«Мулан»: одна из лучших игровых адаптаций Disney со своими недостатками

После долгой вереницы отсрочек игровая адаптация анимационной ленты «Мулан» 1998 года выходит на сервисе Disney+, а в России — на экранах кинотеатров. Тимур Алиев рассказывает об очередном эксперименте студии Disney с адаптацией анимации под игровое кино, размышляет, какой получилась обновлённая версия китайской легенды о Хуа Мулан.


Великой Империи, возглавляемой Сыном Солнца (Джет Ли, которого сразу в гриме и не узнаешь), снова грозит опасность. Кочевники-жужане с севера (такая вот лексическая забава) объединились под предводительством жестокого Бори Хана (Джейсон Скотт Ли), его ведут месть за убитого отца и таинственная ведьма (Гун Ли), помогающая кочевнику в непростом деле. Чтобы противостоять угрозе, Император призывает на сборы со всех китайских земель по одному мужчине. Однако в семье Хуа единственный мужчина — отец Мулан, который бывал на полях сражений и вернулся оттуда с серьёзной травмой ноги. Намереваясь спасти упрямого родителя, Хуа Мулан (Лю Ифэй) забирает его доспехи и оружие. Рискуя навлечь позор на себя и весь свой род, девушка пускается во все тяжкие китайской армейской жизни, в которой нет места женскому полу.


Студия полностью убрала линию дракончика Мушу, голос которому когда-то подарил Эдди Мёрфи. Также Disney решили сократить любовную линию Мулан с сослуживцем Ченом Хонхуем (в мультфильме — Ли Шанг). Из новоприбывших в кадре — сестра главной героини Сю, добавленная, по заявлениям студии, чтобы подчеркнуть контраст между «утончённой леди» и неудержимой озорницей Мулан. Эти изменения вполне естественны. Боссы студии не оставили надежд заполучить азиатский рынок, потому от мультфильма конца 90-х, в своё время совершенно не принятого местной аудиторией, хотелось стилистически откреститься.

Корпорация продолжает реанимировать классические анимационные истории, превращая их в игровой конструкт. Этот «паровоз» и не думает останавливаться, примерно раз в квартал выдавая миру новости о новых планах. Однако «Мулан» на фоне тех же «Красавицы и чудовища», «Дамбо» или «Аладдина» — проект, стоящий чуть в стороне. На первый взгляд ленту хочется сразу же обвинить в двух вещах: навязчивом стремлении «зайти» азиатской аудитории и отсутствии «жизни» в кадре. Если с первым западному зрителю смириться в век капитализма и наживы не составляет труда, то со вторым некоторые проблемы имеются вне зависимости от географического контекста. Да, восточный колорит с первых же минут бросается в глаза, а актёрский каст из кожи вон лезет, чтобы впечатлить зрителя, ввергнув его в водоворот истории о доблести и чести. Однако за глянцевой картинкой порой не увидеть ни любви, ни тоски, ни жалости. Акценты, расставляемые режиссёром, в некоторых эпизодах не работают, застревают на несущественных деталях.


Игровая адаптация в целом работает не хуже, но и не лучше среднестатистического конвейерного анимационного ремейка студии. Даже если вы не смотрели мультфильм, предугадать развитие сюжета не составит труда. К тому же в киноверсии «Мулан», в отличие от «коллег» по ремейкам, обошлись без элементов мюзикла, заложенных в мультфильме. От этого история Хуа Мулан только выиграла, избавившись от тягучих («Холодное сердце 2», где песни занимали чуть ли не 50% хронометража) и криповых («Король Лев», где пели компьютерные животные) музыкальных перебивок. Не боится Ники Каро и экспериментировать с мультижанровостью, разбавляя каноничный экшн и комедийными вставками, и фэнтезийными элементами, и лирической драмой. На фоне предыдущих проектов Disney, перебравшихся из анимации в игровое кино, «Мулан» смотрится намного увереннее и привлекательнее. Но как самостоятельный фильм без привязки к «коллегам» и мультфильму картину есть за что упрекнуть.

Одна из основных претензий к киноверсии — абсолютно хаотичный монтаж. Иногда сцены прерываются именно тогда, когда по логике событий нас ждёт некая кульминация. Но монтажёр ленты Дэвид Колсон просто не позволяет этому случиться, вставляя одну склейку за другой. Фильм едва набирает обороты, предлагая зрителю насладиться пейзажными панорамами, пёстрыми костюмами героев или масштабными сражениями с кочевниками. Но приходит (нет, не дракон) монтажёр Колсон, и мы наблюдаем лишь бездумную нарезку разных ракурсов, разрушающую аутентичную атмосферу «Мулан» подчистую. Больше всего от «таланта» монтажёра пострадала хореография боевых сцен, а ведь именно ей создатели хотели уделить больше внимания, подчеркнув, что Хуа Мулан — не просто отважная девушка, обладающая мужеством, но и воин, умело управляющий энергией Ци. По сюжету, энергия живёт в каждом живом существе (привет, «Звёздные войны»), но далеко не каждый в состоянии обуздать её и подчинить своей воле.


Несмотря на технические неурядицы, «Мулан» на сегодняшний день — одна из лучших игровых адаптаций Disney. Лента вновь обращается к вечным и универсальным темам, ловко запечатав их в «коробку» семейного блокбастера. Помимо этого, кино не забывает и о современной повестке, обращаясь к вопросу инаковости женщины в патриархальном мире. Режиссёр чётко проводит грань между позициями «Знай своё место» и «Займи своё место». Мулан на протяжении фильма отчётливо демонстрирует движение ко второй, оставляя глянцевых принцесс, мечтающих о встрече с принцем, на задворках истории.

Читайте также
Рецензии «Штат москитов»: финансовый брокер отдаёт себя на съедение комарам
Продолжаем читать иностранных коллег. В этот раз снова материал-весточка из Венеции. Даша Видре перевела статью о польском хорроре «Штат москитов». Метафоры, ...
Рецензии Фильм «Думаю, как всё закончить»: история искусств и расходящиеся миры
4 сентября на Netflix вышла новая работа сценариста и режиссёра Чарли Кауфмана — «Думаю, как всё закончить». Максим Ершов пытается без отк...
Рецензии «Мейнстрим»: Эндрю Гарфилд в сатирическом фильме Джиа Копполы
В разгаре Венецианский кинофестиваль. Российские критики уже приметили для себя фильмы, которые неплохо было бы видеть в российском прокате. Мы же решили узна...
Рецензии Книга доводов: Зинаида Пронченко о фильме (уравнении) Кристофера Нолана
До проката новый фильм Кристофера Нолана ещё доберётся, но у зрителей есть возможность уже сейчас изучить вереницу статей кинокритиков о к...
Рецензии Фильм «Тесла» с Итаном Хоуком: шоковая терапия
27 августа до российских кинотеатров доберутся разряды переменного тока. В прокат выходит «Тесла» — неординарный байопик о гениальном...
Рецензии «Поезд в Пусан 2: Полуостров»: эти зомби делают больно иначе
В посткарантинный российский прокат въезжает сиквел фильма «Поезд в Пусан»
Также рекомендуем
15 февраля 1998 года на фестивале «Санденс» состоялась премьера «Большого Лебовски», манифеста пофигизма от братьев Коэн...
6 октября в летнем кинотеатре Garage Screen состоится примечательная российская премьера. Картина «Пот» Магнус...
Свет — электромагнитное излучение, лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым для нас. «Вечный св...
Собираем каст мечты для не существующего фильма о наблюдениях за телом
Статьи
Ковровый переворот: «Большому Лебовски» — 20 лет
15 февраля 1998 года на фестивале «Санденс» состоялась премьера «Большого Лебовски»...
Рецензии
Картина «Пот» Магнуса фон Хорна: фитнес-блогеры тоже плачут
6 октября в летнем кинотеатре Garage Screen состоится примечательная росс...
Рецензии
Да будет «Вечный свет»! Зинаида Пронченко о новой картине Гаспара Ноэ
Свет — электромагнитное излучение, лучистая энергия, делающая окруж...
Спецпроект
Экранизируй это: «Дневник одного тела» Даниэля Пеннака (2012)
Собираем каст мечты для не существующего фильма о наблюдениях за телом