«Предатель»: эталонная гангстерская драма от классика европейского кино

Все говорят об «Ирландце» Мартина Скорсезе, но в 2019-м был снят как минимум один гангстерский фильм, способный побороться за статус главной «мафиозной» картины года. В прокате — «Предатель» итальянского классика Марко Беллоккьо. Зинаида Пронченко рассказывает подробнее.

У всего есть начало, у всего есть конец. Только мафия бессмертна. Так, без сомнения, полагал «варвар» Тото Рино из семьи Корлеоне или приверженец вечных ценностей Пиппо Кало из старой Коза Ностра, а Томмазо Бушетта, будучи простым «солдатом», вряд ли задумывался о происхождении мира. Его жизнь состояла из контрабанды сигарет и из женщин, конечно. Ну, может, ещё из белоснежных приталенных костюмов, в которых он был неотразим и укладывал синьорин в постель уже на первом свидании. Хотя неизвестно, Armani или Beretta обладали большей харизмой.

Ничто не угрожало этой многолетней агенде — от портного к оружейных дел мастеру, пройду по виа Данте, сверну на виа Ноче — кроме жадности некоторых боссов, замахнувшихся к началу 1980-х годов на наркотик потяжелее никотина. И вот Бушетта, никогда не задававший вопросов — ни себе, ни звёздному небу, вдруг оказался сильно южнее Палермо, в Рио, даром что белые штаны из тончайшего итальянского льна там очень к месту. И пока он любовался пляжами Копакабаны тёплыми тропическими вечерами, пока поднимал бокалы веселья под ритмы босса-новы, на малой родине грохотали «пушки» и красная-красная кровь заливали ступени Мартораны или «Астории», орошала лобовое стекло бесчисленных мерседесов классической модели W-123, наконец, стекала густыми каплями по стенам легендарной фокаччерии «Сан-Франческо». В том числе и кровь сыновей Бушетты. Ибо у всего есть конец, особенно у человека.

Кадр из фильма «Предатель», реж. М. Беллоккьо, 2019 г.

40 лет спустя, в 2019-м, великий Марко Белоккьо вернулся жечь своим беспристрастным рассказом о процессе «макси» сердца людей. Читай жертв. Ведь у мафии конечности длиннее, чем у спрута, она многоголова, как гидра, и принимает любые обличья, приспосабливаясь к каждой новой эпохе, будь то хмельная дискотека восьмидесятых или похмельное афтепати десятых. Сегодня Италия, да чего уж там, вся наша многострадальная планета как никогда прежде нуждается в политическом кино. Том самом, что протягивает зрителю руку помощи с экрана, погружая перст прямиком в глубокую рану. Если не благословляя на геройство, сопоставимое с отвагой судьи Джованни Фальконе, заплатившего за истину собственной жизнью, то хотя бы напоминая: молчание не золото, а пепел, терпение не заслуга, а смертный грех.

Томмазо Бушетте тоже пришлось вернуться, хотя он и божился не оглядываться. Вида третьей супруги, болтающейся над Атлантикой буквально на волосок от гибели, ему хватило, чтобы сесть в самолёт Alitalia и через 12 часов забытья и моральных терзаний — между омертой и вендеттой — приземлиться в Фьюмичино, уже готовым вершить правосудие, точнее, быть оружием в его деснице.

Таким интерконтинентальным маршрутом «Предатель», стартовав от декораций мыльной оперы, достиг подмостков опера сериа. Судебные слушания открылись впечатляющей сценографией: словно на арене театра Марцелла Бушетта невозмутимо восседал в стеклянном пуленепробиваемом боксе, а в клетках по периметру рвали и метали, бесновались, как дикие звери, бывшие соратники. Кто с сигарой во рту, а кто с нитками, стягивающими пасть — протоакционизм слову-воробью помеха. Разворачивался мифологический сюжет с чётким распределением музыки и действия, преобладали речитативы и виртуозные арии солистов, соревновавшихся в мастерстве вокализации. Летели головы, свистели пули, хрустели банкноты, скрипели тормоза, и лишь героин сыпался бесшумно, как и полагается смерти, она — главный предатель. И всё это вербатимом, ретроспективно. Пароли, явки, номера счетов и автомобилей, квартир и калибров. Множество цифр, ещё больше бездыханных тел на счётчике.

После таких исповедей не живут, даже в программе защиты свидетелей. Даже в далёком заснеженном Нью-Йорке всегда, всегда, всегда держи руку на курке личного АК, будь готов спустить его плавно, но решительно. Даже во сне, что зовётся вечным.

Читайте также
Рецензии Тает в руках и во рту: «Матиас и Максим» Ксавье Долана
В российском прокате — восьмой фильм тридцатилетнего канадца Ксавье Долана, рифмующийся своим названием со знаменитым брендом шоколадных конфет...
Рецензии Модный приговор: в чём проблема новых «Ангелов Чарли»
Анастасия Сенченко посмотрела главный феминистский экшн этой осени, обновлённых «Ангелов Чарли» за авторством актрисы и режиссёра Элизабет Бэнкс, и&...
Рецензии Плата за «Грех»: в прокате фильм Кончаловского про Микеланджело
Гордей Петрик посмотрел амбициозный апокриф режиссёра Андрея Кончаловского и продюсера Алишера Усманова и задумался о том, как изменилась жизнь...
Рецензии Старая волна: в прокате «Француз» Андрея Смирнова
В неожиданно широкий прокат выходит первый за восемь лет (и второй за без малого 40) фильм Андрея Смирнова «Француз» — как говор...
Рецензии «Марианна и Леонард: Слова любви»: гений прелюбодействует
В скромном но оттого ещё более ценном прокате — «Марианна и Леонард: Слова любви», документальный фильм о Леонарде Коэне и Марианне Илен — музе поэ...
Рецензии Raving Riot: миллионы нот не могут ошибаться
В ограниченном российском прокате — документальный Raving Riot («Рейв у парламента»), посвящённый прошлогодним техно-протестам в&nbs...
Также рекомендуем
Светлая грусть, средний возраст, седой Билл Мюррей, трудности брака, подозрения и «бытовой шпионаж»: на серви...
Продолжаем читать иностранных коллег. В этот раз снова материал-весточка из Венеции. Даша Видре перевела статью о польск...
Компания «Парадиз» выпустила в широкий прокат картину «Падение» — полнометражный дебют Вигго Мортенсена, известного широ...
В разгаре Венецианский кинофестиваль. Российские критики уже приметили для себя фильмы, которые неплохо было бы видеть в...
Рецензии
Где-то между трудностями перевода: «Последняя капля» Софии Копполы 
Светлая грусть, средний возраст, седой Билл Мюррей, трудности брака, под...
Рецензии
«Штат москитов»: финансовый брокер отдаёт себя на съедение комарам
Продолжаем читать иностранных коллег. В этот раз снова материал-весточка из Венеции...
Рецензии
Картина «Падение»: где был Гондор, когда Вестфолд пал? 
Компания «Парадиз» выпустила в широкий прокат картину «Падение» — полнометражный де...
Рецензии
«Мейнстрим»: Эндрю Гарфилд в сатирическом фильме Джиа Копполы
В разгаре Венецианский кинофестиваль. Российские критики уже приметили для себя фил...

Последние новости

Новости Джон Хэмм присоединился к касту сериала «Утреннее шоу»
Третий сезон проекта находится в работе.
Опрос Рэйф Файнс готовит поистине незабываемое блюдо в трейлере «Меню»
Фильм с участием Ани Тейлор-Джой и Николаса Холта выйдет в ноябре.
Новости Идрис Эльба хотел бы сразиться с Суперменом в образе Бладспорта
Идея, кстати, вполне себе соответствует канону.
Новости Paramout показала удалённую сцену из «Соника 2 в кино» с Джимом Керри
В ней Роботник познаёт «коварство» Пентагона.
Новости В спин-оффе «Ходячих мертвецов» Дэрил будет биться с зомби во Франции
Сериал с участием Нормана Ридуса выйдет в 2023 году.
Новости Эдгар Райт уверен, что Обри Плаза должна сыграть Лару Крофт
Режиссёр перепутал постер её нового фильма с постером «Расхитительницы гробниц».
Новости На Peacock выйдет мини-сериал «Друг семьи» о похищении Ян Броберг: фото
В проекте сыграли Анна Пэкуин, Маккенна Грейс, Джейк Лэси и Колин Хэнкс.