Портрет художника в юности: «Рука бога» Паоло Соррентино

рука бога
Netflix

Паоло Соррентино снял один из лучших фильмов года — о своём детстве в Неаполе, о приезде Диего Марадоны в местный футбольный клуб, о страшной утрате, о поиске себя. «Руку бога» уже можно посмотреть на Netflix. Максим Ершов советует ни в коем случае не пропускать картину как поклонникам Соррентино, так и тем, кого не радовал излишний декор, яркие краски и экстравагантные персонажи в работах Соррентино.

Неаполь, середина 1980-х. Кажется, здесь всегда лето и солнечная погода. Весь город стоит на ушах — ходят слухи о возможном переходе единственного и неповторимого Диего Армандо Марадоны из «Барселоны» в местный «Наполи». Аргентинец находится в самом расцвете сил, и «Рука бога» ещё не состоялась. Название фильму дал знаменитый гол, который Марадона забил в четвертьфинале чемпионата мира по футболу в ворота сборной Англии в 1986 году. В этом же матче случится и «Гол столетия» — аргентинец прошёл полполя, обведя игроков, в том числе вратаря, и забил уже в пустые ворота. В том году Аргентина стала чемпионом мира.

В нетерпении находится и многочисленная семья подростка Фабьетто Скизы (Филиппо Скотти). Парня окружают мудрый папа-банкир (Тони Сервилло), любящая приколы, но в то же время очень заботливая мама (Тереза Сапонанджело), мечтающий о большой актёрской карьере старший брат (Марлон Юбер), вечно сидящая в ванной комнате сестра, неприлично красивая тётя (Луиза Раньери), в которую Фабьетто влюблён… Параллельно и практически в форме анекдотов, но всегда с печальным концом развиваются сразу несколько сюжетов. Молодой человек знакомится с контрабандистом, теряет невинность, влюбляется в начинающую актрису и потому ходит посмотреть на неё в театр, катается на мопеде по ночному городу, играет в футбол на школьном дворе, ходит вместе со старшим братом на пробы к Федерико Феллини. В семье Скизы случается страшная трагедия, которую пережил и сам Соррентино, после неё главный герой сомневается, что когда-нибудь может быть счастлив. Футбол в его жизни замещает кино, Фабьетто решает стать режиссёром. А когда «Наполи» с Марадоной становится чемпионом Италии, у парня нет никаких особых эмоций, он выключает телевизор. Эта глава уже пройдена, детство кончилось.

Наверное, каждый большой режиссёр, обретя определённую славу и пройдя заметный творческий путь, задумывается о том, чтобы заглянуть в себя, снять кино о своём детстве. Работу над таким фильмом Паоло Соррентино начал в 50 лет, уже после победы на «Оскаре» и нескольких картин в конкурсе Канн. Итальянца по праву можно считать главным автором своего поколения и одним из самых интересных режиссёров сегодня. После кризисного «Лоро», чересчур китчевых и слишком узнаваемых «Молодого папы» и «Нового папы» Соррентино перезагружается, снимая, возможно, свой лучший фильм в карьере.

«Руку бога» ждали, и она не разочаровала. Её премьера состоялась в конкурсе Венеции. Можно в этом усмотреть провидение — главный современный итальянский режиссёр везёт свой самый личный фильм не в Канны, но, наверное, причина тому прозаичнее — Netflix и фестиваль на Лазурном берегу последние четыре года не дружат. Симптоматично, что стриминговый гигант не в первый раз даёт возможность высказываться авторам на самые сокровенные для них темы. Вспомним хотя бы «Рому» Альфонсо Куарона.

В Венеции «Рука бога» удостоилась особого приза жюри, а Филиппо Скотти получил премию Марчелло Мастроянни как лучший молодой актёр киносмотра. У фильма хорошие шансы на «Золотом глобусе» и «Оскаре». Наверняка награды на родине не станут для картины единственными громкими.

рука бога
Netflix

Итальянский режиссёр, как и Фабьетто, родился в Неаполе, остался сиротой в 16 лет, начал свой путь в кино со знакомства с Антонио Капуано (в 1998-м вышел его фильм «Пыль Неаполя», сценарий к нему написал дебютант Соррентино) и верит, что Марадона спас ему жизнь. Но деталей и персонажей в автобиографичной «Руке бога» столько, что трудно точно сказать, равен ли главный герой автору.

В кадре звучат имена Феллини, Дзеффирелли, Фабьетто попадает на съёмочную площадку очередной работы Капуано, семейство Скиза никак не может вместе посмотреть взятую в прокате кассету с «Однажды в Америке» — кино вроде бы незаметно, но разными путями проникает в ткань повествования, постепенно отодвигая на второй план самую популярную игру с мячом. Внимательный зритель едва ли удивится решению центрального персонажа стать кинорежиссёром. Мы о его новой и большой любви узнаём даже раньше него.

Панорамные планы, невероятной красоты пейзажи, сочетание забавных и грустных эпизодов (причём не всегда сразу понятно, в какой момент смех переходит в слёзы), снова Тони Сервилло в деле, внимание к человеческому телу (к его изъянам тоже), взгляд героев прямо в камеру в наиболее эмоциональные моменты — стиль Соррентино узнаваем, но это и немножко другой Соррентино. Никогда прежде он не обращался к фактам из своей биографии. «Руку бога» снял не постоянный оператор итальянца Лука Бигацци, а Дарья Д’Антонио, но от многих кадров, как и в случае «Молодости» или «Великой красоты», по-прежнему захватывает дух. Музыки в картине практически нет. Фабьетто постоянно ходит с кассетным плеером на поясе и наушниками на шее, но Соррентино обманывает ожидания и не встаёт на тропу Ксавье Долана, предлагая аудитории прослушать микс из любимых хитов его альтер эго. По меркам итальянца это даже аскетичный фильм, не традиционно помпезный, а потому более пронзительный. Автору прекрасно удаётся сплести в тесный клубок события исторического масштаба (как появление Марадоны в Неаполе) и глубоко личные для Фабьетто. Все они неразрывно связаны между собой.

Итальянский режиссёр написал любовное письмо и своим маме с папой, и детству, и родному Неаполю, и кино. Ведь, как говорил Феллини, которого цитирует Соррентино, задача этого вида искусства — отвлекать от реальности. Вот только в какой-то момент биография и твоя собственная история настигают тебя (уже парадокс). Тогда не остаётся никакого другого выбора — нужно снимать «Руку бога», роман взросления о том, как невероятные, но действительно случившиеся обстоятельства привели тебя в кино. Никто другой о них не расскажет.

Читайте также
Рецензии Фильм «Человек-паук: Нет пути домой»: как здорово, что все мы собрались
Сергей Сергиенко рассказывает о мечтах, которым иногда лучше оставаться мечтами.
Рецензии Лето одного года: «Остров Бергмана» Мии Хансен-Лёв
Ксения Ильина рассказывает про фильм «Остров Бергмана», который, в свою очередь, по...
Рецензии Сериал «И просто так»: жизнь после «Секса в большом городе»
Стоит ли новое шоу просмотра, рассуждает Татьяна Алёшичева
Рецензии Фильм «Спенсер»: кошмар перед Рождеством принцессы Дианы
Вероника Хлебникова рассказывает о фильме «Спенсер» про принцессу Диану с Кристен Стюарт...
Рецензии «Вестсайдская история» Спилберга: выверенная и отрепетированная история любви
Новая версия классического мюзикла 60-х, который закрепился в генетическом коде аме...
Рецензии «Дом Gucci» Ридли Скотта: в поисках утраченного имени
О новом фильме мэтра кино и лучшей роли Леди Гаги.
Также рекомендуем
Наш еженедельный дайджест интересных новостей из иностранной (к)инопрессы следует заданному расписанию. ...
На платформе Netflix состоялась премьера картины «Кислород» Александра Ажа, режиссёра, которого зритель знает по&nb...
Вероника Хлебникова рассказывает о фильме «Спенсер» про принцессу Диану с Кристен Стюарт в главной роли
После премьеры на Beat Film Festival 6 августа A-one выпускают в российский прокат  философское виде...
Подборки
Обзор (к)инопрессы #43
Наш еженедельный дайджест интересных новостей из иностранной (к)ино...
Рецензии
На последнем дыхании: «камерный» триллер «Кислород» на Netflix
На платформе Netflix состоялась премьера картины «Кислород» Александра Ажа, ре...
Рецензии
Фильм «Спенсер»: кошмар перед Рождеством принцессы Дианы
Вероника Хлебникова рассказывает о фильме «Спенсер» про принцессу Диану с Кристен Стюарт в главной роли
Рецензии
Картина «Последние и первые люди»: послание из будущего
После премьеры на Beat Film Festival 6 августа A-one выпускают в рос...