«Прощание»: ещё один азиатский хит в русском прокате

Тимур Алиев рассказывает о трогательном и психоаналитичном «Прощании» Лулу Ванг, которое у нас рекламируют как салат из главных азиатских хитов последнего времени: «Паразитов», «Магазинных воришек» и «Безумно богатых азиатов».

Китаянка западных ценностей Билли (Аквафина, перекочевавшая в картину Лулу Ванг из «Восьми подруг Оушена» и «Безумно богатых азиатов») живёт в Бруклине и грезит стать известной писательницей. О своей жизни она регулярно докладывает бабушке Най Най, пока та проходит обследование в больнице. Они постоянно говорят друг другу по телефону: «Всё очень хорошо», — а мы, конечно, понимаем, что не всё и не очень. Билли только что отказали в стипендии, Най Най мучается от сильного кашля (на самом деле это рак четвёртой стадии).

Кадр из фильма «Прощание», реж. Л.Ванг, 2019 г.

Здесь все лгут, пускай и «во спасение». Младшая сестра Най Най скрывает от неё диагноз, называя метастазы на снимках «тенями». Семья не может приехать в гости к больной, «потому что странно», и сбор в бабушкином доме маскируют под свадьбу внука с девушкой, которая даже не знает китайский (на самом деле никакой свадьбы, конечно, нет). Поведение персонажей «Прощания» оправдано укладом жизни: китайцы считают, что люди умирают не столько от самого заболевания, сколько от страха и мыслей, связанных с ним. При этом выросшая на западе Билли, впитавшая в себя другую культуру, выступает своеобразным «голосом разума» — её приводит в ужас решение семьи лгать бабушке. В то же время мы становимся свидетелями противоречия: лгать про стипендию Билли, судя по всему, считает обыденностью, вынужденной мерой.

Азиаты сейчас, пожалуй, лучше всех в мире жонглируют жанрами, и здесь даже американская китаянка Лулу Ванг не исключение: она умело расставляет по ходу трагического в целом сюжета свои комедийные зарисовки, попутно превращая «Прощание» в непростой диалог о разнице культур. Родственники бабушки разъехались кто куда: одни давно живут в США, другие осели в Японии. Культурные различия будут всплывать то прямо, то косвенно. Кажется, будто Лулу Ванг использует свой фильм как сеанс психоанализа: вот здесь я встану на эту позицию и выскажусь в таком ключе, а в следующем эпизоде займу противоположную сторону.

Центром притяжения юмористических ситуаций становится, конечно, сама Най Най. Её харизма и бодрость духа ещё дадут фору многим молодым людям по обе стороны экрана. Ничто не ускользнёт от зоркого взора бабушки, несмотря на её возраст и недомогание: ни печальный взгляд сына, ни пьяные тосты на «свадьбе», ни форма пятой точки Билли, пусть та уже давно не маленькая девочка. Примечательно, что все замечания и укоры Най Най возникают, конечно, в первую очередь от большой любви к членам семьи. Невозможно не заметить особую химию в отношениях бабушки и Билли; Лулу Ванг то и дело заставляет зрителя проецировать происходящее на экране на собственную жизнь.

«Прощание» уходит от размышления о раке в сторону препарирования личностной самоидентификации. Лулу Ванг превращает историю Най Най в фон, выводя на первый план внутренние терзания самой Билли — не то китаянки, не то американки, не то европейки. Из скромного, не шекспировского монолога героини мы узнаём, что пока родственники крутятся вокруг умирающей бабушки, она сама мучается невозможностью определить, во-первых, кто она такая, во-вторых, что для неё важнее — Я-личность или Я-часть семьи, Я-субъект жизнедеятельности или Я-субъект культуры. Дихотомия Востока и Запада через призму юмористического флёра ведёт борьбу внутри одного человека.

Автор — Тимур Алиев
Поделиться
Читайте также
Рецензии «Дети моря»: великая психоаналитическая красота
С сегодняшнего дня в российском прокате (недолгом, впрочем) японский визионерский мультфильм Аюму Ватанабэ «Дети моря». Психоделический трип по ...
Рецензии Вечное возвращение: в прокате «Дождливый день в Нью-Йорке» Вуди Аллена
На российские экраны выходит залежавшийся на голливудских полках фильм Вуди Аллена с уже открестившимися от режиссёра Тимоти Шаламе и Эль Фаннинг в главных ро...
Рецензии С голубого ручейка: в прокате «Акварель» Виктора Косаковского
В непропорционально скромном относительно задумки авторов прокате — «Акварель» Виктора Косаковского. Один из самых эффектных документальных фил...
Рецензии «Джокер»: возвращение антигероя
Зинаида Пронченко о самой ажиотажной премьере 76-го Венецианского кинофестиваля и, похоже, главном фильме осени. В нелёгки...
Рецензии «К звёздам»: нелюбовь космических масштабов
Один из самых ожидаемых фильмов 76-го Венецианского кинофестиваля — «К звёздам» Джеймса Грэя с Брэдом Питтом в главной роли, да ещё и в роли продюсера. Сразу ...
Рецензии «Томмазо»: ода безудержному творцу
Новая картина Абеля Феррары «Томмазо» («Томас»), которую сам режиссёр представит на грядущем «Амфесте» в Москве и Санкт-Петербурге, детально ра...
Рецензии «Иванов»: лучший русский фильм непонятно какого года
Гордей Петрик рассказывает о любимом русском фильме всех отечественных синефилов, добравшемся до широкого экрана спустя полтора года после премьеры ...
Рецензии «Зеровилль»: Голливуд, я тебя люблю... я тебя тоже нет
Гордей Петрик о новом фильме Джеймса Франко, который все будут сравнивать с «Однажды... в Голливуде» Квентина Тарантино, а зря.Странного п...
Рецензии «Бунюэль в лабиринте черепах»: понятный язык сюрреализма
В ограниченном, но оттого еще более ценном прокате, анимационный байопик о Луисе Бунюле — одном из самых влиятельных и одновременно загадочных режиссёров ХХ в...
Рецензии «В ожидании варваров»: убедительная точка 76-го Венецианского кинофестиваля
Последним игровым фильмом в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля стала экранизация романа «В ожидании варваров» нобелевского лауреата из ЮАР Джона Ку...
Рецензии «Лус»: тёмная материя
На фестивале «Ревизия» в Санкт-Петербурге — российская премьера странного немецкого хоррора «Лус». Об эстетских ужасах и нестандартно...
Рецензии «Отец»: Мой сын, мой сын, что ты молчишь?
Болгарская драма «Отец», российская премьера которой состоялась на 9-м Cахалинском международном кинофестивале «Край света. Восток», завоевала приз зрите...
Также рекомендуем
От печали до радости: «Квадрат» и «Чердак-андеграунд»
В апреле в Москве пройдут премьеры двух отечественных документальных фильмов — «Квадрат» Анатолия Иванова (6 и...
Смотреть аниме: меха — приход боевых человекоподобных роботов
Сражения огромных роботов друг с другом или с не менее масштабными монстрами всегда привлекают внимание зрителей...
«Красота по-американски» и Эдвард Хоппер
Премьера фильма «Красота по-американски» состоялась более 20 лет назад, но картина ни на йоту не&nbs...
Карен Шахназаров: от «Курьера» к консервативным ценностям
26 марта «Курьер» Карена Шахназарова должен был выйти в повторный прокат, но все планы разрушил коронавирус. ...
Рецензии
От печали до радости: «Квадрат» и «Чердак-андеграунд»
В апреле в Москве пройдут премьеры двух отечественных документальных фильмов&n...
Спецпроект
Смотреть аниме: меха — приход боевых человекоподобных роботов
Сражения огромных роботов друг с другом или с не менее масштабными монстрам...
Статьи
«Красота по-американски» и Эдвард Хоппер
Премьера фильма «Красота по-американски» состоялась более 20 лет назад, но&nbs...
Статьи
Карен Шахназаров: от «Курьера» к консервативным ценностям
26 марта «Курьер» Карена Шахназарова должен был выйти в повторный прокат...