«Мастер и Маргарита»: вечная любовь, вечный роман

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», «Атмосфера кино»

В прокат вышла одна из самых ожидаемых отечественных картин года — экранизация романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в исполнении режиссёра Михаила Локшина и сценариста Романа Кантора. Максим Ершов объясняет, как авторы сместили акценты в адаптации великой книги и почему это чуть ли не образцовый пример переноса литературы на экран.

1930-е годы, Москва. Драматург (Евгений Цыганов), член Союза писателей, спешит на одну из последних репетиций своей пьесы «Пилат» перед большой премьерой. Однако в последний момент по распоряжению чиновников постановку отменяют, а над автором в кругу коллег устраивают показательный суд. Драматург отказывается переписывать пьесу в угоду цензуре и попадает в опалу. По дороге домой разочарованный литератор встречает незнакомку (Юлия Снигирь). Впоследствии мы узнаем, что её зовут Маргарита. Во время прогулки по Москве, а весь город перекопан, слышны непрекращающиеся звуки масштабного строительства, писатель в общих чертах рассказывает новой знакомой замысел будущего романа.


Между автором «Пилата» и Маргаритой вспыхивает страсть. Любимая толкает творца продолжать писать, хотя шансов, что книга будет опубликована, никаких. Он отказывается от имени и фамилии и становится Мастером.


Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», «Атмосфера кино»

«Мастера и Маргариту» неоднократно ставили в театре и экранизировали в кино. Пожалуй, самой известной и близкой к тексту версией является сериал Владимира Бортко, но есть ещё адаптации Юрия Кары, Александра Петровича и Мацея Войтышко. О планах создать новую экранизацию стало известно в 2018 году. Тогда режиссёром должен был стать Николай Лебедев («Легенда № 17» и «Экипаж»), а продюсеры подумывали позвать на главные роли Гари Олдмана и Ольгу Куриленко. Не срослось. Съёмки так и не начали до пандемии коронавируса, а потом в проект пришли Роман Кантор и Михаил Локшин, вместе успешно работавшие над красочной ретромелодрамой «Серебряные коньки». В итоге производство стартовало летом 2021-го, съёмки проходили в Москве, Петербурге и Хорватии, бюджет вырос до внушительных 1,2 млрд рублей.

Сразу стоит отметить, что пересказывать в деталях сложно устроенный многомерный роман Булгакова — задача бессмысленная. Кантор и Локшин подошли к экранизации вольно, но это всё ещё «Мастер и Маргарита», совершенно точно. Однако наверняка всё равно останутся защитники великой литературы, которые уверены, что Булгакова нужно переносить на экран побуквенно, что уже сделал Бортко. Вообще, разговор об экранизациях длинный, существует несколько способов адаптации текста. Можно постараться с учётом другого медиума максимально близко к литературному источнику экранизировать книгу. Другой вариант — остановиться на какой-то одной сюжетной линии. В случае «Мастера и Маргариты», например, взять и экранизировать историю о Пилате и Иешуа. Кантор и Локшин идут по наиболее любопытному пути: одна из сюжетных линий минимизируется до нескольких сцен, а две другие соединяются.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», «Атмосфера кино»

Пилат (Клас Банг) и Иешуа (Аарон Водовоз) появляются на экране всего на несколько мощных сцен. Это отрывки из пьесы «Пилат». Центральное внимание уделено отношениям Мастера и Маргариты, а параллельно зрители не только видят рождение романа, но и переносятся на его страницы, где Воланд (Аугуст Диль) вместе с помощниками посещает Москву, чтобы посмотреть, изменились ли люди, отказавшись от Бога, и испортил ли их окончательно квартирный вопрос. По меркам «Мастера и Маргариты» получается сравнительно реалистичная история, и очень кинематографичная.


Мастер гуляет по стремительно меняющейся, холодной Москве, знакомится с заезжим немецким туристом, который становится прообразом Воланда, даже переносит в книгу собственные адские отношения с цензурой и вводит в повествование любимую.


Зрители фильма получают производственную драму о работе над романом, фантасмагорические приключения дьявола в столице, которые, конечно же, сопровождаются издевательским изобличением двуличия советской власти и понятных пороков граждан, а также философские разговоры о вере Пилата и Иешуа. Удивительным образом сценаристы смогли плотно и оригинально упаковать большой роман Булгакова в два с половиной часа экранного времени.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», «Атмосфера кино»

При этом мгновенные переключения между мистикой, историей любви и сатирой на пугающую реальность, которые есть в литературном первоисточнике, никуда не делись. Наоборот, текст заиграл по-новому, на какой-то момент можно даже забыть, что будет дальше, а просто наслаждаться полётом булгаковской фантазии. С одной стороны, конечно, события на экране сегодня кажутся до боли знакомыми, а «Мастер и Маргарита» становится актуальнейшим романом. С другой, можно закрыть глаза на мир вокруг и отправиться в путешествие по художественной реальности. Хуже ни фильм, ни книга от двух подходов прочтения не станут. Ведь, если следовать за мыслью Воланда, меняются обстоятельства, но природа людей неизменна.

«Мастер и Маргарита» Локшина выглядит дорого, красиво, продуманно и с голливудским масштабом. Сегодня особенно трудно поверить, что в российском проекте могут сниматься звёзды уровня Диля и Банга.


Пожалуй, никогда прежде мы не видели столь интересного Воланда: одновременно любопытствующий, всё примечающий немецкий турист и ухмыляющийся, имеющий неограниченную власть дьявол.


В экранизации прекрасно видно, куда пошёл бюджет: выдающаяся компьютерная графика, детальная проработка костюмов и украшений, съёмки в волшебных локациях — новое здание Российской национальной библиотеки и Мраморный зал Этнографического музея.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», «Атмосфера кино»

Одним из важных героев фильма становится альтернативная Москва. Огромная голова Ленина, дирижабли в небе, давящие на прохожих мощные сталинские высотки — зрители словно бы попадают в антиутопию. Схожим образом выглядит антураж «Фантастических тварей» или даже «Человека в высоком замке». Мысль создателей интересна, происходит абсурдное столкновение гнетущего состояния общества и заявленного движения в будущее, которое никогда не наступит.

«Мастер и Маргарита» в руках Локшина и Кантора превратился в завораживающий киноаттракцион, который не забывает поговорить о сложной судьбе творца в условиях тоталитарного государства, трагической истории любви, столкновении Пилата с живым чудотворцем и комическом явлении дьявола на грешную землю. Не лишним будет и напоминание о том, что рукописи не горят. Не потух и огонь любви Мастера и Маргариты.

Читайте также
«Догмен»: намеренно дурной боевик от Люка Бессона
Собачий патруль и эксцентричная супергероика возвращают автора на экраны.
«Задира» с Харрисом Дикинсоном: рождение семьи
Обаятельная инди-драма о воссоединении инфантильного отца и бойкой дочери.
«Воздух»: равнодушный небосвод
Жизнь уходит в штопор.
Возвращение к корням: «Эхо»
Мрачный и жестокий, но вторичный сериал Marvel.
Также рекомендуем
Холодный, но важный для российского кинематографа фильм.
Терапевтичная драма о разлуке с прошлым в декорациях солнечного Тбилиси.
Холодный, но важный для российского кинематографа фильм.
Терапевтичная драма о разлуке с прошлым в декорациях солнечного Тбилиси.

Последние новости

Пёс Месси получит свой короткометражный сериал
Ставший популярным благодаря детективу «Анатомия падения».
Пацаны идут против системы в трейлере драмы «Приговор»
Участника 46-го Московского Международного кинофестиваля.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
00:00