Лето одного года: «Остров Бергмана» Мии Хансен-Лёв

Ксения Ильина рассказывает про фильм «Остров Бергмана», который, в свою очередь, повествует о знаковом месте в жизни режиссёра, чьё имя вынесено в название картины. Здесь жил, снимал свои фильмы и умер великий Ингмар Бергман. Подробно в материале.

Тони (Тим Рот) и Крис (Вики Крипс), американская пара режиссёров, приезжают на остров Форё — легендарное место, где жил и работал Ингмар Бергман. Оба собираются трудиться над своими новыми фильмами, оба увлечены творчеством великого шведа. Спасительное уединение, уютный дом, природа и пара велосипедов — всё, что нужно для вдохновения. Даже любимая дочь героев осталась в Америке. Местные, которые работают в музее Бергмана и вокруг него, готовы сколько угодно говорить с Тони и Крис о режиссёре, имя которого стало синонимом шведской культуры, — но всё же не стоит перегибать палку. Потому что другая часть населения острова такие разговоры на дух не переносит. У них с почившим Бергманом установлено условие: туристам знать лишнего не стоит.

Кадр из фильма «Остров Бергмана»
Кадр из фильма «Остров Бергмана»

У Тони дела со сценарием движутся лучше, чем у Крис, и это фрустрирует её. А может, она находится в этом состоянии уже давно. Героиня пытается отвлечься, знакомится с молодым студентом, который показывает ей не столь растиражированные бергмановские места. И история постепенно уходит от Тони, плотное облако внимания вокруг его персонажа рассеивается и сосредотачивается на Крис, её желаниях, стремлениях, её пути.

Миа Хансен-Лёв — кинематографистка очень романтического, ромеровского толка. Она любит разговоры о высоком, интеллектуалов, рассуждающих о кино, литературе и театре, и, конечно, восхваляет любовь, и чтобы обязательно на всю жизнь. Героиня её «Первой любви» (2011), юная Камилла, влюбилась в Салливана. И когда тот её оставил, не смогла его забыть, даже повстречав другого, взрослого мужчину, с которым ей стало хорошо и спокойно. Эта любовь больше походила на одержимость: героиня была готова отказаться от себя, чтобы быть рядом с тем, в ком видела смысл жизни. Этому виду любви Хансен-Лёв остаётся верна и в «Острове Бергмана», однако работает с этим чувством теперь иначе: закольцовывает его, выворачивает наизнанку. Именно о такой болезненной любви рассказывает Крис своему партнёру Тони — эта история должна стать сюжетом её нового фильма. И границы между фильмом Хансен-Лёв и фильмом её героини начинают стираться, проникать друг в друга, добавляя в работу первой новое, почти физически осязаемое измерение. Фильмы самого Бергмана, которые смотрит пара, фильмы Тони и Крис разрывают пространство картины Мии Хансен-Лёв, создавая мета-полотно, которое неожиданно складывается в автопортрет самой режиссёрки, бывшей партнёрши Оливье Ассайаса, долгое время находившейся в его творческой тени.

Кадр из фильма «Остров Бергмана»
Кадр из фильма «Остров Бергмана»

В будущем фильме Крис героиня по имени Эми (Миа Васиковска) приезжает на свадьбу подруги на остров Форё и встречает там Джозефа (Андерс Даниелсен Лье), в которого была когда-то влюблена, но который оставил её. У них снова завязывается мимолётный роман, но Джозеф находится в отношениях с другой девушкой и не особенно заинтересован в чём-то серьёзном с Эми. Героиня мечется в душащих её объятиях вновь вспыхнувшего чувства, но любовник бросает её снова. Этот сюжет очень беспокоит Крис, она не уверена, что он вообще достоин того, чтобы стать полноценным фильмом. И если сама Хансен-Лёв в своем фильме 2011 года знала, как обращаться с подобной историей, её новая героиня теряется и сомневается, как именно направить её дальше и к чему привести.

Одержимость, абсолютная заворожённость одним-единственным объектом, конечно, прослеживается в «Острове Бергмана» и на самом поверхностном уровне. Неспроста же Крис и Тони, поклонники творчества Бергмана, приезжают именно в это место, настолько обросшее легендами, что за ними сложно разглядеть суть. Режиссура Хансен-Лёв обладает воздушным, обволакивающим зрителя эффектом, она никогда не настаивает на какой-то главенствующей идее, скорее набрасывает ориентиры, помогающие зрителю проложить свой собственный путь через её картины. Тут она тоже сдержанна, но тем не менее невероятно конкретна. «Остров Бергмана» — фильм о том, что одержимость в любом виде губительна. Крис покупает в музее очки, как у героини Биби Андерссон в «Персоне», герои ездят по так называемому «Сафари Бергмана» — культовым местам, связанным с жизнью режиссёра, в автобусе крутятся его фильмы, а с работниками музея пара обсуждает количество детей творца от разных женщин. Да даже самого зрителя может утомить отыскивание отсылок к разным фильмам шведа, раскиданных режиссёркой по полотну картины. Но за такой сосредоточенностью на чужой жизни очень просто потерять своё собственное творческое я, и если Тони погружается в этот омут, готовый в любой момент вынырнуть, то Крис медленно спускается в него, как будто уже предчувствуя опасность раствориться.

Кадр из фильма «Остров Бергмана»
Кадр из фильма «Остров Бергмана»

Вообще, удивительно, как много тем несут на себе хрупкие, нежные, залитые шведским солнцем плечи этого фильма. Состоящий по большей части из разговоров героев и их прогулок, в одиночестве или в компании, он успевает как будто бы мимоходом задать множество классических вопросов — зачем мы смотрим кино? Что даёт нам произведение искусства? Как совмещать «обычную» и творческую жизни? Что делать, если твой партнёр успешнее тебя? И эти знакомые вопросы тут не кажутся пошлой банальностью, на них хочется снова искать ответ. И Хансен-Лёв не отвечает прямо, лукавит, уводит в сторону. Но показывает — действиями героев, переплетением их историй, правды и вымысла. В этом и есть всегдашняя сила её нежного к истории и зрителю, чуткого кино.

Читайте также
Рецензии Сериал «И просто так»: жизнь после «Секса в большом городе»
Стоит ли новое шоу просмотра, рассуждает Татьяна Алёшичева
Рецензии Фильм «Спенсер»: кошмар перед Рождеством принцессы Дианы
Вероника Хлебникова рассказывает о фильме «Спенсер» про принцессу Диану с Кристен Стюарт...
Рецензии «Вестсайдская история» Спилберга: выверенная и отрепетированная история любви
Новая версия классического мюзикла 60-х, который закрепился в генетическом коде аме...
Рецензии «Дом Gucci» Ридли Скотта: в поисках утраченного имени
О новом фильме мэтра кино и лучшей роли Леди Гаги.
Рецензии ​​«Охотники за привидениями: Наследники»: сядь за руль моей машины
Дарья Тарасова рассказывает, удалось ли продолжению поймать атмосферу первоисточник...
Рецензии Искусство самоуважения: «Удары» Холли Берри
О режиссёрском дебюте актрисы с ней же в роли бывшей звезды MMA.
Также рекомендуем
Егор Москвитин — о «Купе номер шесть», «Разжимая кулаки» и «Деле»
В российских онлайн-кинотеатрах крутится-вертится картина «Джамбо» — фильм про внезапно вспыхнувшую страсть м...
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории о Бонни и Клайде постановщи...
В прокат вышел удивительный по современным меркам фильм о Великой Отечественной войне «Красный призрак». Макс...
Рецензии
Три русских фильма в Каннах: старший, средний и младший
Егор Москвитин — о «Купе номер шесть», «Разжимая кулаки» и «Деле»
Рецензии
Фильм «Джамбо»: любовь, секс и аттракционы
В российских онлайн-кинотеатрах крутится-вертится картина «Джамбо» — фил...
Рецензии
Триллер «Дьявол в деталях» Джона Ли Хэнкока: закон и беспорядок
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории ...
Рецензии
Военный спагетти-истерн «Красный призрак»: героем может стать каждый
В прокат вышел удивительный по современным меркам фильм о Великой Отечес...