«Параллельные матери» — мелодрама Педро Альмодовара, задавшая тон Венецианскому фестивалю

El Deseo

Примечание редактора: оригинальный текст был опубликован 3 сентября 2021 года, во время 78-го Венецианского кинофестиваля. 

Венецианский фестиваль открылся фильмом «Параллельные матери» Педро Альмодовара. Если эта картина была выбрана, чтобы задать тон всему смотру, то кинофестиваль рискует стать вторыми Каннами. Потому что это история ровно о том, о чём мы весь июль рапортовали из Франции, — о воссоединении и примирении семьи как важнейшей задаче. Впрочем, Альмодовар на то и Альмодовар, чтобы говорить о серьёзном не только со страстью, но и с иронией. Так, что от фильма не оторваться.

Фотограф по имени Янис (героиню назвали так в честь Дженис Джоплин — да и нужно же было подчеркнуть её двуличие; одну из плохих матерей в фильме вообще зовут Терезой) снимает для журнала знаменитого археолога Артуро и невзначай просит того помочь ей в деле всей жизни. Женщина хочет раскопать братскую могилу, в которой во время Гражданской войны в Испании оказался её дед. Мужчина соглашается — но прежде чем его начальство выдаст разрешение на эксгумацию, Янис забеременеет, а Артуро исчезнет. Зато в роддоме героиня познакомится с юной Аной. Та, в отличие от зрелой Янис, своей беременности не рада. Но женщины станут параллельными матерями — и дадут жизнь не только двум дочерям, но и едва ли не самому мелодраматичному сюжету в фильмографии Альмодовара. Будут в нём и споры об отцовстве, и тесты на материнство, и подозрения в подмене детей, и прозрения, что чужих детей не бывает, и комичные сцены ревности, и трепетные сцены близости. Вспомните любое клише из болливудского фильма или латиноамериканского сериала. Скорее всего, оно встретится вам в «Параллельных матерях».

El Deseo

Тем удивительнее те уверенность и лёгкость, с которыми Альмодовар возвышает и облагораживает этот низкий материал. Во-первых, фильм ни секунды не скучный: стоит зрителю предсказать очередной поворот сюжета, как возникают ещё более интересные обстоятельства. Героиня Пенелопы Крус (она играет Янис) к середине фильма загоняет себя в ловушку, единственный шанс вырваться из которой — отгрызть себе руку-ногу. А перпендикулярный материнству сюжет с раскопками прошлого вдруг делает лёгкий и красочный фильм гражданским высказыванием. В этом июле в Каннах только и делали, что говорили о семье как об единице политики, а о примирении с близкими — как об условии спасения мира. «Параллельные матери» кажутся продолжением этого разговора. Два года назад фильм «Правда» Хирокадзу Корээды, открывая Венецианский кинофестиваль, ещё позволял себе задаться вопросом, чего в истине больше — разрушения или сохранения. В этом году Альмодовар не сомневается в ответе: правда должна быть превыше всего. Режиссёр, десятилетиями избегавший политических оттенков в цветастой палитре своих фильмов, вдруг решается на критику Пакта о забвении — национального консенсуса, освобождающего нацию от тяжёлых мыслей по поводу прошлого. Деревня, в которой родилась Янис, наконец получает шанс узнать правду о гибели своих братьев и сыновей. Этот неожиданный сюжетный ход резко меняет саму логику кино Альмодовара. Рядом с фигурами матерей — призраками на картинах испанца — вдруг возникают фигуры отцов. Частное становится общим. История очередной раздробленной семьи превращается в историю целой страны. А желание режиссёра обратить внимание своих благополучных соотечественников на ту жестокость, которая царила в стране совсем недавно, начинает казаться его вкладом в будущее. Сюжет «Параллельных матерей» с его одновременным рождением двух детей — намёк на два варианта грядущего, жизнеспособный и нежизнеспособный. Если о будущем начал переживать даже Альмодовар, всем остальным тоже пора напугаться.

El Deseo

Ну а пока можно просто радоваться началу фестиваля — и удивляться той лёгкости, с которой нас по-прежнему увлекают откровенные мелодрамы. А ещё — болеть за начинающую актрису Милену Смит, которая после «Параллельных матерей» вполне может стать испанской соперницей Марины Вакт. Сколько же всего тогда снимет с ней Альмодовар!

Читайте также
«Падение Луны»: эффектная реклама «Лексуса», которая выбьет у вас Землю из-под ног
Влад Шуравин рассказывает, почему стоит увидеть этот космический цирк.
Фильм «Обходные пути»: кладмен, следи за собой
Кадр из фильма «Обходные пути»В прокате неожиданный лауреат закончившейся Мостры — русско-голландский экспериментальный фильм о московском закладчике «Об...
«Мюнхен: На грани войны»: ответ Чемберлену
Кадр из фильма «Мюнхен: На грани войны»На Netflix можно посмотреть картину, рассказывающую о буквально последних мирных, но уже напряжённых днях перед на...
«Этот дом» — анимационный шедевр на Netflix, который не стоит пропускать
Кадр из мультфильма «Этот дом»На Netflix тихо вышел британский мультфильм в технике stop motion «Этот дом», способный открыть зрителям по всему миру твор...
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: месть самой жизни за нелюбовь к искусству
Кадр из фильма «Аллея кошмаров»В российском прокате самый, возможно, мрачный фильм мексиканского сказочника Гильермо дель Торо. Только в этой нуарной кар...
«Событие» Одри Диван: священное право на тело
Wild BunchДо российских кинотеатров добралось «Событие» Одри Диван. Лента французской постановщицы неожиданно для многих забрала главную награду Венецианского...
Также рекомендуем
Юбилейный 75-й Венецианский кинофестиваль объявил программу. Смотр традиционно пройдёт на острове Лидо с 29 августа по 8...
На Венецаинском фестивале Мэгги Джилленхол представила картину «Незнакомая дочь» — экранизацию одноимённого рома...
Кадр из фильма «Обходные пути»В прокате неожиданный лауреат закончившейся Мостры — русско-голландский экспериментал...
Кадр из фильма «Падение Луны»«Падение Луны», реж. Роланд Эммерих с 3 февраля Мастер катастроф, не раз подводивший в...
Программа 75-го Венецианского кинофестиваля
Юбилейный 75-й Венецианский кинофестиваль объявил программу. Смотр традиционно пройдёт на острове Лидо с 29 августа по 8 сентября. Председателем жюри назначен...
Пути/ы материнства: на Венецианском фестивале показали фильм «Незнакомая дочь» Мэгги Джилленхол 
На Венецаинском фестивале Мэгги Джилленхол представила картину «Незнакомая дочь» — экранизацию одноимённого романа Элены Ферранте (в оригинале фильм и...
Фильм «Обходные пути»: кладмен, следи за собой
Кадр из фильма «Обходные пути»В прокате неожиданный лауреат закончившейся Мостры — русско-голландский экспериментальный фильм о московском закладчике «Об...
Премьеры февраля: что смотреть в кино
Кадр из фильма «Падение Луны»«Падение Луны», реж. Роланд Эммерих с 3 февраля Мастер катастроф, не раз подводивший в своих фильмах Землю и всё человечеств...

Последние новости

Warner Bros. не имеют претензий к Оливии Уайлд и её фильму «Не волнуйся, солнышко»
Ранее говорилось о конфликте между постановщицей и актрисой Флоренс Пью.
Мини-сериал Netflix о Джеффри Дамере встретил критику со стороны родственников жертв маньяка
«Если вам действительно интересно узнать о жертвах, моя семья взбешена этим шоу».
Лесли Грэйс поделилась видео со съёмок невышедшей «Бэтгёрл»
«Уорнеры» отказались выпускать уже снятый фильм.
«Ведьмак» вернётся с третьим сезоном летом 2023 года
Между тем приквел о происхождении ведьмаков нагрянет на стриминг уже в декабре.
Netflix показал трейлер фильма «Энола Холмс 2» с Милли Бобби Браун
Семейка несравненных детективов вернётся на малые экраны в ноябре.
Дарт Вейдер лишился каноничного голоса: Джеймс Эрл Джонс оставил героя
Актёр озвучивал ситха на протяжении нескольких десятилетий.