На последнем дыхании: «камерный» триллер «Кислород» на Netflix

На платформе Netflix состоялась премьера картины «Кислород» Александра Ажа, режиссёра, которого зритель знает по фильмам «Рога» с Дэниэлом Рэдклиффом, «Пираньи 3D», «Зеркала» и «У холмов есть глаза». В этот раз француз помещает свою героиню в закрытую криогенную камеру и даёт ей час, чтобы выбраться и спасти свою жизнь. Анастасия Сенченко рассказывает о картине, удивительно изобретательном визуальном ряде в этом «камерном» фильме, клаустрофобии и умении Ажа захватить внимание зрителя.

Если вы клаустрофоб — вам точно не стоит смотреть этот фильм. Если нет — то вы рискуете им стать. По крайней мере на те 100 минут, которые Александр Ажа предлагает зрителю провести в криогенной камере вместе с Мелани Лоран. Фантастический триллер «Кислород» от Netflix, выйди он в прокате, наверняка приобрёл бы славу фильма, с которого уходят чувствительные зрители. И неспроста. Сегодня особо впечатлительные могут просто поставить фильм на паузу и перевести дух. Хорошая новость в том, что никакой другой возможности это сделать у вас не будет: «Кислород» в прямом смысле снят на последнем дыхании.

Любая лишняя информация в данном случае может испортить удовольствие, так что о сюжете можно сказать немного. В темноте, разрывая какой-то фантастический высокотехнологичный кокон, просыпается молодая женщина (Мелани Лоран). Она обнаруживает себя внутри напичканной электроникой коробки с приступом клаустрофобии. Её мучают вопросы «Кто я?» и «Что происходит?». Но единственный, кто на них откликается, — виртуальный помощник MILO (оператор связи с медицинским интерфейсом с голосом Матьё Амальрика). MILO, явный потомок HAL-9000 из «Космической одиссеи», сообщает, что она — биоформа Омикрон-267, что один из процессоров вышел из строя и что кислорода в криокамере не хватит даже на час. Ни один из этих ответов пробудившуюся героиню не устраивает. MILO, по счастью, имеет связь с внешним миром — может совершать телефонные звонки и осуществлять поиск информации в интернете. Так что, безуспешно борясь с паникой, но пренебрегая заготовленным у робота успокоительным, пленница начинает своё расследование. За час ей предстоит разобраться, кто она такая, как она здесь оказалась и как ей избежать смерти. 

Перебравшийся в Голливуд французский режиссёр Александр Ажа известен широкой публике по фильмам «У холмов есть глаза» и «Пираньи 3D». А менее широкой — как автор клаустрофобического триллера «Капкан», который Квентин Тарантино назвал лучшим фильмом 2019 года. «Капкан» — история об отце и дочери, которые оказались заперты в подвале своего дома во время урагана. Перед ними нелёгкий выбор — утонуть или быть растерзанными аллигаторами, прибывшими в подвал вместе с водой. Тем, кто видел картину, уже известно, на какие головокружительные сюжетные кульбиты идёт Ажа, чтобы завоевать внимание зрителя. Но если в «Капкане» или «Холмах» его постоянному оператору Максиму Александру было где разойтись по части эффектного зрелища, то «Кислород» на их фоне выглядит каким-то добровольным послушанием и духовным подвигом. Сколько выразительных ракурсов внутри высокотехнологичного гроба вы можете представить? Вот-вот. А у Александра запала хватает на все 100 минут, из которых максимум 5 показывают мир за пределами криокамеры. Понятное дело, что «Кислороду» не избежать сравнений с триллером «Погребённый заживо», где Райан Рейнольдс сталкивался с похожими обстоятельствами. Но удивительно другое — что в этот ограниченный футляр помимо «Погребённого заживо» Ажа и Александр сумели втиснуть «Матрицу», «Космическую одиссею», «Гравитацию», «Чужого» и ещё парочку менее внушительных предков.

Триллер с такой родословной в первую очередь вывозит на своих плечах памятная по «Бесславным ублюдкам» Мелани Лоран. История, полная метаморфоз, позволяет ей несколько раз за фильм превратиться из девушки в беде в настоящего бойца и обратно и показать весь возможный диапазон эмоций. Лишённая воспоминаний героиня исследует собственные ощущения, становясь то любящей женой и дочерью, то презревшей оковы этики учёной. Изначально главная роль в этом соло-фильме предназначалась Энн Хэтэуэй, затем — Нуми Рапас, но с приходом Ажа проект претерпел значительные изменения. В итоге для своего первого за 20 лет франкоязычного фильма режиссёр выбрал француженку Лоран. К слову, дебютное появление Лоран в международном проекте началось с похожей сцены: в «Ублюдках» она лежит под полом у семьи, скрывающей её героиню от нацистов. А потом бежит от палящего ей вслед немца по предательски открытому и бесконечному полю.


От «Кислорода» выхода на просторы ожидать не приходится. Зрителю остаётся довольствоваться мимолётными вспышками воспоминаний заложницы и вместе с ней надеяться на скорое избавление. Почти физически ощущаемые теснота и желание выбраться всё же искупают занимательные сюжетные твисты — не покидая капсулы, создатели вынуждают всех томящихся дорисовывать в воображении всё новые и новые сюжеты. Похоже, Ажа после «Капкана» нашёл свою нишу — быть кем-то вроде Пилы от режиссуры. Помещать героев в экстремальные условия и приглашать всех желающих понаблюдать, удастся ли им выбраться из смертельной опасности. Подкупает в этом эксперименте то, что кажется, будто бы режиссёр и сам не знает исхода эксперимента. Зрелище, может, не самое интеллектуальное, но очень захватывающее.

Автор — Анастасия Сенченко
Поделиться
Читайте также
Рецензии Нашла «Пила» на камень: «Спираль» — новая часть культовой франшизы, torture porn, пытки и травмы 
В прокате «Пила: Спираль» — новая часть культовой серии ужасов. Начиналось всё с Джеймса Вана: в 2003 году вместе со своим коллегой Ли Уоннеллом (позже срежис...
Рецензии «Гнев человеческий» Гая Ричи: джентльмены по обмену
В российский прокат выходит новый фильм Гая Ричи «Гнев человеческий». Картина, возможно, не самый очевидный (или же наоборот) образчик творчест...
Рецензии Картина «Аммонит» с Сиршей Ронан и Кейт Уинслет: любовь, смерть и раковины моллюсков
В российских онлайн-кинотеатрах Okko, ivi, MEGOGO, Мегафон ТВ и Wink вышла костюмированная мелодрама Фрэнсиса Ли «Аммонит». Среди неп...
Рецензии Фильм «Sheena667»: вебкамщица-обманщица и легковерный simp
В российский прокат выходит картина «Sheena667» — история про то, как злосчастный вебкаминг врывается в семейную идиллию «обитателей Вышнего Волочка». Алихан ...
Рецензии Над пропастью не ржи: премьера фильма «Мой год в Нью-Йорке»
В прокат выходит «Мой год в Нью-Йорке». Это фильм о том, как юная ассистентка, работающая в литературном агентстве, познакомилась с Д...
Рецензии Тяжеловато: Алексей Филиппов разбирает картину «Отец» с Энтони Хопкинсом как шесть разных фильмов
В российский прокат выходит «Отец» — режиссёрский дебют писателя и драматурга Флориана Зеллера с Энтони Хопкинсом в роли пожилого человека, страдающего деменц...
Рецензии Корейский фильм «Ночь в раю»: гангстеры, фейерверк жестокости и суп
На Netflix вышел боевик «Ночь в раю» от сценариста фильма «Я видел дьявола». История про то, как «самый перспективный бандит Сеула» у...
Рецензии «Сила Грома» на Netflix: комедия о женщинах со сверхспособностями 
На Netflix вышла «Сила Грома» — фильм о супергероях в мире, населённом злодеями. Тимур Алиев — о женщинах со сверхспособностями, творческом тандеме Бена Фэлко...
Рецензии В начале было слово: фильм «Уроки фарси» о холокосте, выдуманном языке и человеке
В российский прокат вышла картина «Уроки фарси» Вадима Перельмана. История про то, как в концентрационном лагере бельгиец еврейского происхожде...
Рецензии Фильм «Минари» Ли Айзека Чуна: Тото, сдаётся мне, мы больше не в раю
В российский прокат вышла лента «Минари» Ли Айзека Чуна — фильм о семье корейских иммигрантов, решивших попытать счастья в Арканзасе....
Рецензии «Розовое облако»: здесь так красиво, но я перестаю дышать
В российский прокат вышел фильм «Розовое облако» дебютантки Юли Жербази. Лента о том, как из-за опасных розовых облаков, угрожающих жизни человечества, люди в...
Рецензии «Спасительница» святая Мод: божественная трагедия
Один из самых ярких дебютов последних лет сняла Роуз Гласс. Её фильм «Спасительница» обеспечил британке место в ряду самых перспективных режисс...
Также рекомендуем
Кровожадный романтик и документалист-мошенник: Питер Джексон вне «Властелина колец»
В повторный прокат выходит монументальный «Властелин колец». По этому поводу специально для КИНОТВ Ефим Гугнин препариру...
5 документалок от режиссёров, чьи игровые фильмы вы точно знаете. Часть 2
Соня Бессонова продолжает советовать к просмотру документальные картины. В очередном выпуске — вторая часть подборк...
Обзор (к)инопрессы #64: Цай Минлян, Лав Диас, «Крик», Дэвид Лоури и Эдгар Аллан По 
Виктор Непша пробегается по самым интересным материалам минувшей недели
Картина «Не дыши 2»: вдох-выдох, а мы опять играем в сиквел 
Влад Шуравин рассуждает, насколько сильно сиквел не дотягивает до оригинала
Статьи
Кровожадный романтик и документалист-мошенник: Питер Джексон вне «Властелина колец»
В повторный прокат выходит монументальный «Властелин колец». По этому поводу специа...
Подборки
5 документалок от режиссёров, чьи игровые фильмы вы точно знаете. Часть 2
Соня Бессонова продолжает советовать к просмотру документальные картины. В очередно...
Подборки
Обзор (к)инопрессы #64: Цай Минлян, Лав Диас, «Крик», Дэвид Лоури и Эдгар Аллан По 
Виктор Непша пробегается по самым интересным материалам минувшей недели
Рецензии
Картина «Не дыши 2»: вдох-выдох, а мы опять играем в сиквел 
Влад Шуравин рассуждает, насколько сильно сиквел не дотягивает до оригинала