Ничего, «Особенные»: в прокате новый фильм от авторов «1+1»

Зинаида Пронченко о том, стоит ли идти в кино на социальную трагикомедию французских кассовых рекордсменов Оливье Накаша и Эрика Толедано с Венсаном Касселем в главной роли.

Во Франции без перемен, в Париже снова неспокойно. На фоне бессрочной всеобщей забастовки против повышения пенсионного возраста в прокат выходит картина «Особенные». О том, что есть в Пятой республике проблемы посерьёзнее социальных ништяков для, будем откровенны, окончательно разбаловавшихся профсоюзов SNCF (галльское РЖД). Кроме того, авторы объясняют зрителю на примере une histoire vraie, как самые отверженные низы договариваются между собой, пока технократичные верхи чинят свою популистскую шарманку, а средний класс ностальгирует по багету и берету и ноет, воет, кроет.


В новом фильме многое по-старому — конфликт коллектива и индивидуума, трагического и комического, неполиткорректного и дидактического, наконец, цинизма и филантропии. Но традиционный уже для Толедано и Накаша драматургический принцип — плавного движения героя по ходу пьесы от культурной или социальной изоляции к пресловутому «жить вместе» (политическому концепту, придуманному социалистами), от частного к целому, от аномии к норме — здесь поставлен с ног на голову. Недаром оригинальное название звучит как «Вне норм». Глава благотворительной ассоциации «Голос праведных» (возможен и другой перевод, своеобразная игра слов — «Голос тех, кто не фальшивит») месье Бруно за два часа экранного времени совершает такие подвиги гуманизма на грани с невозможным, настолько жертвует собой (от личной жизни до личного кошелька), что, в общем, вместе с коллегой в исполнении Реда Катеба тянет на статус святого и мученика, чья жизнь — всегда изоляция и аномальное явление.

История про то, как энтузиасты на местах помогают детям с РАС, привлекая к этому благородному делу подростков из неблагополучных районов, первый из которых — Сена Сен-Дени, известный среди местного населения под кодовым номером «93» (следует произносить neuf-trois, то есть буквально «девять-три»), — необычный кейс для Франции, славящейся самой лучшей в Европе программой социальной поддержки населения. Однако, как рассказывают нам Толедано-Накаш, у французского правительства (фильм уже показали Макрону, и он схватился за голову) руки дошли и до неимущих, и до беженцев, и до стариков, и до беспризорных детей, но не до людей с аутизмом. На сегодняшний день большинство пациентов с РАС отправляют в соседнюю Бельгию. Там помощь поставлена на широкую капиталистическую ногу, интернаты для несовершеннолетних с диагнозом РАС — прибыльный бизнес.


В 2014 году Толедано и Накаш уже сняли на эту «особенную» тему документалку для Canal+, но настоящей силой убеждения обладает именно художественный вымысел, а не суровая правда.

«Особенные» ходят по краю дурного вкуса, но умудряются ни разу не свалиться в спекулятивные ламентации и прочий мир, что не стоит слезинки ребёнка. Динамично, со знанием дела, но не щадя эмоций зрителя, авторы развеществляют медийную пропаганду, будто на родине Уэльбека и Марин Ле Пен все всех ненавидят и утопающие в неравенстве и несвободе барахтаются без братской поддержки. Бруно — ортодоксальный еврей, Малик — правоверный мусульманин, они такие разные, но всё равно вместе, ибо тем, кто по-настоящему другой, срочно требуется их помощь. Так же, по нисходящей, до самого третьестепенного персонажа, действуют и все остальные, альтруизм побеждает эгоизм, и хоть аутизм не предполагает хеппи-энда, happy moments случаются, если очень постараться.

Невероятно, но факт. Почти ничего в этом фильме не придумано, только сыграно, и то не целиком, ведь в кадре пациенты вперемешку с профессиональными актёрами, чей голос, слава их таланту, звучит не фальшиво, а значит, праведно.

Читайте также
Рецензии Ювелирная работа: «Неогранённые драгоценности» братьев Сэфди
С 31 января на Netflix — новый фильм любимцев всех на свете кинокритиков, братьев Сэфди, «Неогранённые драгоценности» — несколько дне...
Рецензии «Вторжение»: Петров и вопросы из космоса
Александр Петров про инопланетян, сверхспособности и лучшего человека на земле.
Рецензии Береги свой хаос: сериал «Ведьмак» вышел на Netflix
На платформе Netflix вышел долгожданный сериал «Ведьмак», который понравился фанатам первоисточника и компьютерных игр (кроме самых упёртых), вызвал...
Рецензии Птица высокого полёта: в прокате «Озеро диких гусей»
Участник Каннского кинофестиваля, новый фильм обладателя «Золотого медведя» Берлинале Дяо Инаня «Озеро диких гусей» пережил первый уикенд российского проката....
Рецензии «Одной волшебной ночью»: чисто французское кокетство
В прокат выходит премированный в Каннах новый фильм Кристофа Оноре («Все песни только о любви», «Прекрасная смоковница») с Кьярой Мастроян...
Рецензии Право правых: в прокате «Достать ножи» Райана Джонсона
Гордей Петрик посмотрел новый хит режиссёра «Последних джедаев» и «Петли времени» Райана Джонсона. Правая идея по определению заразительна. «Great a...
Рецензии Позавчерашнее кино: Татьяна Алёшичева посмотрела «Ирландца» Скорсезе
На платформе Netflix в обход мирового кинопроката вышел фильм Мартина Скорсезе «Ирландец» с гигантским хронометражем и легендарными актёра...
Рецензии «Не подумай, что я кричу»: один из самых радикальных (и прекрасных) фильмов года
В Москву везут теневых героев фестивальной Европы. С 29 ноября по 14 декабря в кинотеатре «Звезда» покажут мало кем замеченные, ...
Рецензии «Предатель»: эталонная гангстерская драма от классика европейского кино
Все говорят об «Ирландце» Мартина Скорсезе, но в 2019-м был снят как минимум один гангстерский фильм, способный побороться за статус главн...
Рецензии Тает в руках и во рту: «Матиас и Максим» Ксавье Долана
В российском прокате — восьмой фильм тридцатилетнего канадца Ксавье Долана, рифмующийся своим названием со знаменитым брендом шоколадных конфет...
Рецензии Модный приговор: в чём проблема новых «Ангелов Чарли»
Анастасия Сенченко посмотрела главный феминистский экшн этой осени, обновлённых «Ангелов Чарли» за авторством актрисы и режиссёра Элизабет Бэнкс, и&...
Рецензии Плата за «Грех»: в прокате фильм Кончаловского про Микеланджело
Гордей Петрик посмотрел амбициозный апокриф режиссёра Андрея Кончаловского и продюсера Алишера Усманова и задумался о том, как изменилась жизнь...
Также рекомендуем
Алфавит американского андеграунда: Джеймс Уитни
Джеймс Уитни (1921–1982)Художник, живописец, гончар, прирождённый кустарь; мистик, глубокий адепт индийской и китайской...
Фестиваль shnit Worldwide Shortfilmfestival: режиссёры отвечают на вопросы Кино ТВ
В Москве в эти дни проходит международный фестиваль короткометражных фильмов shnit Worldwide Shortfilmfestival. В програ...
Триллер «Дьявол в деталях» Джона Ли Хэнкока: закон и беспорядок
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории о Бонни и Клайде постановщи...
«Инсомния»: сон — залог здоровья
Лето хорроров продолжает новый фильм испанского режиссёра Густаво Эрнандеса «Инсомния», который теперь некоторое время б...
Спецпроект
Алфавит американского андеграунда: Джеймс Уитни
Джеймс Уитни (1921–1982)Художник, живописец, гончар, прирождённый кустарь; мистик,...
Опрос
Фестиваль shnit Worldwide Shortfilmfestival: режиссёры отвечают на вопросы Кино ТВ
В Москве в эти дни проходит международный фестиваль короткометражных фильмов shnit ...
Рецензии
Триллер «Дьявол в деталях» Джона Ли Хэнкока: закон и беспорядок
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории ...
Рецензии
«Инсомния»: сон — залог здоровья
Лето хорроров продолжает новый фильм испанского режиссёра Густаво Эрнандеса «Инсомн...