюжета которого супергерой азиатского происхождения. Картина на...
Рецензии Фильм «Кэндимен»: только крикни — он появится
До российского проката, пускай и без масштабной пиар-кампании, добрался-таки «Кэндимен» — очередное переосмысление классик...
Рецензии «Легенда о Зелёном Рыцаре»: идущий к смерти приветствует тебя
В прокате «Легенда о Зелёном Рыцаре» — фильм, о котором зарубежная пресса уже даже устала писать (а может, и нет). Анна Закревская рассказывает про картину о ...
Рецензии Картина «Не дыши 2»: вдох-выдох, а мы опять играем в сиквел 
В прокате «Не дыши 2» — продолжение выдающегося хоррора Федерико Альвареса о троице грабителей, пытающихся обнести дом сле...
Также рекомендуем
В посткарантинный российский прокат въезжает сиквел фильма «Поезд в Пусан», наречённый в оригинал...
Кадр из фильма «Титан» / Kazak ProductionsКсения Ильина рассказывает про победителя Каннского кинофестиваля. «...
Егор Москвитин рассказывает про фильм открытия Каннского кинофестиваля, ленту «Аннетт» Леоса Каракса — мюзикл про то, ка...
На Netflix вышла картина «Раскопки», в главных ролях Кэри Маллиган и Рэйф Файнс. Это сентименталь...
Рецензии
«Поезд в Пусан 2: Полуостров»: эти зомби делают больно иначе
В посткарантинный российский прокат въезжает сиквел фильма «Поезд в&nb...
Рецензии
В чужом теле: в прокате победивший в Каннах «Титан» Дюкурно
Кадр из фильма «Титан» / Kazak ProductionsКсения Ильина рассказывает про ...
Рецензии
«Аннетт» Леоса Каракса: «Ла-Ла Ленд» и «Брачная история», снятые яростным панком
Егор Москвитин рассказывает про фильм открытия Каннского кинофестиваля, ленту «Анне...
Рецензии
«Раскопки» с Маллиган и Файнсом: фильм для любителей английской литературы
На Netflix вышла картина «Раскопки», в главных ролях Кэри Маллига...

Последние новости

Новости Братья Руссо считают, что Крис Эванс мог бы сыграть Росомаху
«Эванс обладает невероятным актёрским диапазоном и великолепной физической силой, и...
Новости Джордан Пил беспокоился о судьбе кино, когда создавал хоррор «Нет»
«Я нацелился на великую американскую историю об НЛО».
Новости Братья Даффер обещают неожиданный спин-офф «Очень странных дел»
Режиссёры говорят, что удивятся даже в  Netflix.
Новости Фильм Пабло Ларраина «Граф» об Аугусто Пиночете выйдет на Netflix
Это чёрная комедия, в которой диктатор представлен вампиром.
Новости Дневники Алана Рикмана увидят свет в октябре
Актёр писал их более двадцати лет.
Новости Зои Кравиц начала съёмки своего режиссёрского дебюта Pussy Island
В триллере снимаются Ченнинг Татум, Саймон Рекс и сама Кравиц.
Новости Warner Bros. выпустили синопсис приквела «Безумного Макса» про Фуриосу
Судя по всему, в фильме появится молодой Несмертный Джо.