Картина «Не дыши 2»: вдох-выдох, а мы опять играем в сиквел 

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Не дыши 2» — продолжение выдающегося хоррора Федерико Альвареса о троице грабителей, пытающихся обнести дом слепого ветерана, который, как вскоре выясняется, заткнёт за пояс даже Рэмбо. О том, нужен ли сиквел этой истории (нет) и как сценарист франшизы Родольфо Саягес, в этот раз пересевший в режиссёрское кресло, пытается напугать зрителей, рассказывает Влад Шуравин.

Первый «Не дыши» — пусть это и прозвучит неоправданно помпезно — был одним из лучших хорроров XXI века. Причём не просто выдающимся жанровым упражнением (как то же «Тихое место»), но ещё и парадоксально зрелым в плане постановки фильмом. Если у Красински была заметна дрожащая рука молодого автора, пытающегося склеить куски повествования дешёвым мелодраматизмом, а форму — долгими планами с долли и, тут уж не поспоришь, эффектным саунд-дизайном, то эти же самые вещи уругвайцу Федерико Альваресу дались с такой режиссёрской непринуждённостью, словно это его десятая, а не всего лишь вторая картина.

Своё кино он снимал с выверенностью архитектора: (проклятый) старый дом слепого ветерана зритель за полтора часа изучал вдоль да поперёк, каждая комната становилась ареной, а жилище ветерана обрастало какой-то тактильностью, словно перед нами не декорации, а настоящая халупа, в которую — на свой страх и риск — можно зайти без приглашения и где каждая доска на полу скрипит по-своему. Альварес вообще никогда не тяготел к акценту на содержание: для него было важнее «как». Как наполнить кадр особой выразительностью. Как сделать даже самые непримечательные бытовые предметы орудием убийства. Наконец, как превратить маленькую двухэтажку в смертельный лабиринт с тайными проходами и тупиками.

Сценарий в этом случае — опора, точка отсчёта, но не более. Что в «Зловещих мертвецах», что в «Не дыши» коллега Альвареса Родольфо Саягес создавал убедительный каркас, который вне всей этой пышной кинематографической формы на поверку оказывался обычной инструкцией по эксплуатации: герои идут туда-то, делают то-то, финал, титры. Федерико — автор-визионер, постановщик старой гвардии а-ля Сэм Рэйми (не просто же так классик хоррора продюсировал молодого режиссёра), а Родольфо в этом смысле — безусловно талантливый, но ремесленник. «Не дыши», может, и не лишён рефлексии на тему ветеранов и возвращает их инфернальный, отрицательный образ в хорроры, но два плюс два не складывает и рассуждения до конца не доводит. Скорее просто рассказывает историю неудачного грабежа.

Фото: Sony Pictures
Фото: Sony Pictures

Вся эта долгая прелюдия связана с тем, что размышлять о «Не дыши 2» интереснее в контексте первого фильма. Без него это просто revenge-история, кино в духе «Рэмбо 5» (благо общего у двух героев-ветеранов достаточно) о возвращении похищенной девочки и последующей жестокой мести отставного вояки. С другой стороны, насколько фильм Альвареса мог существовать без этого кино, настолько и «Не дыши 2» прекрасно себя чувствует без первоисточника. Старикан, избежавший наказания, мирно живёт со своей собакой и дочерью, кажется, почти навсегда забыл об убийствах и полностью отдался воспитанию. В школу ребёнка он не пускает — там, дескать, опасно. Зато в своём дворе он проводит тренинги по выживанию: Феникс (так зовут девочку) пытается добраться до пистолета, пока её выслеживает незрячий отец.

Но идиллии не суждено продлиться вечно. Однажды в дом врывается банда, которая хочет украсть ребёнка, и старик снова выходит на тропу войны. Первая половина «Не дыши 2», в общем-то, мало что меняет в концепте оригинала — разве что слепой ветеран теперь оказывается не безликим убийцей из слэшеров, а самой настоящей жертвой из home-invasion, поджанра о домашнем вторжении, который первый фильм, к слову, и переосмыслял. И уже это возвращение от ревизии к шаблону — показатель того, насколько в сравнении с Альваресом консервативен Саягес. Он вообще снимает кино по всем канонам сиквелов: больше убийств, больше пряток по углам и больше бестолковой драмы.

Фото: Sony Pictures

Хотя не сказать что это уже совсем не увлекательно. Как и Майкл Чавес, сменивший Вана на посту режиссёра третьего «Заклятия», товарищ Альвареса отчаянно пытается подражать: снимает одним дублем действительно зрелищную сцену, напоминающую стелс-игру, где герою надо незаметно пройти мимо всех врагов в маленьком тесном домике, добавляет ошарашивающие эпизоды насилия (одному из врагов ветеран зальёт нос и рот клеем) и пытается создавать иллюзию, будто недуг персонажа, в отличие от первой части, где слепота давала грабителям баланс сил, здесь хоть как-то ему мешает.

А дальше (без спойлеров) — вместо альваресовских кошек-мышек начнутся игры в дочки-матери. Настолько неуместен мелодраматизм о семье, которую всё-таки выбирают, и ошибках прошлого, которые всё-таки исправляют, что, честно говоря, хочется побыстрее забыть о связи второго фильма с первым. Периодически в невыносимый парад плот-твистов вклинивается старое доброе ультранасилие, но спасти кино под названием «Не дыши 2», окончательно испорченное не только чужими громкими вздохами, но и болтовнёй, уже невозможно — выколотые глаза и отрубленные руки, будь их хоть сотня, не заменят уникальный саспенс оригинала, когда не только героям, но и самому зрителю во время просмотра было страшно издать лишний звук.

И ведь то, что мастерский формалистский хоррор сменился эксплотейшеном о мести, не плохо. Такую трансформацию в своё время пережил уже упомянутый «Рэмбо» — там можно долго спорить о качестве всех последующих инкарнаций, но трудно не согласиться с тем, насколько франшиза остро реагировала на поп-культурные и политические явления. «Не дыши 2» не реагирует, кажется, ни на что — это кино в вакууме. Да, иногда способное удивлять находчивыми визуальными решениям, но абсолютно оторванное и от изначального концепта (впрочем, чёрт бы с ним), и от собственной проблематики. Бедные районы, сумасшедшие ветераны и наркоторговцы — для Саягеса это не больше чем сеттинг, просто яркие детали, призванные сделать и без того не шибко нужный сиквел полноценным b-movie. Кажется, в этом году две самые «безмолвные» франшизы «Не дыши» и «Тихое место» решили дать шуму и — ожидаемо — сорвали голос.


Читайте также
Свобода — это код у тебя в голове: в прокате «Главный герой» с Райаном Рейнольдсом и Джоди Комер 
До кинотеатров добрался научно-фантастический фильм Шона Леви «Главный герой», в центре которого трансформация компьютерного персонажа игры по имен...
Фильм «Отряд самоубийц: Миссия навылет»: пинок в зубы от Джеймса Ганна, который мы и заслуживали! 
В российский прокат влетел фильм «Отряд самоубийц: Миссия навылет» Джеймса Ганна. Первую часть истории про отъявленных злодеев на службе добра принято ругать...
Охота на Ницше: в прокате «Хищники» Пьетро Кастеллитто
В российском прокате затаились «Хищники» Пьетро Кастеллитто. Бодрая комедия (или социальная сатира), получившая награду в Венеции в программе «Горизонты». Ксе...
Фильм «Я создан для тебя»: он киборг, но это нормально
В российском прокате «Я создан для тебя» — картина про романтические отношения двоих, один из которых — киборг. Анастасия Сенченко рассказывает про ромком, сп...
«Круиз по джунглям»: пиратская копия известного аттракциона
В прокате «Круиз по джунглям» — неуклюжая, но приятная попытка Disney экранизировать ещё один свой парковый аттракцион. Егор Москвитин рассказывает, почему со...
Ретро-хоррор «Цензор»: фестивальное кино, в котором есть неон, эстетика VHS и расчленёнка
В российский прокат вышел показанный на «Сандэнсе» и Берлинском фестивале хоррор «Цензор» — дебют валлийки Прано Бэйли-Бонд. Максим Ершов удивляетс...
Также рекомендуем
Любимая тема большинства зрителей.
Красочный пародийный мюзикл со следами «новой этики», чеховская драма на курорте, польский детективный нуар,...
На Венецаинском фестивале Мэгги Джилленхол представила картину «Незнакомая дочь» — экра...
Любимая тема большинства зрителей.
Красочный пародийный мюзикл со следами «новой этики», чеховская драма на курорте, польский детективный нуар,...
На Венецаинском фестивале Мэгги Джилленхол представила картину «Незнакомая дочь» — экра...

Последние новости

Киану Ривз сыграет в сатирическом кино Рубена Эстлунда
Режиссёра фильмов «Квадрата» и «Треугольника печали».
Аня Тейлор-Джой покоряет пустошь на новых кадрах «Фуриосы»
Свежий взгляд на новый боевик экшн-сериала Джорджа Миллера.
Представлен постер 77-го Каннского кинофестиваля
За основу взят кадр из фильма Акиры Куросавы.
00:00