На войне как на войне: «Донбасс» Сергея Лозницы

На Каннском кинофестивале показали «Донбасс» Сергея Лозницы. Трудно представить, что этот фильм когда-нибудь появится в российском прокате. Почему — объясняет Наталья Серебрякова.

В фургончике гримируют актёров. Бойкая тётка командует: «Побежали!». Артисты бегут на место, где только что прогремел взрыв. Стоит покорёженная машина. Пожилая неприятная женщина с нарисованным синяком под глазом говорит на камеру: «Я в магазине работаю. Услышала взрыв, прибежала». Это её только что гримировали.

Другая инсценировка. Пока главврач роддома сидит у себя в кабинете, толстый артист показывает якобы награбленное главврачом: холодильник, забитый мясом, ящики туалетной бумаги и памперсов, молочные детские смеси. Персонал из нянечек и медсестёр молча внимает происходящему. Когда за ними закроются двери, главврач даст взятку артисту, и они вместе на джипе будут пересекать блокпост — главврач бежит в Россию.


Не все блокпосты одинаковы. Ополченцы останавливают автобус с донецкими жителями. Всех мужчин заставляют по пояс раздеться, несмотря на то что на улице зима. Тут же останавливают немецкого журналиста и, немного поглумившись, отпускают со словами: «Может, ты и не фашист, но твой дед точно был фашистом».

Всё это, кажется, знакомые по ютьюбу сюжеты. И это действительно так. Сергей Лозница задумал свой игровой фильм «Донбасс» в 2015 году как серию историй о происходящем на этой территории, используя найденные в интернете живые записи. По его замыслу, герои должны были переходить из истории в историю, как в картине Луиса Бунюэля «Призрак свободы». Начиная с фарса и сатиры в духе журнала «Крокодил», фильм постепенно скатывается в кровавый кошмар с обстрелами и трупами. От смеха к страху. От трэша той жизни, которой живут люди в военных условиях донбасского конфликта, к невыговоренной боли замалчивания.


Предыдущей картиной режиссёра был документальный «День победы» о праздновании 9 мая в берлинском Трептов-парке. В параде участвовали байкеры «Ночные волки», русские иммигранты несли флаги Новороссии, собачки катили тележку с портретом Сталина. Это невымышленная реальность русского мира, который рвётся в бой, вспоминая боевое прошлое. Премьера картины состоялась на Берлинале. «Донбасс» представили буквально через несколько месяцев в Каннах, и это предельно символично.

Если отбросить в сторону политику и сосредоточиться на художественной стороне «Донбасса», то можно сказать, что стиль Лозницы всё больше становится похож на манеру Киры Муратовой (и этот поворот случился примерно год назад и был заметен в «Кроткой»). Актёры очень похоже произносят монологи. Такая отстраненная, подчёркнуто театральная игра используется режиссёром, кажется, с единственной целью. Чтобы подчеркнуть абсурдность жизни человека в условиях несвободы, в условиях тоталитарного режима. Актёры, между тем, играют прекрасно. Наталья Бузько («Маски-шоу») в образе работницы ЗАГСа женит уродливую парочку (жених по фамилии Яичница). Нина Антонова (мама украинского режиссёра Сергея Буковского) колотит палкой украинского добровольца, привязанного к столбу (актрисе, на минуточку, восемьдесят лет). Есть и вовсе интересные камео: молодой украинский режиссёр Александр Течинский играет, по сути, самого себя — оператора, сопровождающего немецкого журналиста (к слову, Течинский сам рассказал Лознице об этой реальной истории).


«Донбасс» хочется сравнить с последним фильмом Шаунаса Бартаса «Иней», в котором литовский волонтёр вёз на Донбасс гуманитарную помощь (там же его и убили). Говоря практически об одном и том же, фильмы контрастируют по своему настроению, ритму и философской канве. Там, где у Бартаса — экзистенциальный выбор, у Лозницы — едкая сатира. Бартас говорит о любви во время войны, Лозница же рубит правду с плеча: на войне любви нет. Есть только уродливый мир цинизма, жестокости и бесчеловечности.

Больше Кино ТВ — в Telegram-канале. Подписывайтесь.

Читайте также
Рецензии «Анон» тут рядом
В прокат вышел новый фильм режиссёра «Гаттаки» и сценариста «Шоу Трумана» Эндрю Никкола «Анон» — антиутопия о лишённом приватности новом мире, где хакеры борю...
Рецензии «Все знают» Асгара Фархади: фильм открытия 71-го Каннского кинофестиваля
Главный киносмотр Европы открылся семейной драмой иранского режиссёра Асгара Фархади, двукратного обладателя «Оскара» и победителя Берлинского кинофестиваля. ...
Рецензии «Моя бывшая подружка»: Друг прекрасней, чем любовник
В российский прокат выходит «Моя бывшая подружка» — французская комедия об оболтусах и любви. О фильме рассказывает Павел Пугачёв. Лентяй Винсент (У...
Рецензии «Параджанов: последняя весна»: летающие режиссёры
1 мая 1992 года вышла картина Михаила Вартанова «Параджанов:последняя весна» — один из самых удивительных документальных фильмов о режиссё...
Рецензии Школьная мучительница: «Миссис Хайд» Сержа Бозона
Наталья Серебрякова посмотрела трагикомедию о школьной учительнице, ставшей монстром, в исполнении Изабель Юппер.Мадам Жекиль живёт в тихом бур...
Рецензии «Лицо» Малгожаты Шумовской: нечего на зеркало пенять
В российском прокате — польский хит «Лицо» Малгожаты Шумовской: гран-при Берлинского кинофестиваля, остроумная критика католической церкви, обилие н...
Также рекомендуем
6 октября в летнем кинотеатре Garage Screen состоится примечательная российская премьера. Картина «Пот» Магнус...
Евгений Стаховский продолжает изучать Канны, пока все остальные бегают от одного показа к другому на всемирно известном ...
Кадр из фильма «Тебе одиноко сегодня вечером?» / DRВ российский прокат вышел криминальный триллер «Тебе одиноко сегодня ...
Зритель 71-го Каннского кинофестиваля очень тепло принял новую работу первого лица афроамериканского кинематографа Спайк...
Рецензии
Картина «Пот» Магнуса фон Хорна: фитнес-блогеры тоже плачут
6 октября в летнем кинотеатре Garage Screen состоится примечательная росс...
Канны 2021
Кому нужен Каннский фестиваль? Проститутки, таксисты, Муссолини
Евгений Стаховский продолжает изучать Канны, пока все остальные бегают от одного по...
Рецензии
Фильм «Тебе одиноко сегодня вечером?»: воспоминание об убийстве
Кадр из фильма «Тебе одиноко сегодня вечером?» / DRВ российский прокат вышел кримин...
Рецензии
Чёрный юмор: в Каннах показали новый фильм Спайка Ли
Зритель 71-го Каннского кинофестиваля очень тепло принял новую работу первого лица ...

Последние новости

Новости Канны-2022: появились отзывы на «Три тысячи лет желаний» Джорджа Миллера
Картину называют противоположностью «Безумного Макса: Дорога ярости».
Новости Марк Руффало и Тони Коллетт сыграют в новом фильме Пон Джун-хо
В касте экранизации «Микки-7» уже заявлен Роберт Паттинсон.
Новости Режиссёр фильма «Я, робот» снимет хоррор про доппельгангера
Съёмки пройдут с использованием уникальной виртуальной технологии.
Новости Энтони Хопкинс погрузится в психоанализ и сыграет Зигмунда Фрейда
Фильм расскажет о вымышленной встрече австрийца с писателем К. С. Льюисом.
Подборки Главные экранизации Стивена Кинга: от худшей к лучшей
В этом списке вы точно найдёте себе фильм на вечер.
Новости Тильда Суинтон пробуждает Идриса Эльбу в промо «Трёх тысяч лет желаний»
Премьера фильма состоится на Каннском кинофестивале.
Новости Даг Лайман экранизирует нон-фикшн «Восстань и убей первым»
В ней рассказано о борьбе «Моссада» с египетской ракетной программой.
Новости Сериал про Годзиллу снимет режиссёр супергероики «Ванда/Вижн»
По сюжету кайдзю и другие здоровяки сравняют Сан-Франциско с землёй.