Одна простая история: «После моего ухода» Нимрода Эльдара

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Ксения Ильина рассказывает о семейной драме молодого израильского режиссёра Нимрода Эльдара о ветеринаре и его дочери-суициднице, решающихся на буквально моисеевское путешествие через пляж Мёртвого моря. Картина претендовала на приз за лучший дебют Берлинского кинофестиваля и, вполне вероятно, не останется без наград на «Зеркале».

На операционный стол укладывают пантеру. Врач заботливо делает укол и разрезает огромное и такое сильное тело, которое не должно знать боли. Врача зовут Йорам, и профессиональная состоятельность ветеринара — это, кажется, всё, что у него осталось. Дома его ждет дочь Рони, замкнутая в себе девушка-подросток, с которой Йорам перекидывается эсэмэсками о том, что она предпочитает на ужин, к чему, собственно, и сводится их каждодневное общение. Однажды посреди ночи к ним домой заглядывает социальная служба с расспросами о том, не с их ли IP-адреса отправлялись суицидальные посты на молодёжный форум. Йорам удивлённо вскидывает брови и лишь после душных и долгих уговоров работника идёт проверять комнату дочки. Там — запретная территория, территория недосягаемости, черту которой он никогда не переходит. Но самого страшного не случается — и для Йорама наконец наступает время разобрать завалы в отношениях с дочерью, а заодно, как водится, и с самим собой.

Кадр из х/ф «После моего ухода», реж. Нимрод Эльдар, 2019 г.

Современные израильские режиссёры, любимцы больших фестивалей от Локарно до Венеции, вообще склонны всячески спекулировать на теме семьи, особенно такой, где не без урода. В их фильмах то пытаются долго и мучительно развестись, как это происходит в «Гетт» Рони и Шломи Элькабец, то разлепить болезненный инцестуальный комок, как во «Вдали от моего отца» Керен Едайя, а то и вовсе понять, равно ли слово «семья» привычному своему значению, как в случае с «Обменом» Эрана Колирина. Нимрод Эльдар исследует тему непонимания между поколениями, раскручивает сюжет о воссоединении, но не скатывается в опасную сентиментальность, которая маячит на горизонте при любой подобной попытке.

Чтобы спасти отношения с дочерью, Йорам решает вспомнить о существовании дядь и теть и везёт к ним в гости, куда-то на пустынные задворки Израиля, Рони. Но даже такая шумная и большая израильская семья, какой мы привыкли её представлять, не спасает от одиночества. Родственники ведут душеполезные беседы о любви и поддержке, вежливо поводят плечами, кормят пирогом. Клин вышибают клином — мимолетное улучшение отношений между отцом и дочерью происходит только в момент их разговора о смерти. Говорят, кстати, в фильме Эльдара в принципе меньше, чем следовало бы: когда Рони как бы между делом вопрошает, что было бы, если бы она действительно умерла, многословная реплика Йорама становится даром небес. Он детально расписывает ей все этапы: от бирки на большой палец ноги до горсти земли на могиле. Рони остаётся под впечатлением и даже с некоторым оживлением просится сесть за руль. Отцовской состоятельности Йорам начисто лишён, но Эльдар порционно выдаёт нам надежду в тот момент, когда мы с отчаянием думаем, что не увидим ни одной достойной попытки эту состоятельность приобрести. В этой грамотной порционности и кроется талант Эльдара как психолога человеческих отношений. Он показывает гораздо меньше, чем требуется, а это, как правило, побуждает ещё внимательнее наблюдать за всеми переменами в поведении отца и дочери на фоне шумного Тель-Авива, в котором параллельно с событиями внутри одной семьи проходят протесты.

Кадр из х/ф «После моего ухода», реж. Нимрод Эльдар, 2019 г.

Поднаторевший на поприще саунд-дизайнера Эльдар не впускает своих героев в эту заполненную жизнью зону, оставляет их на гулкой от тишины обочине, закрывает все окна, как привычным движением каждый вечер закрывает их Йорам. Но именно этот пульсирующий гул наравне с не ослабевающим ни на секунду режиссёрским вниманием к характерам и даёт этому тихому фильму зелёный свет.

Читайте также
Нежный возраст, грубый взгляд: «Бумажные флаги» 19-летнего Натана Амброзиони
Одна из самых ожидаемых премьер фестиваля «Зеркало» — «Бумажные флаги» французского тинейджера Натана Амброзиони. Лента — участник киносмотров...
«Красный»: стрёмное обаяние буржуазии
В основном конкурсе фестиваля «Зеркало», прямо сейчас проходящем в Иваново, показали «Красный» Беньямина Найштата. Андрей Карташов рассказывает о фильме подро...
Юность как ремейк: «За мечтой» Макса Мингеллы
Начиная с четверга в кинотеатрах — музыкальная мелодрама «За мечтой», главную роль в которой сыграла Эль Фаннинг. Алексей Васильев разглядел в дебюте Макса Ми...
«Слишком стар, чтобы умереть молодым» Николаса Виндинга Рефна — главный сериал года
На стриминг-сервисе Amazon Prime Video состоялась большая премьера десятисерийного сериала Николаса Виндинга Рефна «Слишком стар, чтобы умереть молодым», до э...
«Керосин»: страшные сказки русского мира
На «Кинотавре» показали «Керосин» Юсупа Разыкова. Алексей Филиппов находит в фильме мотивы Хамдамова, Васнецова и русских сказок. Рядом с перечеркнутым...
Казус «Домино»: возвращение Де Пальмы
В прокат вышел боевик «Домино» — первый после семилетней паузы фильм Брайана Де Пальмы. Алексей Васильев рассказывает, почему в кадре больше от Альмодовара, ч...
Также рекомендуем
Гордей Петрик рассказывает о нашем любимом фильме с фестиваля «Зеркало» — «Тридцать» Симоны Костовой, сам...
В основном конкурсе фестиваля «Зеркало», прямо сейчас проходящем в Иваново, показали «Красный» Беньямина Найштата. Андре...
Конденсационный след фестиваля «Зеркало». Ещё один любопытный фильм, о котором мы не рассказали, а т...
Продолжаем осмыслять картины, победившие на 12-м кинофестивале имени Андрея Тарковского «Зеркало». О фильме «Н...
Гордей Петрик рассказывает о нашем любимом фильме с фестиваля «Зеркало» — «Тридцать» Симоны Костовой, сам...
В основном конкурсе фестиваля «Зеркало», прямо сейчас проходящем в Иваново, показали «Красный» Беньямина Найштата. Андре...
Конденсационный след фестиваля «Зеркало». Ещё один любопытный фильм, о котором мы не рассказали, а т...
Продолжаем осмыслять картины, победившие на 12-м кинофестивале имени Андрея Тарковского «Зеркало». О фильме «Н...

Последние новости

Началось производство «Дракулы» Люка Бессона
Главные роли сыграют Калеб Лэндри Джонс и Кристоф Вальц.
«Годзилла и Конг: Новая империя» нацелился на уверенный старт в прокате
Блокбастер метит на 135 миллионов долларов в первые выходные.
Баки и Асура столкнутся в аниме-кроссовере для Netflix
Два культовых персонажа сразятся друг с другом.
00:00