«Мстители: Финал»: минкульт и Танос против всех

В прокат вышел гигантский кроссовер Marvel «Мстители: Финал», объединивший в эпической битве со злом супергероев, которых не сосчитать по пальцам обеих рук. Татьяна Алёшичева разбирается в чужой вселенной.

Из-за произвола Министерства культуры, расчистившего путь очередному российскому кино за счёт фанатов Marvel, голливудский колосс вышел в российский прокат спустя пять дней после того, как его посмотрел весь мир. На момент старта в России фильм собрал за рубежом исторический бокс-офис, зашкаливающий за миллиард, у нас же побил все рекорды по предпродажам. Вряд ли кому-то нужно специально объяснять, что означенное Министерство культуры РФ и есть Танос, суперзлодей, который рушит вселенные по произволу, объясняя свои безобразные действия желанием «установить в мире равновесие». Почему перенос показа — это злодеяние? Потому, что весь Marvel шёл к этому моменту 11 лет и 21 фильм, и чувство единения фанаты должны были почувствовать синхронно, одномоментно, ведь это гигантский фансервис, рождающий чувство сопричастности Событию: «Возьмёмся за руки, друзья», — да-да, все эти смешные и важные сантименты. Потом, конечно, мы снова переругаемся из-за того, что каждый оценит фильм по-своему — но не этим ли постоянно занимаются и сами супергерои.

Премьера фильма «Мстители: Финал», The Hollywood Reporter

В прошлый раз они собирались вместе год назад в кроссовере «Мстители: Война бесконечности», чтобы сразиться с незаурядным злодеем Таносом (Джош Бролин), склонным к иезуитскому мыслетворчеству. Он собрался осчастливить одну половину человечества, уничтожив другую, — по логике усталого клерка, которому не нашлось места в переполненном вагоне вечернего метро, и он мечтает, чтобы полвагона попутчиков провалились к чертям. В финале прошлого эпика Танос одним щелчком пальцев в перчатке с магическими камнями испепелил 50 процентов живущих и раскидал противостоящую ему с дрекольем команду Мстителей по медвежьим углам разных вселенных.

В прологе нынешнего зрелища мы встречаем Хоукая, семья которого попала в злополучные 50 процентов. Это событие случается на наших глазах и заставляет дважды удивиться: во-первых, в этой сцене пусть недолго, но все же используется пресловутая «трясущаяся камера», позволяющая несколько секунд видеть происходящее соколиными глазами персонажа и будто позаимствованная из чёртовой артхаусной драмы. Второй раз удивляешься, когда внезапно понимаешь, что сочинители Marvel, кажется, цитируют выдающийся сериал «Оставленные» с его великой печалью: «Как жить, если ИХ уже нет в живых?» Но то ли ещё будет — дальше они и вовсе начнут цитировать «Большого Лебовски».

Железного человека мы застаём в прологе болтающимся на краю вечности в неподвижном звездолёте на пару со «злой синей вонючкой» Небулой. Он надиктовывает на камеру послание Пеппер, где звучит выражение «экзистенциальный ужас»: по нулям кислород и бензин, и с кем-то — она.

Кажется, ещё никогда (или, скажем, со времён фильма вселенной DC «Тёмный рыцарь») мы не видели у супергероев такой рефлексии — слово, которое, кстати, Железный человек тоже произнесёт с экрана. Боевой отряд погряз в депрессии и травмах — впору лететь на кушетку к психоаналитику. Да что говорить, если уже и сам Капитан Америка просиживает штаны в группах поддержки скорбящих. Экзистенциальное отчаяние сменяется бодрым действием, лишь когда из трухи выползает Человек-муравей (Пол Радд) и предлагает отряду неожиданный план действий.

Пересказывать дальнейший сюжет нет никакого смысла, как нет смысла пересказывать оперу, а «Мстители: Финал» — это трёхчасовая опера, в финале которой некоторые герои неизбежно умрут, потому что таков закон жанра. Лучше сказать немного про сам жанр: этот и предыдущий фильмы, призванные перезагрузить вселенную Marvel, конечно, не просто фильмы — с точки зрения механизма работы индустрии комиксов это События. Впервые метод перезагрузки применили в DC в восьмидесятые в кроссовере «Кризис на бесконечных землях», который объединил героев из разных историй, упорядочил хаос и позволил избавиться от отживших сюжетов и персонажей, закачав во вселенную DC новую кровь. Скоро оба комикс-гиганта DC и Marvel стали всё охотнее делать кроссоверы, где супергерои из разных серий собираются в кучу и это становится Событием, которое продаётся куда лучше обычных серий. Главное здесь — не переборщить и не начать выпускать теперь уже фильмы-события слишком часто, чтобы они не потеряли свою уникальность и важность. «В конце концов, когда всё — событие, то ничего уже им не является», — как сказано в свежем исследовании «Marvel против DC».

www.screengeek.net

Вот чему пытался противостоять наш местный Танос, он же Минкульт РФ, сдвинув дату премьеры — объединению фанатов во имя События. Но небольшие трогательные объединения, все эти смешные сантименты, всё-таки случатся — например, когда на долгожданных сеансах фанаты не выйдут из зала на титрах, зная, что в киновселенной Marvel принято запускать после титров по две-три дополнительных сцены. И тогда те из них, кто уже знает, что на сей раз допов не будет, расскажут об этом тем, кто всё ещё ждет, и они разделят общее разочарование. Мы всё-таки получили то, чего ждали, — рефлексирующих и погибающих героев, чувство недовольства и общего врага, чувство сопричастности и роскошный парад суверенитетов из героев и злодеев. Что может быть круче этого зрелища? Только кроссовер DC и Marvel.

Читайте также
«Беседы с Луи Малем»: Зинаида Пронченко о лучшей киноведческой книге сезона
В издательстве Rosebud вышла книга Филипа Френча «Беседы с Луи Малем». Внутри — интервью с прославленным французским кинорежиссёром, автор...
«Игры разумов»: Мэл, мы всё проиграли
Гордей Петрик рассказывает о новом фильме Фарада Сафиниа, сокрушаясь, что это не новый фильм Мэла Гибсона.История производства этого фильма известна...
Искусство погибать молодым: в прокате «Пираньи Неаполя» — один из лучших фильмов Берлинале
До России добрался новый фильм Клаудио Джованнезе, снятый по сценарию Роберто Савиано, знаменитого итальянского журналиста, автора романа «Гоморра»,...
В прокате «После» — фильм, основанный на фантазиях девушки о солисте One Direction
Алексей Васильев разбирается в подростковой мелодраме, выросшей из романа, который, в свою очередь, вырос из фанфик-блога.Тесса, мамина до...
Бабуля кураж и её дети: в прокате «Код „Красный“»
В российский прокат выходит очередной англоязычный фильм о похождениях русских шпионов, только на сей раз поставленный по реальным с...
«Высшее общество» — всё летит в дыру. В прокате новый фильм Клер Дени
До российских экранов добрался новый фильм великой француженки Клер Дени («Что ни день, то неприятности», «Белый материал», «Не ...
Также рекомендуем
Как все пауки встретились в одной Вселенной.
Кадр из фильма «Веном 2»/Sony Pictures ...
Почему супергерои и обычные граждане предпочитают общаться при помощи кулаков.
Очередной выпуск дайджеста интересных новостей про кино из иностранной прессы. Считаем деньги «Чёрной вдовы», размы...
В поисках пути домой: как устроена мультивселенная Marvel
Как все пауки встретились в одной Вселенной.
Картина «Веном 2»: словить Карнаж
Кадр из фильма «Веном 2»/Sony Pictures В российском прока...
#комикс-код: насилие священное, или почему супергерои не перестанут драться
Почему супергерои и обычные граждане предпочитают общаться при помощи кулаков.
Обзор (к)инопрессы #59: «Чёрная вдова», ворчание Джармуша, свинья Николаса Кейджа, музыка Sparks
Очередной выпуск дайджеста интересных новостей про кино из иностранной прессы. Считаем деньги «Чёрной вдовы», размышляем о любви с Николасом Кейджем, тан...

Последние новости

Майлз Моралес и Гвен Стейси любуются городом на новом кадре из «Через вселенные 2»
Сиквел приключений Человека-паука выйдет в США 2 июня 2023 года.
Проект по «Пиратам Карибского моря» с Марго Робби всё ещё возможен
Об этом рассказал продюсер киносерии Джерри Брукхаймер.
Обладательница Пулитцеровской премии Энни Бейкер дебютирует в режиссуре
В касте «Планета Джанет» заявлены Джулианна Николс и Софи Оконедо.