«Память» Апичатпона Вирасетакула: тайна взрывающейся головы

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма Memoria «Русский Репортаж»
«Русский Репортаж»

Не без приключений до российского проката добралась «Память», обладатель приза жюри Каннского фестиваля — 2021. Чтобы причислить картину к списку наиболее интересных авторских фильмов года, будет достаточно сказать, что её режиссёр — Апичатпон Вирасетакул. Максим Ершов отмечает, что Тильда Суинтон идеально вписалась в мир тайского художника, и делится впечатлениями от кино, которое каждый зритель поймёт по-своему.

Специализирующаяся на разведении орхидей Джессика (Тильда Суинтон) приезжает в Колумбию, чтобы побыть со своей тяжело больной сестрой. Главную героиню мучает бессонница. В Боготе она сталкивается с синдромом взрывающейся головы — внезапно женщина слышит резкий и громкий звук. Сама Джессика описывает его так: большой круглый камень падает в колодец и ударяется о металлическое дно. Этот звук она слышит всё чаще. Гуляя по Боготе и посещая местный университет, Джессика знакомится с женщиной-археологом (Жанна Балибар), которая показывает ей древние кости и предлагает вставить палец в отверстие в черепе убитой 6 000 лет назад девочки.

Путешественница всё-таки решает разобраться с тревожным звуком в голове и идёт на местную звукозаписывающую студию. 30-летний Эрнан (Хуан Пабло Уррего) в огромной библиотеке шумов, стуков и гулов находит ровно тот неописуемый звук, что слышит Джессика. Спустя несколько дней она хочет свидеться с молодым человеком ещё раз, но его и след простыл, а коллеги по звукозаписывающей студии не слышали ни о каком Эрнане. На ужине с семьёй сестры героиня вспоминает разговор в больнице, но, во-первых, сестра выглядит совершенно здоровой, а во-вторых, ничего не помнит. И то ли у всех в Боготе обнаружилась странная болезнь, из-за которой у всех проблемы с памятью, то ли у Джессики уже случилось помутнение рассудка. Ещё более удивительно, что вскоре она сталкивается с постаревшим Эрнаном (Элькин Диас): он живёт в маленьком поселении, никогда его не покидает, не смотрит телевизор и кино, потому что общается с камнями (в них скрыты воспоминания нескольких поколений) и боится, что внешние шумы нарушат связь с другими временами.

Можно долго вдаваться в детали сюжета фильмов Апичатпона Вирасетакула, но яснее от этого они не становятся и пересказу всё равно поддаются крайне неохотно. С другой стороны, перечисление отдельных сцен поможет зрителю настроиться на правильный лад. Если это вообще возможно. 

Тайский режиссёр — король медленного кино (извинения Лаву Диасу). Его картины невозможно представить с другой скоростью течения, поскольку вся их магия и очарование моментально исчезнут. Длинными статичными кадрами Вирасетакул переносит зрителей в экранное пространство фильма, заставляет покинуть привычный нам быстрый мир. И при медленном ритме органы чувств начинают работать по-другому. Пара минут в тишине — и звуки воспринимаются иначе. В кадре герои и природа вокруг них замерли — нет, колышется травинка.

Кадр из фильма Memoria «Русский Репортаж»
«Русский Репортаж»

Кадр из фильма Memoria «Русский Репортаж»
«Русский Репортаж»

Открывает фильм сцена в больнице: Джессика сидит у кровати больной сестры. Так режиссёр словно бы протягивает нить к новой картине от своей предыдущей работы — «Кладбища блеска». В ней целая рота солдат спала в госпитале, а пожилая героиня навещала их и общалась с ними посредством касаний и невербальных практик.

Тайский автор не был в конкурсе Канн 11 лет. В 2010-м он победил на фестивале: «Золотую пальмовую ветвь» ему принесла картина «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни». Не оставило без наград Вирасетакула в этом году и жюри во главе со Спайком Ли, пусть главный приз и достался француженке Жюлии Дюкурно за «Титана».

Вирасетакул впервые снимает кино не в родном Таиланде, а в Колумбии. Несколько лет назад он путешествовал по южноамериканской стране и сам столкнулся с синдромом взрывающейся головы. Впервые у режиссёра в кадре не мало кому известные тайские актёры, а Тильда Суинтон и Жанна Балибар. Отдельной задачей для Вирасетакула было «усреднить» британку, превратить её в обычного человека. Для этого Тильда отрастила и покрасила волосы, а её героиня носит неприметную, скромную одежду. Актриса давно кажется инопланетянкой, которую случайно забросили на нашу планету, поэтому она так органично смотрится в фильмах самых разных авторов. В «Памяти» Суинтон вроде бы чужестранка, странница, по-испански говорит с трудом, долго подбирает правильные слова, но в то же время быстро сливается с окружающим её пространством. Джессика — главное действующее лицо, проводник зрителей в колумбийские джунгли, но она незаметна, эфемерна. В какой-то момент может даже показаться, что её и вовсе не было. Фантомному звуку фантомную героиню.

Постер к фильму «Память» Neon
Neon
«Русский Репортаж»
«Русский Репортаж»

Сам Вирасетакул говорит, что кино — путешествие из точки А в точку В, именно этим оно и отличается от видеоарта. И для такого фильма нет персонажа более подходящего, чем Джессика. Женщина выращивает у себя на родине (где она?) орхидеи, но так разве что подчёркивается её связь с природой, с человеческими корнями. Своих воспоминаний у неё нет, а герои вокруг то исчезают, то трансформируются, то не помнят встреч с ней. Границы реального и привидевшегося нет.

Снял фильм постоянный оператор тайского режиссёра — Сэйомбху Мукдипром, успевший в последние годы поработать с Мигелом Гомишем и Лукой Гуаданьино. Да и вообще поклонники Вирасетакула могут быть спокойны: автор себе ничуть не изменил, поменяв съёмочную группу и локации. Стиль постановщика узнаётся с первых же кадров, и сновидческая природа его фильмов никуда не пропала. Да, это уже общее место, но по-прежнему правда. Почему герой с одним именем стареет за несколько дней, проживает две жизни и не помнит предыдущую? Почему главная героиня столь быстро понимает и принимает это обстоятельство как данность? Как и у снов, у кино Вирасетакула своя внутренняя логика.

«Память» встаёт в ряд редких картин, которые дают аудитории уникальный опыт проживания или даже прочувствования времени. Медленный ритм добавляет всем событиям на экране мистическое измерение. И без того странные сюжетные повороты обрастают глубинными смыслами, получается почти что чистая эзотерика. Но в случае с творчеством Вирасетакула никакого обмана или фальши нет. Режиссёр отбрасывает от произведения искусства всё лишнее и оставляет его естественную, первобытную красоту.


Читайте также
«Вечные» Хлои Чжао: бесконечная история обыкновенных сверхлюдей
В российский прокат нагрянул супергеройский фильм «Вечны...
«Агнец» — жуткая исландская сказка о ребёнке-ягнёнке и его беспокойных родителях
О том, что у холмов есть не только глаза, но и душа.
«Кошачьи миры Луиса Уэйна»: чудачества — наша вторая фамилия
«Кошачьи миры Луиса Уэйна» — не самый очевидный байопик...
Детство окаянное: в прокате «Маленькая мама» Селин Сьямма
Новая картина Селин Сьямма «Маленькая мама», исследующая...
Смех во время чумы: в прокате «Эвакуация» Мэллори Эвертон и Стивена Мика
Ксения Ильина рассказывает про убойный роуд-муви, в кото...
В нашем доме поселился: «По соседству» — режиссёрский дебют Даниэля Брюля
«Русский Репортаж» выпускает в российский прокат чёрную...
Также рекомендуем
28 января в российский прокат выйдет новая лента Пола У. С. Андерсона, режиссёра, подарившего нам «Смертельну...
Антон Фомочкин рассказывает, чем может понравиться картина.
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
На Венецаинском фестивале Мэгги Джилленхол представила картину «Незнакомая дочь» — экра...
28 января в российский прокат выйдет новая лента Пола У. С. Андерсона, режиссёра, подарившего нам «Смертельну...
Антон Фомочкин рассказывает, чем может понравиться картина.
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
На Венецаинском фестивале Мэгги Джилленхол представила картину «Незнакомая дочь» — экра...

Последние новости

Фильм «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» изначально должен был быть аниме
За 15 лет разработки проект успел претерпеть изменения.
ММКФ-2024: самозванцы активизируются, вампиры социализируются
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть вторая.
Кинофестиваль стран БРИКС объявил победителей
Который проходил в рамках 46-го Московского международного кинофестиваля.
Фильм по сериалу «Юри на льду» отменён
Студия MAPPA больше не занимается созданием аниме-ленты.
00:00