«Охотник на монстров» Пола Андерсона: «Смертельная битва» в «Обители зла» 

28 января в российский прокат выйдет новая лента Пола У. С. Андерсона, режиссёра, подарившего нам «Смертельную битву», «Обитель зла» и в довесок фильм «Чужой против Хищника», за который его вроде как всё же простили. Антон Фомочкин рассказывает о том, как Андерсон любуется размахивающей мечами Йовович, постигает дзен и снимаем руководство по прохождению видеоигры. Новому игроку приготовиться. 



Военный отряд «Тёмная звезда» (подразделение ООН) разыскивает своих коллег, группу под кодовым именем «Браво». Вооружённые солдаты бесследно пропали, поблизости на расстоянии сотен километров нет ни обломков, ни тел, только мятая жестяная банка колы. Сгинули в буре, если верить последнему сеансу связи. Лейтенант Артемис (Милла Йовович), ласково подтрунивая над своими подопечными, контроль над ситуацией не теряет, впрочем, последние слова командира «Браво» «На нас что-то напало, нужно подкрепление» доверия не внушают. След кончается там, где появляются одинокие многолетние столбы с отметками-рунами, дальше — стена из пыли и туч, раскаты грома, разряды молний. 

Оторвавшись от земли, две экипированные машины взлетают в воздух и приземляются в пустыне. Немного освоившись на новом месте, ряды «Тёмной звезды» начинают с завидным постоянством редеть. Сначала из дюн вырывается рогатый монстр: каменный панцирь, размером с Годзиллу, быстроходный и целеустремлённый. Затем в пещерах устроивших вынужденный привал поджидают ядовитые крабообразные существа. Осознав, что «Браво» не добрался и до этого рубежа, Артемис ничего не остаётся, кроме как выживать, помочь в этом непростом деле должен единственный вооружённый мечами и стрелами местный скиталец с человеческим лицом (Тони Джа). Они говорят на разных языках, но есть вещи, понятные на диалектах любых миров: сила духа, всепоглощающая ярость и любовь к шоколаду. 

На первых двадцати минутах Андерсон разыгрывает бесстыдный анекдот про десяток вояк в беде. Для боевого настроя они распевают походные песни. Поглаживают фотографии/атрибуты дома, трепетно хранимые у сердца, предполагая, что любой заезд в стан неприятеля может быть последним. После самоотверженно выполняют роль пушечного мяса. Кого проткнёт рог чудовища, кого раздавят, самая незавидная судьба — мелкие отпрыски крабообразных, копошащиеся в брюшной полости.

«В пустыне никто не услышит твой крик», да и только. Это не дружелюбный оммаж — дело принципа: нарыв, наболевшее, личное. Если тебя готовы были распнуть за «Чужой против Хищника», пересними его вновь, уложившись в тридцать минут. Новая жизнь, уровень, опыт. Андерсону пятьдесят пять, возраст и возможности только распаляют внутренний азарт. Всё тот же мальчишка, который некогда перенёс на большие экраны каноническое «Фаталити» и прочие радости «Мортал комбат». В случае последнего хватило и одного раза, жетоны не кончились, просто надоело. 


Андерсон воспринимает адаптацию видеоигры как её прохождение. Порой неуклюже, но неизбежно бесстрашно: думать некогда, беги, пригнись, ударь, спасайся, нападай. Пусть ты и достопочтенный голливудский режиссёр, оставаться британским панком времён «Шоппинга» никто не запретит. Смелость Андерсона в том, чтобы раз за разом забывать про правила, хороший тон и прочие жанровые атавизмы. «Охотник на монстров» — то, как в наши дни делают в Голливуде совсем изредка. В цене блокбастер неглупый, по принципу казаться, а не быть. Здесь скрещённые мечи питает энергия солнца (разблокированная ачивка), в рожу демону бросают гранату, выкрикивая «Жри, тварь» и миролюбиво говорят «Я тебе не враг» после пяти минут ожесточённого боя подручными предметами. 

Взявшись за практически бессюжетный квест, режиссёр постигает дзен. Это тот лимб, который постановщик пытался построить в «Обители зла», но давила конкретика — драматургические обязательства перед предыдущими частями, мифология франшизы. Андерсону не стыдно выставить себя глупцом. Его, кажется, не заботит, что о нём думают. Он не рассказчик, он проецирует сценки-квесты, убей того, принеси то, забери это, исходя из собственного понимания прекрасного. Застывший в воздухе воин, несущийся на дракона, — красиво. Милла Йовович ползёт по шахтам, пока её за ногу пытаются ухватить ядовитые крабы — дух захватывает. Любые претензии в дурновкусии и драматургической безалаберности бессильны перед рвением Андерсона нестись вперёд не оглядываясь. Ничего кроме Йовович, танцующей с мечами и разрезающей монстров, он не видит. Зато счастлив. 


Читайте также
Рецензии Мультфильм «Душа» Пита Доктера: «Великое До» и «Великое После»
В российский прокат выходит «Душа» — новая полнометражная анимация студии Pixar. Режиссёром мультфильма выступил Пит Доктер, подаривший нам такие ан...
Рецензии Фильм «Девушка, подающая надежды»: живой труп и месть
Компания «Вольга» выпускает в российский прокат фильм «Девушка, подающая надежды» — полнометражный режиссёрский дебют шоураннера 2-го сезона сериала «Уби...
Рецензии ЛГБТ-ромком «Самый счастливый сезон»: меньше знаешь — крепче спишь
«Самый счастливый сезон» — романтическая комедия о лесбийской паре, которой по закону жанра придётся проверить свою любовь на прочность, но без над...
Рецензии Снимок, скальпель, два шприца: в прокате комедия «Не лечи меня»
Не успели отшуметь «Хандра» и остыть «Огонь», а в российский прокат уже выходит новый фильм с Иваном Янковским — комедия «Н...
Рецензии Фильм «Чудо-женщина: 1984»: сентиментальный ромком и лёгкая атлетика
Анастасия Сенченко рассказывает про фильм «Чудо-женщина: 1984», сравнивает картину Пэтти Дженкинс со сказочной историей, пророчит зрителям хорошее ...
Рецензии Фильм «Фрагменты женщины»: мост, который разрушила беда
На Netflix вышла драма о смерти новорождённой девочки и тяжёлом переживании трагедии родителями ребёнка «Фрагменты женщины», англоязычный...
Рецензии Фильм «Дэвид Боуи. Человек со звезды»: инопланетный гость
На закате новогодних праздников в российский прокат вышел фильм Гэбриела Рэнджа «Дэвид Боуи. Человек со звезды». Тимур Алиев — ...
Рецензии «И вот звучит привычный лёгкий джазок»: «Фестиваль Рифкина» Вуди Аллена
Новый фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина» — о том, как кино проникло в наши грёзы и сны и стало частью наших воспоминаний. Ал...
Рецензии Фильм «Сентенция» Дмитрия Рудакова: сохрани мои сны навсегда
После мировой премьеры на фестивале «Тёмные ночи» в Таллине компания Ten Letters выпустила в российский прокат фильм «Сентенция» о&n...
Рецензии «Пусть говорят» Стивена Содерберга
На HBO Max вышел новый фильм Стивена Содерберга «Пусть говорят» — запутанная разговорная драма о непростом воссоединении трёх подруг, на старости лет решивших...
Рецензии Пассив: «Выпускной» Райана Мёрфи
В конце прошлой недели на Netflix вышел фильм (мюзикл) Райана Мёрфи «Выпускной». Почему эта, на первый взгляд, зажигательная картина...
Рецензии «Легенда о волках»: стая живёт, узоры рисуются, магия существует
Современный ирландский, без преувеличения, волшебник, зеленоглазый вундеркинд и аниматор Томм Мур создал нечто новое, как всегда удивительное....
Также рекомендуем
70-й Берлинский кинофестиваль: Итоги
Десятый день берлинского кинофестиваля. Подводим итоги. Мишки нашли своих победител...
#23 Институт кинозвёзд мёртв! (?) Подкаст КИНОТВ
В этом выпуске неизменная Татьяна Шорохова вместе с кинокритиком Ксенией Реутовой и совладелицей кинопрокатной компании ...
Картина «Откуда ты родом?»: ниоткуда, зато с любовью
Компания A-One выпустила в прокат картину «Откуда ты родом?», полуавтобиографический фильм с Ризом Ахмедом о ...
Фильм «Я создан для тебя»: он киборг, но это нормально
Анастасия Сенченко — о ромкоме с нотками сай-фая про идеального андроида и человека
Фестивали
70-й Берлинский кинофестиваль: Итоги
Десятый день берлинского кинофестиваля. Подвод...
Синонимы Мандула
#23 Институт кинозвёзд мёртв! (?) Подкаст КИНОТВ
В этом выпуске неизменная Татьяна Шорохова вместе с кинокритиком Ксенией Реутовой и...
Рецензии
Картина «Откуда ты родом?»: ниоткуда, зато с любовью
Компания A-One выпустила в прокат картину «Откуда ты родом?», полуавтоби...
Рецензии
Фильм «Я создан для тебя»: он киборг, но это нормально
Анастасия Сенченко — о ромкоме с нотками сай-фая про идеального андроида и человека