Примат «Формы». Зинаида Пронченко ругает фильм Гильермо дель Торо

В российский прокат вышел фильм «Форма воды» — триумфатор Венецианского кинофестиваля и фаворит «Оскара». Зинаида Пронченко — одна из немногих кинокритиков, кому лента не понравилась. Впрочем, если вам по душе хвалебные рецензии без словосочетаний «вирильные вивисекторы», то у нас есть и такая.

Все критики носятся с «Формой воды», как будто на пожаре, чего только не пишут: новый фильм Гильермо дель Торо — ода любви, гендерному паритету, наконец, изобретательный оммаж старым добрым временам, однако грустная правда заключается в том, что, как и большинство режиссёров-имажинистов, автор «Хеллбоя» и «Лабиринта фавна» превратился с годами в декоратора, которому антураж важнее смыслов. Этой скользкой дорожкой уже проследовали и Тим Бёртон, и Мишель Гондри, и Жан-Пьер Жене, чей скелет стучится, кстати, в «Форме воды» из каждого шкафа.

Недавно мир отмечал двадцатилетие «Титаника», как бы фантастично это не звучало, блокбастер Джеймса Кэмерона — главный референс «Формы воды». Как выглядит сегодня метящая на многочисленные статуэтки Академии сказка о true love? Совершенно точно, значительно хуже. Лаконичная мелодрама Кэмерона, полная апофатического восторга перед стихией, в версии дель Торо обросла стилистическими экивоками, поп-антропологическими выкладками и контрреволюционной идеологией в её худшем изводе — креационизме.

Параллелей с историей Джека и Роуз пруд пруди. С поправкой на ценности развитой демократии. Вместо айсберга любовникам мешают воссоединиться цепные псы холодной войны, классовое неравенство заменено видовым, у Кэмерона старый мир в лице музыкантов «венского оркестра» смывает девятый вал, у дель Торо олдскульный кинотеатр затопит забывшая закрутить краны женщина с особенностями в развитии. Момент оргазма также рифмуется с градусом напора — в «Титанике» — паровой машины, в «Форме воды» — центрального водоснабжения. Наконец, арт-линия, возмутительные в своей китчевости рисунки опять в кадре. Но если Джек бесстыдно воспроизводил на ватмане full frontal пышнотелой Роуз, тем самым как бы намекая зрителю на пришествие модернизма в искусстве, который цензуры не ведает, то герой Ричарда Дженкинса, стареющий одинокий гомосексуалист, ограничивается сообразно нынешним нравам — пуританским наброском затылка Салли Хокинс, никакой объективации, побойтесь профсоюза неосуфражисток.


Вообще, удивительно, конечно, насколько «Форма воды» полна логических нестыковок. Ностальгия по всему, что рекой времени унесло, противоречит феминистскому задору. О чём скучаем в асептическом 2018-м — о патриархате или о песенках французского варьете, полных сексистских коннотаций, из которых состоит навязчивый саундтрек? Боремся за равноправие полов, а откуда тогда спекулятивная рекурсия — имманентная виктимность женского рода у дель Торо ещё и отягощена врождённой инвалидностью (главная героиня глухонемая) и генетической мутацией (она же русалка)? Из лап цисгендерных белых мужчин, проклятых индустрией навеки, её вырывает подводное чудище, само жертва вирильных вивисекторов.

Кстати, в послужившей источником вдохновения для дель Торо «Твари из чёрной лагуны» девушку как раз от чудища спасал храбрый белый доктор мачистских наклонностей. Нисколько не похожее на Ихтиандра существо, зато страдающее эдиповым комплексом, вожделеет Хокинс, выкормившую его куриными яйцами, сваренными вкрутую. Но такой инцест не противоречит актуальным нормам сексуальности (поди не Вуди Аллен, женившийся на приёмной дочери). Более того, дель Торо в «Форме воды» утверждает новую ролевую модель в отношениях полов — сначала договоримся, кто из нас большая жертва, а затем уже сольёмся в экстазе.

Эта политкорректная неразбериха обрамлена в «Форме воды» ретро багетом. Шляпы, плащи, дайнеры и черничные пироги, сплошной мюзикл на малом экране, триумф бессознательного — тоска по прекрасному далёко, канувшее детство режиссёра. Так выглядела реклама крайслера «Империал» 1962 года (время действия «Формы воды») — мама красивая, папа работает, запаркованный перед идеально подстриженной лужайкой хромированный монстр — предмет вожделения героя Майкла Шеннона в фильме. Эту идиллию дель Торо приносит в жертву ради торжества справедливости. Раскуроченный автомобиль, единственный почти антропоморфный персонаж, по которому не грех и пролить слезу под конец картины. Ну, а чего ещё ждать от певца ДПИ дель Торо? В общем, раньше было хорошо, теперь правильно.

Читайте также
Рецензии «Птица» нового мира. Почему все в восторге от Греты Гервиг?
Зинаида Пронченко анализирует самый громкий режиссёрский дебют года — фильм «Леди Бёрд» любимой актрисы Ноа Баумбаха Греты Гервиг. Камерная инди-драма со...
Рецензии Игрушки для взрослых: в прокат выходит «Джуманджи: Зов джунглей»
21 декабря на экраны выходит продолжение легендарной сказки «Джуманджи». Михаил Архаров разбирается, в чём состоял феномен первой части, и ...
Рецензии «Вечеринка» худших друзей
Обязательная к прочтению рецензия Зинаиды Пронченко о необязательном к просмотру фильме Салли Поттер.Новый фильм Салли Поттер «Вечеринка», види...
Рецензии «Последние джедаи» — всё только начинается. Рецензия на новые «Звёздные войны»
Максим Заговора о восьмом эпизоде главной космической оперы, которая рискует стать началом нового культа.Итак, прошёл год, и мы застаём новых г...
Рецензии «Софичка» — новый фильм мастерской Александра Сокурова
Мария Кувшинова посмотрела «Софичку» — картину выпускницы кавказской мастерской Александра Сокурова Киры Коваленко, сценарий к которой помогал писат...
Рецензии Дарёные Коэны — в прокате «Субурбикон» Джорджа Клуни
Мария Кувшинова — о новом фильме Джорджа Клуни «Субурбикон», выросшем из архивного сценария братьев Коэн1950-е, в благополучном белом приг...
Также рекомендуем
«Хронос»Визуальный язык этого сказочника трудно спутать с другими волшебными фильмами. И даже в тех картинах, где он выс...
Один из самых ожидаемых фильмов в программе Венецианского фестиваля в этом году — «Форма воды» фантазёра и сказочника Ги...
Кадр из фильма «Аллея кошмаров»В российском прокате самый, возможно, мрачный фильм мексиканского сказочника Гильерм...
Премьера «Лабиринта Фавна» с успехом прошла на Каннском кинофестивале в 2006 году. Впосле...
Подборки
Красота в фильмах Гильермо дель Торо
«Хронос»Визуальный язык этого сказочника трудно спутать с другими волшебными фильма...
Рецензии
«Форма воды» и формула любви: рецензия на новый фильм Дель Торо
Один из самых ожидаемых фильмов в программе Венецианского фестиваля в этом году — «...
Рецензии
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: месть самой жизни за нелюбовь к искусству
Кадр из фильма «Аллея кошмаров»В российском прокате самый, возможно, мрачный ф...
Спецпроект
Картина в картине: «Лабиринт Фавна» и картины Франcиско Гойи
Премьера «Лабиринта Фавна» с успехом прошла на Каннском кинофе...

Последние новости

Новости Канны-2022: появились отзывы на «Три тысячи лет желаний» Джорджа Миллера
Картину называют противоположностью «Безумного Макса: Дорога ярости».
Новости Марк Руффало и Тони Коллетт сыграют в новом фильме Пон Джун-хо
В касте экранизации «Микки-7» уже заявлен Роберт Паттинсон.
Новости Режиссёр фильма «Я, робот» снимет хоррор про доппельгангера
Съёмки пройдут с использованием уникальной виртуальной технологии.
Новости Энтони Хопкинс погрузится в психоанализ и сыграет Зигмунда Фрейда
Фильм расскажет о вымышленной встрече австрийца с писателем К. С. Льюисом.
Подборки Главные экранизации Стивена Кинга: от худшей к лучшей
В этом списке вы точно найдёте себе фильм на вечер.
Новости Тильда Суинтон пробуждает Идриса Эльбу в промо «Трёх тысяч лет желаний»
Премьера фильма состоится на Каннском кинофестивале.
Новости Даг Лайман экранизирует нон-фикшн «Восстань и убей первым»
В ней рассказано о борьбе «Моссада» с египетской ракетной программой.
Новости Сериал про Годзиллу снимет режиссёр супергероики «Ванда/Вижн»
По сюжету кайдзю и другие здоровяки сравняют Сан-Франциско с землёй.