«На взводе: Битва за Uber» с Джозефом Гордоном-Левиттом

С 27 февраля на телеканале Showtime (в России — на «Амедиатеке») идёт первый сезон «На взводе: Битва за Uber» — сериала об основателе компании Uber Трэвисе Каланике (его играет Джозеф Гордон-Левитт). Тимур Алиев рассказывает, каким получился новый проект Брайана Коппельмана и Дэвида Левина, шоураннеров финансовой драмы «Миллиарды».

На собеседовании Каланик задаёт соискателям один ключевой вопрос, который должен показать, что из себя представляет претендент (дословно: «Ты засранец?»). Согласно видению гендиректора Uber, в компании могут работать люди исключительного склада — не только ума, но и самопрезентации. Сериал Коппельмана и Левина с первых минут даёт понять: перед нами ни много ни мало легендарная личность, оставившая свой след в истории. Кстати, ещё до премьеры «На взводе» продлили на второй сезон — продолжение будет посвящено компании Facebook*, также изменившей мир.

История «Битвы за Uber» переносит зрителя в самое начало — к первым шагам героя Гордона-Левитта, который ещё не обрёл могущество и не вкусил плоды славы и успеха. Через несколько лет Uber «перевернёт игру» — буквально откроет новую страницу в истории индустрии перевозок. Но сейчас, в 2011-м, Каланик пытается выделиться на фоне сотен стартапов Силиконовой Долины и ищет состоятельного инвестора, который поверил бы в его фантастические и амбициозные идеи.

Кадр из сериала «Битва за Uber»
Кадр из сериала «Битва за Uber»

По воле случая главным инвестором Uber становится Билл Герли (вечно хмурый Кайл Чандлер исполнил, кажется, одну из лучших ролей второго плана в своей карьере). За отношениями CEO Uber и инвестиционного наставника, коим Трэвис некоторое время считает Билла, наблюдать по меньшей мере увлекательно — сериал то и дело сталкивает лбами интересы топ-менеджеров. Каждый вроде как хочет изменить мир, не потеряв вложенные деньги и команду профессионалов. Но методы, которыми Трэвис и Билл пытаются добиться желаемого, зачастую противоположны.

История харизматичного и скандального Трэвиса Каланика неизбежно вызовет ассоциации с другими технологическими гигантами Америки вроде Марка Цукерберга и Стива Джобса. В Каланике — во всяком случае, в образе, который презентует Джозеф Гордон-Левитт, — кажется, объединились эти двое. От Цукерберга (хотя не только от него) здесь явная нацеленность на наивысший результат, ради которого можно пожертвовать всем остальным, — неслучайно соратница Каланика после расставания бросает: «Значит, я была твоей первой инвестицией?» От Джобса — нетривиальный подход к маркетингу и умение «оптимизировать» чужие идеи.

Отношение к людям не как к личностям, а как к человеческому ресурсу — черта, присущая многим, кто достиг небывалых успехов в своих областях. Как и в «Миллиардах», Брайан Коппельман и Дэвид Левин сталкивают человеческое с материальным. Что важнее, лояльность команды или расширение географии работы приложения? Здоровая конкуренция или сбор данных о водителях? Большие инвестиции или жизни сотрудников? Ответы на эти вопросы в мире Каланика всегда будут в пользу бизнеса.

Кадр из сериала «Битва за Uber»
Кадр из сериала «Битва за Uber»

Конечно, на первом плане в сериале торжествует Джозеф Гордон-Левитт. Это одновременно и сила, и слабость проекта. Когда Джозеф исчезает из кадра, вместе с ним пропадает и всякий интерес — второй план в «Битве за Uber» не работает от слова «совсем», в первых эпизодах даже работники Uber сливаются в одного коллективного подчинённого Трэвиса. Не сказать, что именитый актёр перешёл на новую ступень карьеры — Каланик здесь будто списан с того же Джобса в исполнении Майкла Фассбендера. Разве что вместо чёрной водолазки — клетчатые рубашки и уложенная гелем причёска. Кстати, так же как и Дэнни Бойл, авторы сериала не проходят классический путь байопика от рождения до смерти. Коппельман и Левин опираются на главные исторические вехи — не столько компании, сколько судьбы Трэвиса Каланика внутри неё.

Удивительным образом создателям удаётся пробудить в зрителях зачатки эмпатии к откровенно отрицательному персонажу. В Каланике нет ничего, что ассоциируется с рядовым гуманизмом. Его стратегия ведения дел, которую в середине 2010-х пресса охарактеризовала тезисом «выиграть любой ценой», лишь отталкивает от него людей, которые оказывались в какой-либо степени близости. Абсолютная безжалостность — как к государственным системам регулирования транспорта, так и к водителям, сотрудникам и инвесторам — главная черта авторитарного диктатора Каланика, который при любом удобном случае готов выйти на тропу войны.

Примечательно, что вместе с дурной репутацией капитализация Uber продолжала расти. Что, впрочем, не привело Трэвиса Каланика к вершине персонального успеха. Закрепившееся позиционирование токсичной маскулинности и «братского культа», который процветал в Uber, повлекло за собой отстранение Каланика. История падения Трэвиса столь же драматична, как и отстранение Цукерберга, Джобса и многих других персонажей от мира технологий последнего десятилетия. В первом эпизоде Трэвис проговаривает свою мечту: «Хочу стать вторым Безосом». Сегодня поколение новых гениев, мечтающих повторить этот головокружительный успех, кажется, задумывается об этике и экологичности своих компаний. Дождёмся ли мы новых технологических революций на рынке товаров и услуг в таких «тепличных» условиях — вопрос открытый.

Читайте также
Рецензии Спуск в бездну: «История моей жены» Ильдико Эньеди
Новая работа постановщицы великолепной картины «О теле и душе».
Рецензии «Герой» Асгара Фархади: без лишних слов
Вероника Хлебникова рассказывает о картине про то, что всё ещё благими намерениями ...
Рецензии «Брат во всём» Александра Золотухина: Небо. Самолёт. Юноши
Ксения Реутова рассказывает о втором полнометражном фильме ученика Сокурова — «Брат...
Рецензии «Сирано» Райта: мюзикл, где длинный нос исчез, а слова важнее музыки
Новая версия известной пьесы от Джо Райта.
Рецензии «Камон Камон» Майка Миллса: добрый дядя Хоакин
Одинокий радиоведущий в исполнении Хоакина Феникса присматривает за 9-летним племян...
Также рекомендуем
Спустя неделю после завершения сериала как-то особенно понятно, что «Обычная женщина» Бориса Хлебникова, увы, не ст...
В этом году на «Сандэнсе» представили меньше независимых телевизионных проектов, чем обычно, но на качестве это отразило...
«Неортодоксальная» — сериал, который все либо уже посмотрели, либо всё ещё смотрят. Это история про смелую попытку ...
Синонимы Мандула
#55 Стриминг бум! Подкаст КИНОТВ
Рецензии
Феминизм в мешке: Зинаида Пронченко осмысляет сериал «Обычная женщина»
Спустя неделю после завершения сериала как-то особенно понятно, что «Обычная женщин...
Подборки
Памятка для дистрибьюторов: сериалы «Сандэнса», которые надо купить прямо сейчас
В этом году на «Сандэнсе» представили меньше независимых телевизионных проектов, че...
Рецензии
Побег из общины: «Неортодоксальная» — сериальный хит Netflix
«Неортодоксальная» — сериал, который все либо уже посмотрели, либо всё ещё смо...

Последние новости

Новости Уилл Смит и Зендея стали лауреатами премии BET Awards
«Королю Ричарду» тоже досталось.
Новости Алек Болдуин возьмёт интервью у Вуди Аллена
Актёр проведёт его в прямом эфире Instagram*.
Спецпроект Гении кинокостюма: Адриан Адольф Гринберг, или просто Адриан
Новый проект КИНОТВ с историком кино и писательницей Анной Баштовой!
Новости Братья Руссо считают, что Крис Эванс мог бы сыграть Росомаху
«Эванс обладает невероятным актёрским диапазоном и великолепной физической силой, и...
Новости Джордан Пил беспокоился о судьбе кино, когда создавал хоррор «Нет»
«Я нацелился на великую американскую историю об НЛО».
Новости Братья Даффер обещают неожиданный спин-офф «Очень странных дел»
Режиссёры говорят, что удивятся даже в  Netflix.
Новости Фильм Пабло Ларраина «Граф» об Аугусто Пиночете выйдет на Netflix
Это чёрная комедия, в которой диктатор представлен вампиром.