«Мейнстрим»: Эндрю Гарфилд в сатирическом фильме Джиа Копполы

В разгаре Венецианский кинофестиваль. Российские критики уже приметили для себя фильмы, которые неплохо было бы видеть в российском прокате. Мы же решили узнать, какие фильмы хвалит и ругает зарубежная пресса. Даша Видре перевела статью журналиста IndieWire о фильме Джиа Копполы «Мейнстрим» (в российском прокате как раз-таки будет). Картина о мире интернет-шоу-бизнеса с большим количеством эмодзи и прекрасной Майя Хоук в главной роли. Внимание: в тексте много сарказма и недовольства, ехидных замечаний и искреннего недоумения. 


Венеция: Гарфилд и Хоук не спасают пресный пасквиль на культуру соцсетей.

Надо отдать должное Эндрю Гарфилду: не у всех хватит таланта и бескомпромиссной самоотверженности, чтобы создать одного из самых отвратительных персонажей в истории кино, но Гарфилд справляется с этой задачей в «Мейнстриме», пресной сатире на соцсети, соавтором сценария и режиссёром которой выступила Джиа Коппола. Гарфилд, также один из продюсеров фильма, вкладывает всю свою гибкость Человека-паука и неопрятность бездельника из «Под Сильвер-Лэйк» в роль Линка, самовлюблённого псевдопоэтичного философа-укурка, который мог бы быть внебрачным ребёнком Вэла Килмера в роли Джима Моррисона в «Дорз» и Джокера Хоакина Феникса. Страшно тут то, как этот невыносимый фильм защищает его отвратительность. Нам же не предлагают полюбить этого позёра, правда же?

Справедливости ради, «Мейнстрим» сложно выносить ещё до появления Гарфилда. Героиня фильма Фрэнки (Майя Хоук) — одинокая девица лет 20 с небольшим, работает бартендером в грязном лос-анджелесском лаунж-баре, где выступают фокусники, ненавидит свою работу и мечтает о том, что видео, которые она снимает по всему городу, наберут много лайков на ютьюбе. Как ребёнок, которому купили новый телефон, Коппола покрывает первые сцены подписями, эмоджи, пикселированием, добавляет дребезжащие электронные инди-песни, и всё это именно так противно, как может показаться, но во всяком случае она передаёт грязную сторону ЛА с ясностью, которую редко увидишь у кого-то, кроме её тётки Софии Копполы в «Где-то» или «Элитном обществе».


Однажды Фрэнки снимает видео, на котором Линк в торговом центре предлагает кусочки сыра для дегустации в костюме мыши. Когда она замечает, что посетители центра слишком некультурны, чтобы остановиться и посмотреть на репродукцию Кандинского у Линка за спиной (может быть, они её уже видели), он вскидывается и начинает поучать проходящих мимо людей: забудьте о своей шоппинг-терапии, а лучше «ешьте искусство». Фрэнки покорена этим диким продавцом сыра, и сердце у неё бьётся ещё чаще, когда он запрыгивает на сцену в баре и срывает выступление её босса, а потом нападает на одного из посетителей. О её чувствах нам говорит заставка с текстом, как в немом кино (ещё один приёмчик этого фильма): «Очаровательный, завораживающий и, самое главное, занятный». Фрэнки приходит к этому выводу, когда Линк сползает с банкетки в тайском ресторане (он пригласил её туда, спросив: «Арахис ешь?») и скользит по полу. В очередь, дамочки! Разница в возрасте, которая никак не комментируется, — ещё одна отталкивающая деталь их зарождающегося романа. Для кино это ещё не пропасть: Гарфилду 37, Хоук 22, но Фрэнки такая вялая, а Линк такой агрессивный, что фильм можно трактовать как поучительную историю о том, как беззащитны молодые перед хищниками-социопатами. 

Однако Фрэнки привлекают не только анархические выходки Линка, но и количество просмотров его речи о Кандинском на ютьюбе. Он утверждает, что ничего не знает и не хочет знать про интернет, но готов помогать ей с этим так называемым искусством, так что они снимают видеопародию на «стиль жизни богатых и знаменитых», для которой он берёт псевдоним «Человек простой» (вау!). Ролики становятся вирусным хитом, и они придумывают игровое шоу с помощью друга Фрэнки, писателя Джейка (Нат Вулф), шаблонного хорошего парня, который явно в неё влюблён, и они подписывают договор с менеджером в исполнении Джейсона Шварцмана, единственного человека в фильме с намёком на чувство юмора. 


После этого Линк становится мессией-революционером типа Говарда Били Питера Финча в «Телесети» и щеголяет в блестящих костюмах, читая проповеди, обличающие жизнь в телефоне: большинство из нас улавливают ироничность этого ещё до того, как другой ютьюбер в исполнении Джонни Ноксвилла любезно на неё указывает. В фильме есть несколько острых ремарок о ютьюбе, например, христианский стилист учит девушек «выглядеть свежими для Иисуса», но большинство выводов о привлекательности соцсетей скучны и опоздали лет на десять. Что вы говорите, люди пытаются выглядеть как знаменитости? И предпочитают делать фотографии, а не жить в реальном мире? Какое невероятное откровение, пожалуй, я удалю свою страницу на MySpace.

Сюжет фильма так же предсказуем, как его темы. Совершенно очевидно, к чему всё идёт, хотя версия зрителя может оказаться более тонкой, чем то, что написали Коппола и Том Стюарт. Их сценарий опирается на идею, что человек может быть интернет-звездой и при этом никто его не узнает и не раскопает его прошлое — даже если это прошлое было на первых страницах газет. Но поймёт ли Фрэнки, что её очевидно ужасный бойфренд ужасен, а очевидно отвратительное шоу отвратительно? Ставьте лайк, и я, может быть, вам расскажу.

Оценка: 2

Читайте также
Рецензии Книга доводов: Зинаида Пронченко о фильме (уравнении) Кристофера Нолана
До проката новый фильм Кристофера Нолана ещё доберётся, но у зрителей есть возможность уже сейчас изучить вереницу статей кинокритиков о к...
Рецензии Фильм «Тесла» с Итаном Хоуком: шоковая терапия
27 августа до российских кинотеатров доберутся разряды переменного тока. В прокат выходит «Тесла» — неординарный байопик о гениальном...
Рецензии «Поезд в Пусан 2: Полуостров»: эти зомби делают больно иначе
В посткарантинный российский прокат въезжает сиквел фильма «Поезд в Пусан»
Рецензии Мафия засыпает: документальный сериал «Fear City»
В 1970 году агенты ФБР задумали немыслимую «дерзость»: скинуть с пьедестала пять мафиозных семей, главы которых крепко держали в руках бра...
Рецензии Фильм «Секрет» с Кэти Холмс: витализм и креативная визуализация
6 августа в российский прокат выходит американская мелодрама «Секрет», основанная на одноимённой книге австралийки Ронды Бёрн. Максим Ершов объ...
Рецензии Премьера фильма «Незваный гость»: «Исчезнувшая» vs Пеннивайз
Семья остаётся главной темой в азиатском кино, флагманским мотивом для триллеров и фильмов ужасов. Тот же недавний корейский триумфатор «Парази...
Рецензии Картина «Последние и первые люди»: послание из будущего
После премьеры на Beat Film Festival 6 августа A-one выпускают в российский прокат  философское видеоэссе о неизбежном конце света «П...
Рецензии Премьера фильма «Хэппи-энд»: Старый Новый дед
Одним из первых кинотеатральных релизов в российском прокате станет лента «Хэппи-энд» режиссёра Евгения Шелякина, премьера которой состоялась в ...
Рецензии «О дивный новый мир» для миллениалов: каким получился сериал по книге Олдоса Хаксли
На стриминговом сервисе Peacock (в России — в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск HD») вышла экранизация знаменитой антиутопии Олдоса Хаксли...
Рецензии Фильм «Солнце в ночи»: ожившие полотна на фоне северных пейзажей
Пока индустрия осторожно готовится к возвращению проката, в онлайне состоялась премьера американо-норвежской картины «Солнце в ночи» — неп...
Рецензии «Здравствуй, мир» и до свидания: чем разочаровывает аниме Томохико Ито
Состоялась цифровая премьера аниме «Здравствуй, мир» Томохико Ито. История про вечную ностальгию по временам, когда трава была зеленее, город — лучше, мы...
Рецензии «Нимани»: сербский сай-фай и футуристические размышления о желаниях
Только вчитайтесь в эти строки: сербский сай-фай с порноактрисой («Стоя», Джессика Стоядинович) в главной роли. В онлайн-кинотеатр...
Также рекомендуем
«Три лица» Джафара Панахи: расширение пространства борьбы
В прокате новый фильм Джафара Панахи — иранского режиссёра, снимающего кино, несмотря на судебные запреты...
Самый революционный режиссёр Европы
Робер Гедигян — французский режиссёр, сценарист, продюсер, убежденный коммунист и один из самых политически ан...
Документалки в Каннах: Генсбур, Килмер, «Корова» и Velvet Underground
Егор Москвитин докладывает о новом дне на Каннском кинофестивале
«Довлатов»: российский фильм в конкурсе Берлинале
На Берлинском кинофестивале состоялась международная премьера фильма Алексея Германа-младшего «Довлатов». 1 марта картин...
Рецензии
«Три лица» Джафара Панахи: расширение пространства борьбы
В прокате новый фильм Джафара Панахи — иранского режиссёра, снимающего ки...
Интервью
Самый революционный режиссёр Европы
Робер Гедигян — французский режиссёр, сценарист, продюсер, убежденный ком...
Фестивали
Документалки в Каннах: Генсбур, Килмер, «Корова» и Velvet Underground
Егор Москвитин докладывает о новом дне на Каннском кинофестивале
Рецензии
«Довлатов»: российский фильм в конкурсе Берлинале
На Берлинском кинофестивале состоялась международная премьера фильма Алексея Герман...