«Подельники»: в гостях у страшной сказки

Кадр из фильма «Подельники»
Кадр из фильма «Подельники»

В российский прокат вышел дебют документалиста Евгения Григорьева — морозный триллер «Подельники». В небольшом сельском поселении зимой происходит убийство, известно даже имя преступника, но после преступления не приходит наказание. Максим Ершов рассказывает о редком для России парадоксальном и в то же время укоренённом в традициях уральских народов жанровом фильме.

В село Кын Пермского края, в занесённую снегом родную уральскую глухомань, возвращается молодой человек Петя (Юра Борисов). Он бывший биатлонист (представляют его как члена олимпийской сборной, сам он смущается и каждый раз говорит, что это неправда), а на деревне хочет не только быть физруком в школе, но и открыть детскую спортивную школу. Вместе с ним приехала жена декабриста Настя (Лиза Янковская). Морозными вечерами местные жители не расстаются с бутылкой, пьют в гордом одиночестве или в весёлой компании. Однажды на таких посиделках местный криминальный авторитет подшофе Витька Людоед (Павел Деревянко) убивает художника Сашу (Константин Балакирев). Витька подставляет брата с особенностями развития, а сам выходит сухим из воды. В деревне все прекрасно знают, кто настоящий преступник, но помалкивают во избежание неприятностей. У убитого художника остались жена и 10-летний сын Илья (Ярослав Могильников). Мальчик хочет отомстить Витьке и заключает пари с новым физруком: Илья будет ходить на тренировки по биатлону, а взамен тренер поможет ему устранить обидчика.

Кадр из фильма «Подельники»

«Подельники» — игровой дебют документалиста Евгения Григорьева. Среди наиболее известных его работ — «Про рок» о новом поколении уральских музыкантов и «Хенд Мейд» о людях разных профессий, которых объединяет физический труд. Григорьев уже объявил, что из отснятого на съёмочной площадке материала собирается сделать документальный фильм. В основе «Подельников» лежит его личная история. Впервые о готовящейся картине стало известно ещё в 2011-м. Премьера фильма состоялась спустя 10 лет — в конкурсе «Кинотавра».

На прошлогоднем сочинском фестивале, наиболее известном и престижном смотре российского кино, показали сразу пять картин с Юрой Борисовым («Подельники», «Герда» и «Капитан Волконогов бежал» — в конкурсе, «Мама, я дома» и «Купе номер 6» — вне конкурса). Математические шансы на приз им. Олега Янковского за лучшую мужскую роль были высоки, но награду получил другой актёр из «Подельников» — Павел Деревянко. Образ Витьки Людоеда также принёс ему премию «Белый слон» за лучшую мужскую роль второго плана. Никогда прежде у Деревянко в фильмографии не было столь ярких и инфернальных персонажей. А ведь изначально Людоеда должен был сыграть Евгений Ткачук, который прекрасен в амплуа обаятельного гопника. Стоит только вспомнить картину «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов».

Кадр из фильма «Подельники»
Кадр из фильма «Подельники»

По завязке можно подумать, что Григорьев снимает триллер или детектив. Может быть, физрук и сын жертвы будут собирать улики против убийцы. Или другой вариант: вместе они будут тщательно прорабатывать план мести, а затем зрители увидят осуществление их задумки. Третий: пока официальные органы власти бездействуют, необычной парочке приходится брать правосудие в свои руки. Подобные жанровые задатки в «Подельниках», конечно, есть, но этим картина не ограничивается, она глубже и диковиннее устроена. Противостояние персонажей Борисова и Деревянко — и вовсе примета морозного вестерна. Спорят они за сердце Насти, а также за право быть главным авторитетом на селе.

Режиссёра интересует жизнь закрытого общества, в котором время словно бы остановилось. В селе есть участковый, но он фигура скорее номинальная, для общения с официальной властью и составления не очень правдоподобных отчётов о происшествиях в деревне. Общинный строй предполагает решение всех вопросов по понятиям. Зачастую они кажутся первобытными. Например, дикарством видится убийство за обидное оскорбление.

Кадр из фильма «Подельники»

Людоед стоит особняком, он медведь-шатун, других таких нет. Не зря несколько раз режиссёр проводит параллели между преступником и тотемным животным. Такова уж его природа, звериная, ничего с ним не сделаешь. Либо в лес прогонишь, либо привыкнешь к его бесчинствам. С таким положением вещей не согласен только Илья. То ли устал от местных порядков, то ли в силу возраста ещё не успел проникнуться уральскими порядками.

За исключением Витьки Людоеда, в картине представлены три пласта героев: местные жители, которых уже ничем не удивишь, физрук Петя, который помнил о здешних законах, но старался их забыть, и его жена Настя, которая находится в состоянии перманентного ужаса от пермского первобытно-общинного строя (слово «дичь» непроизвольно вырывается у неё по разным поводам, это разом и констатация положения, и приговор). Именно её глазами мы наблюдаем за разворачивающейся среди снега странноватой драмой. В девушке, да и в её муже, борются два желания: сбежать отсюда куда подальше и прирасти к этому месту корнями. Третьего не дано. Бороться с системой нет никаких сил, к тому же в деревне процветает культура замалчивания. В этой мёрзлой земле у людей атрофировались многие чувства: сострадание, милосердие и даже гордость с самоуважением.

Кадр из фильма «Подельники»

История о мести, прощении и всеобщем молчании для Григорьева второстепенна. Он задаётся вопросом, откуда всё это пошло, как здесь сложились такие порядки. Главные достопримечательности деревни — полуразрушенная церковь на пригорке и памятник Ленину. Стоят они друг напротив друга, но не вступают в противоречие. Прибавьте к этому тюремные законы (а часть местных жителей отбывает наказание в местах лишения свободы) и дохристианские уральские верования, и вот уже и у вас голова пойдёт кругом.

За блатной мир отвечает дерзкий одноклассник Ильи со сформировавшимися повадками уголовника, за мифы и легенды края — три бабули (в титрах они указаны как Петровна слева, Петровна по центру и Петровна справа). Так и собирается портрет этого безумного населённого пункта, который стоит на границе реального и волшебного миров. Сказка, но очень страшная. Не зря же художественным руководителем картины выступил Алексей Федорченко («Ангелы революции» и «Овсянки»).

Диагноз поставлен, а вот лечение не выбрано. Да, может, уже и поздно, никакой препарат не поможет. Сами люди внутри закрытой общины уверены, что всё у них прекрасно, а беду могут накликать разве что чужаки. Например, биатлонист и его жена. Разбудили шатуна, а расхлёбывать теперь всем.

Читайте также
Аниме «Красавица и дракон»: сказка — ложь, да в ней намёк
Чудесная работа, прокат которой тоже своего рода чудо
Рецензия на скандинавский хоррор «Скрежет»: мама, я могу лучше
В российском прокате сандэнсовский боди-хоррор, залетевший к нам из скандинавского ...
Хоррор «Бабушка»: не родись красивой
Рассказываем про  новую работу режиссёра зомби-хита «Репортаж»
Как мультивселенная сошла с ума в экшне «Всё везде и сразу»
Мишель Йео предстала в своей лучшей роли в новом фильме Квана и Шайнерта
«Солярис» Андрея Тарковского: космический стыд
Вероника Хлебникова рассказывает про фильм Тарковского
Фильм «Сядь за руль моей машины»: гадание по пьесе Чехова «Дядя Ваня»
Анастасия Сенченко рассказывает о картине, которую вам необходимо посмотреть
Также рекомендуем
«Русский Репортаж»Не без приключений до российского проката добралась «Память», обладатель приза жюри Каннского фестивал...
С 20 мая в российский прокат выходит картина «Конец фильма» режиссёра Владимира Котта. Это история «кино про кино», кото...
К середине марта в прокат постепенно возвращаются блокбастеры. Среди них — новая лента режиссёра Ильи Найшуллера «Никто»...
В российский прокат вышла картина «Мейнстрим» Джии Копполы. История про изнанку видеоблогинга и популя...
«Память» Апичатпона Вирасетакула: тайна взрывающейся головы
«Русский Репортаж»Не без приключений до российского проката добралась «Память», обладатель приза жюри Каннского фестиваля — 2021. Чтобы причислить картину к с...
Режиссёр ленты «Конец фильма» Владимир Котт: «Многие зависят от кино как от наркотика»
С 20 мая в российский прокат выходит картина «Конец фильма» режиссёра Владимира Котта. Это история «кино про кино», которая рассказывает о горькой судьбе пост...
Премьера фильма «Никто» Ильи Найшуллера: особый метод Хитча
К середине марта в прокат постепенно возвращаются блокбастеры. Среди них — новая лента режиссёра Ильи Найшуллера «Никто». Тимур Алиев — о русской мафии в филь...
«Мейнстрим» Джии Копполы: видеоблогинг и танцы на битом стекле современности
В российский прокат вышла картина «Мейнстрим» Джии Копполы. История про изнанку видеоблогинга и популярность в интернете. По мнени...

Последние новости

Второму сезону сериала «Медленные лошади» назначили дату выхода
Гэри Олдман вернётся к своим опальным лошадкам в декабре.
Дэнни Бойл сделает из «Матрицы» иммерсивное шоу с танцами
Постановку представят на открытии арт-пространства в Манчестере.
Джесси Бакли и Оливия Колман вновь работают вместе после «Незнакомой дочери»
Они сыграют в комедийном детективе о непристойных письмах.
Сериал «1703» вышел в Okko: новый тизер
В главных ролях — Гоша Куценко и Кузьма Сапрыкин.
Кирилл Серебренников стал режиссёром года по версии журнала Opernwelt
Это престижное немецкое издание об опере и балете.
В октябре выйдет доксериал «Дедлайн», разрушающий стереотипы о старости
Премьера состоится в Международный день пожилых людей — 1 октября.