Премьера фильма «Хэппи-энд»: Старый Новый дед

Одним из первых кинотеатральных релизов в российском прокате станет лента «Хэппи-энд» режиссёра Евгения Шелякина, премьера которой состоялась в прошлом году на фестивале «Окно в Европу». Тимур Алиев пишет про драмеди нового времени и значимость кинолент этого жанра для индустрии.

Блеск и нищета «российской комедии»


Российская комедия — как много у русского зрителя сомнений возникает, когда он слышит эти слова. В 2020 году мы всё чаще отодвигаем за невидимую ширму всё советское (да простят нас Гайдай и Данелия). Посему, произнося вслух «российская комедия», обычно вспоминают творения Жоры Крыжовникова. И это в лучшем случае; недаром десятки сценаристов, представляя свои проекты на всевозможных питчингах, уже многие годы называют «Горько!» среди основных референсов. Пожалуй, две фамилии, ассоциирующиеся с российскими комедиями, за которые, как говорят в народе, «не стыдно», звучат реже остальных: Роман Каримов и Евгений Шелякин. Есть в этом некоторая вселенская несправедливость, которую легко вынести за скобки, напомнив, что кино — «самое дорогое из искусств», а прокат — это для многих в первую очередь бизнес, а не «дело для души». Каримов, режиссёр вневременного хита «Неадекватные люди», который и спустя десять лет, пожалуй, лучше всех препарирует дисфункциональные отношения между мужчиной и женщиной, готовит сиквел этой истории. Режиссёр Шелякин же, доказавший шесть лет назад в дебюте «Ч/Б», что можно остро шутить и на тему межнационального конфликта, в последние годы пытается рассказывать о возрастных представителях нашего общества, которые нуждаются в социальной коммуникации гораздо больше остальных.

«В поисках себя найдёшь счастье»


Главный герой его последней работы «Хэппи-энд» (некогда «Сенафон» и «Как новый»; названия лента меняла несколько раз со времён премьеры в Выборге) — одинокий, потерянный старик, очнувшийся на пляже в Таиланде без денег, документов и памяти. Играет его Михаил Гомиашвили — грузинский актёр, отметившийся ролями в «Заложниках» Резо Гигинеишвили и политической сатире Мохсена Махмальбафа «Президент». Пытаясь разобраться, кто есть кто и как выпутаться из текущих обстоятельств, персонаж Гомиашвили оказывается в полицейском участке. Вместо тюрьмы герою предлагают общественные работы в местном отеле, владелицей которого оказывается россиянка Ирина (Евгения Дмитриева). Герой соглашается; так начинается его персональное путешествие в глубины собственного Я, на фоне которого неожиданно появляется сын старика (Владимир Мишуков), искавший его уже некоторое время. «В поисках себя найдёшь счастье», — гласит слоган «Хэппи-энда», удивительно точно характеризуя сюжет этой комедии с элементами драмы. Шелякин продолжает линию, начатую им в предыдущей картине «Вечная жизнь Александра Христофорова». Как и в случае героя Алексея Гуськова, режиссёра интересует самоидентификация героя 60+, так редко появляющегося в российском кино в главных ролях. Как правило, таких персонажей можно встретить в виде мудрых старцев, дающих наставление, или не вполне адекватных, выживших из ума родственников, мучающих всех остальных. В «Хэппи-энде» же герой Гомиашвили проходит своего рода трансцендентный опыт перерождения.

Фильм-сокровище


При этом «чистой» комедией новую работу Шелякина назвать нельзя. От сражений с местной мафией до задушевных разговоров с неожиданно появляющимся сыном, от накала страстей с Ириной до печальных флешбэков, раскрывающих отношения персонажа с погибшей женой, — где бы ни появлялся наш герой, юмористические зарисовки идут нога в ногу с драматическим подтекстом, расшифровать который получается далеко не сразу. Одна из важнейших тем, которую раскрывает Шелякин в «Хэппи-энде», — невозможность уничтожить связь с родными людьми. Как бы ни казалось большую часть ленты, что персонаж Гомиашвили хочет разрушить семейные узы, довольно быстро режиссёр напоминает нам прописную истину — что бы ни происходило, родной человек останется родным. Хочется верить, что фильмы вроде «Хэппи-энда» не останутся на обочине как кинопроката, только-только выходящего из коронавирусной спячки, так и истории российского кино, имеющей свойство терять подобные сокровища в бурном «океане» фестивальных и коммерческих релизов.

Кому смотреть: поклонникам драмеди и фильмов «Карп отмороженный», «Ван Гоги», «Жили-были»

Кому смотреть не стоит: тем, кто ищет всего лишь фильм для релаксации, чтобы отвлечься от житейских забот

Читайте также
Рецензии «О дивный новый мир» для миллениалов: каким получился сериал по книге Олдоса Хаксли
На стриминговом сервисе Peacock (в России — в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск HD») вышла экранизация знаменитой антиутопии Олдоса Хаксли...
Рецензии Фильм «Солнце в ночи»: ожившие полотна на фоне северных пейзажей
Пока индустрия осторожно готовится к возвращению проката, в онлайне состоялась премьера американо-норвежской картины «Солнце в ночи» — неп...
Рецензии «Здравствуй, мир» и до свидания: чем разочаровывает аниме Томохико Ито
Состоялась цифровая премьера аниме «Здравствуй, мир» Томохико Ито. История про вечную ностальгию по временам, когда трава была зеленее, город — лучше, мы...
Рецензии «Нимани»: сербский сай-фай и футуристические размышления о желаниях
Только вчитайтесь в эти строки: сербский сай-фай с порноактрисой («Стоя», Джессика Стоядинович) в главной роли. В онлайн-кинотеатр...
Рецензии «Их было 10»: детективное реалити-шоу Агаты Кристи
На видеосервисе Wink уже можно посмотреть сериал «Их было десять» — французскую адаптацию самого продаваемого в мире романа Агаты Кристи «...
Рецензии «Сандерленд до гроба»: история великого провала
«Историю пишут победители» — может, поэтому «правильная» документалистика, а вслед за ней и игровое кино, сплошь фиксирует успехи. Однако драматургия провала ...
Также рекомендуем
Анна Закревская о новой, на этот раз в сеттинге средневековой Англии, картине режиссёра «Истории призрака»
Режиссёр Григорий Константинопольский занялся осовремениванием классики. Его киновариация пьесы «Гроза» спустя год после...
Итоги 69-й церемониивручения премии «Эмми» за достижения в области телевидения.Лучший актёр второго плана в драматическо...
Конденсационный след фестиваля «Зеркало». Ещё один любопытный фильм, о котором мы не рассказали, а т...
Рецензии
«Легенда о Зелёном Рыцаре»: идущий к смерти приветствует тебя
Анна Закревская о новой, на этот раз в сеттинге средневековой Англии, картине режиссёра «Истории призрака»
Рецензии
«Гроза»: покорство, отрицание и пропасть
Режиссёр Григорий Константинопольский занялся осовремениванием классики. Его кинова...
Статьи
«Большая маленькая ложь», «Рассказ служанки» и «Чёрное зеркало» победили на «Эмми»
Итоги 69-й церемониивручения премии «Эмми» за достижения в области телевидения.Лучш...
Рецензии
Мне не больно: «Конец сезона» Эльмара Иманова
Конденсационный след фестиваля «Зеркало». Ещё один любопытный фильм, о котором...