«Приди ко мне»: спасите несчастных овечек!

Малгожата Шумовска, автор прекрасного фильма «Лицо», по мнению Натальи Серебряковой, сняла не совсем удачный фем-хоррор «Приди ко мне». Разбираемся, почему фильм смотреть утомительно, а животных в этой картине жалеешь больше, чем людей.


Юная девушка Села (Раффи Кэссиди из «Vox Lux») живёт в лесу в большой компании женщин и одного мужчины, Пастыря (Михиль Хаусман), который ими всеми руководит. Женщины постарше носят красное и являются жёнами, девушки в синем являются дочерьми. Когда у девушек начинается первая менструация (тут её называют «крови»), они тоже становятся жёнами. У Селы «крови» вот-вот начнутся. Пастырь засматривается на Селу, вспоминая о её матери, умершей от загадочной инфекции. Лесной пейзаж разбавляет стадо овец и баранов, которых время от времени приносят в жертву, а также инсталляция из белых ниток — квадрат в духе совриска. Однажды ночью приезжает полиция и советует секте убраться из этих мест. Так начинается путешествие, в течение которого в характере и поведении Селы начнутся необратимые изменения.

Автор польского хита (гран-при Берлинского кинофестиваля) «Лицо» Шумовска на этот раз экспериментирует. Предыдущие её работы были социальными драмами, пронизанными сатирой на польское общество и католическую церковь. Новый же фильм — упражнение в жанре, к тому же впервые исполненное на английском языке (который тут прост до примитивности, но этого, наверное, требует история). В своём последнем интервью для «Кино ТВ» Шумовска говорит, что для современной женщины естественно быть феминисткой; и «Приди ко мне» — это яркая критика патриархального уклада, но в его радикальном, так сказать, изводе. Только ленивый не будет сравнивать картину с «Солнцестоянием» Ари Астера. Если копнуть глубже, тут и «Плетёный человек» Робина Харди (1973), и «Пикник у Висячей скалы» Питера Уира (1975), и вообще любой фильм про изолированное сообщество, затерявшееся где-то на лоне природы. Сюжет же развивается примерно в наши дни или где-то в 80-е, судя по костюму Барби, символически выставленной в окне сектантского жилища.


Вообще символики и метафор в фильме хоть отбавляй. Если в кадре ничего не происходит, то мы в нём обязательно видим трогательного барана или овечку. Пастырь и сам называет своих прихожанок «стадо». Раз пять за фильм Шумовска делает крупный наезд на лицо Пастыря, который плотоядно что-то жуёт в расфокусе, и этот несомненно красивый длинноволосый мужчина похож, конечно же, на Христа. В начале есть момент, цитирующий «Тайную вечерю». Менструация, которой все так ждут, тут показана всеми мыслимыми и немыслимыми способами — от пятен на рубашке до кровавых полос на лице девушек. Отдельно от всех живёт коротко стриженная блондинка, «никудышная» жена, которую выгнали. К ней на высылки отправляют девушек с критическими днями, как нечистых. Первым делом возникает вопрос: что делают в этом женском спартанском обществе с новорождёнными мальчиками? Ответ не заставит себя ждать. Инцеста как такового в кадре нет, но он подразумевается примерно на седьмой минуте.


С феминистской частью тоже всё в порядке. Удивительно, как режиссёрки, снимающие сейчас на эту тему, находят универсальные слова, чтобы обозначить отношения с мужчинами. В фильме есть момент, когда «никудышная» жена объясняет Селе: «Поначалу Пастырь тебя как будто озаряет солнцем». Это точь-в-точь то, что мы слышим в актуальном фем-сериале от HBO «Бетти», когда речь идёт о влюблённости в парня. Что и говорить, природа сексуального влечения не меняется тысячелетиями, и это мощные, по сути, шекспировские коды. Но «Приди ко мне» как феминистскому арт-высказыванию, конечно же, далеко до фильмов Маргерит Дюрас, которые тонко и изящно говорят, прежде всего, о психологии, но не о физиологии. У Шумовской же во главу угла поставлен менструальный цикл. Что и сказать, не о таком пособии по половому воспитанию мечтала Симона де Бовуар.
Полноценным хоррором «Приди ко мне» назвать всё же можно с натяжкой. То ночью режут баранчика, то Селе снится сон, в котором она тонет в белых одеждах, то Пастырь многозначительно засовывает два пальца в рот послушнице. Вот и вся готика. В фильме, правда, есть весьма удачная линия, где Села как будто «подхватывает вирус» от цивилизации, зайдя в заброшенный дом, в котором есть телевизор, картина, кукла. После этого она воображает себя на заднем сиденье авто с папой и мамой. Тут напрашивается аналогия с фильмом американки Дебры Граник «Не оставляй следов», в котором дочь покинула отца-бродягу, захотев нормальной жизни.

Вообще же повествование не всегда идёт ровно, впадая иногда в совсем уж смехотворную пародию. Когда, например, дочери и жёны несут Пастыря на руках под романтическую песню Kills «The Last Goodbye». И, конечно же, печально смотреть в глаза грустным овцам, которых почему-то жальче, чем всех героинь, вместе взятых.

Читайте также
Рецензии «Художник и вор»: взгляните на... шрамы
В Сети доступна для просмотра документальная лента «Художник и вор» Бенджамина Ри. Это рассказ о, казалось бы, невозможном творческом союз...
Рецензии Лучшие рецензии всех времён: «Подмена» Клинта Иствуда
Мы продолжаем восхищаться Клинтом Иствудом. Даша Видре поздравляет юбиляра и переводит статью The Guardian от 2 ноября 2008 года. В ней Иствуд рассказывает пр...
Рецензии «Premature»: песнь невинности, недопонимания, взросления и опыта
Состоялся цифровой релиз картины «Premature» Рашаада Эрнесто Грина. Лента о неминуемом взрослении, трепетной любви и поисках себя через творчество&n...
Рецензии Сериал «Сквозь снег»: этот поезд в огне
Сериал «Сквозь снег» Джоша Фридмена («Война миров», «Терминатор: Тёмные судьбы») и Грэма Мэнсона («Куб», «Тёмное дитя») с 25 числа стартовал на...
Рецензии Море, рейвы и одна смерть: каким получился сериал «Белые линии»
На Netflix вышел сериал «Белые линии», который вы могли и не заметить. Ксения Ильина рассказывает, чем может понравиться история про рассл...
Рецензии «Сияние» как пандемия: 40 лет фильму Стэнли Кубрика
23 мая 1980 года Стэнли Кубрик явил зрителям «Сияние» — экранизацию романа Стивена Кинга. И мир изменился навсегда. Это не просто пафосная...
Также рекомендуем
17 августа 1990 года, когда картина Дэвида Линча «Дикие сердцем» уже получила «Золотую пальмовую ветвь», Роджер Эберт вы...
1 октября на российских видеосервисах (ОККО, Мегафон ТВ, IVI и Wink) и youtube-канале «Русский Репортаж онлайн» состояла...
В российский прокат вышел ребут (он же сиквел) «Охотников за привидениями», снятый сыном режиссёра оригинала Джейсоном Р...
10 июля 2005 года состоялась мировая премьера одного из самых успешных фильмов Тима Бёртона — «Чарли и&nb...
Рецензии
Лучшие рецензии всех времён: Роджер Эберт ругает Дэвида Линча
17 августа 1990 года, когда картина Дэвида Линча «Дикие сердцем» уже получила «Золо...
Интервью
Режиссёр Денис Крючков: «Что важнее — корень или плод?»
1 октября на российских видеосервисах (ОККО, Мегафон ТВ, IVI и Wink) и youtube-кана...
Рецензии
​​«Охотники за привидениями: Наследники»: сядь за руль моей машины
В российский прокат вышел ребут (он же сиквел) «Охотников за привидениями», снятый ...
Статьи
«Вилли Вонка — всем кондитерам пример»: картине Тима Бёртона 15 лет!
10 июля 2005 года состоялась мировая премьера одного из самых успешных фи...

Последние новости

Новости Warner Bros. выпустили синопсис приквела «Безумного Макса» про Фуриосу
Судя по всему, в фильме появится молодой Несмертный Джо.
Новости Рэйн Уилсон предположил, что делал бы Дуайт Шрут после «Офиса»
Персонаж разрывался бы между зомби-апокалипсисом и развитием бизнеса.
Новости Композитор «Списка Шиндлера» Джон Уильямс планирует уйти из кино
По его словам, Харрисон Форд тоже подумывает о завершении карьеры.
Опрос Тест "Угадай фильм по одному предложению"
Насколько хорошо вы знаете сюжеты культовых лент? Ваша задача — угадать, о каком фильме или сериале идёт речь, буквально по одному предложению. Справитесь? Ср...
Новости Брайан Фуллер поддержал петицию за продолжение сериала «Ганнибал»
Поклонники не могут смириться с отсутствием достойного финала для любимых героев.
Новости A24 и HBO Max готовят комедийный сериал «Церковные девушки»
Он основан на жизни комедиантки Меган Сталтер.
Рецензии «Межсезонье» Александра Ханта: «Ты ничего не изменишь, делай как все»
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
Новости Команда Тайки Вайтити украла реквизит со съёмок «Хоббита»
Художник-постановщик «Реальных упырей» в своё время проявил недюжинную смекалку.