С голубого ручейка: в прокате «Акварель» Виктора Косаковского

В непропорционально скромном относительно задумки авторов прокате — «Акварель» Виктора Косаковского. Один из самых эффектных документальных фильмов декады, снятый с революционной частотой 96 кадров в секунду. Разочарованная Ксения Ильина рассказывает о картине подробнее.

Виктор Косаковский снимал «Акварель» на территории семи стран и успел запечатлеть обрывочные последствия нескольких природных катаклизмов — от буйства урагана «Ирма», прошедшего по Майами, до раньше срока тающих льдов Байкала, оставляющих под собой лихачей на джипах. Главный герой фильма Косаковского, впрочем, конечно, не люди, а сама вода — и лучше всего ему удались именно кадры стихии, без антропоморфных персонажей и с очень условной драматургией.

Роль драматурга режиссёр доверил воде, и использование нового технического метода — съёмки с частотой 96 кадров в секунду — должно было помочь ему справиться с этой отважной миссией. Но, увы, технические новшества ещё никогда не позволяли автоматически превратить кого-то (или что-то) в самостоятельного рассказчика, и в этом кроется корень проблемы «Акварели».

Кадр из фильма «Акварель», реж. В. Косаковский, 2018 г.

Конечно, на воду, безмятежно и страшно вздымающуюся метровыми волнами посреди Атлантического океана, тревожно смотреть. Мы и раньше знали, что существует огромное количество способов, которыми стихия может запросто разделаться с маленьким человеком, но «Акварель» эти способы демонстрирует, упиваясь. С другой стороны, схожие эмоции нам способны подарить и фильмы BBC, Discovery, National Geografic. Сравнения с английским научпопом лезут в голову все 90 минут ленты Косаковского. Вопреки народной мудрости, просто смотреть на воду — занятие утомительное. К тому же не очень ясно, почему, если воде, по замыслу самого режиссёра, не нужно ничего специального, чтобы забирать всё внимание зрителя, экран постоянно трещит от хэви-метал-саундтрека, написанного лидером группы Apocalyptica? И разве не это становится первым бросающимся в глаза обстоятельством несостоятельности «рассказчика»? Да, в фильме не ведутся патетичные разговоры о глобальном потеплении — в нём вообще не говорят, но этого оказывается мало. В кадрах «Акварели», в её музыке, даже в сценах, где ненадолго появляются люди, всегда присутствует та самая неприкрытая манипулятивность документалиста, решившего создать свой opus magnum не о человеке, но о природе. Правда, природе не нужно напоминать о её величии. Но в напоминании, созданном Косаковским для людей, всё время ловишь себя на фальшивости самого послания, которое так и не вступает с тобой в диалог. И это обиднее вдвойне, потому что именно Косаковский — непревзойдённый мастер такого диалога: вспомнить хотя бы его шедевр «Тише» о непрекращающейся стройке на петербургской улице Рубинштейна, говорящей многое, кажется, о самом мироздании.

В «Акварели» присутствие человека в кадре не складывается в полноценные истории — мы видим людей на шхуне во время шторма, и они с надрывом пытаются что-то предпринять, но мы не понимаем, к чему всё идет и закончится ли — потому что по сути самого Косаковского это мало интересует. Эти образы просто вброшены им в пучину океана и так и оставлены там, не докручены до подобающего конца. Безусловно, многие сцены «Акварели» сильны и воздействуют на уровне первобытного инстинктивного страха. Но всё остальное время Косаковский, увы, слишком заворожён тем, что он видит перед собой,и потому оказывается слишком ленив, чтобы поделиться режиссёрской мыслью со зрителем.

Читайте также
Рецензии «Джокер»: возвращение антигероя
Зинаида Пронченко о самой ажиотажной премьере 76-го Венецианского кинофестиваля и, похоже, главном фильме осени. В нелёгки...
Рецензии «К звёздам»: нелюбовь космических масштабов
Один из самых ожидаемых фильмов 76-го Венецианского кинофестиваля — «К звёздам» Джеймса Грэя с Брэдом Питтом в главной роли, да ещё и в роли продюсера. Сразу ...
Рецензии «Томмазо»: ода безудержному творцу
Новая картина Абеля Феррары «Томмазо» («Томас»), которую сам режиссёр представит на грядущем «Амфесте» в Москве и Санкт-Петербурге, детально ра...
Рецензии «Иванов»: лучший русский фильм непонятно какого года
Гордей Петрик рассказывает о любимом русском фильме всех отечественных синефилов, добравшемся до широкого экрана спустя полтора года после премьеры ...
Рецензии «Зеровилль»: Голливуд, я тебя люблю... я тебя тоже нет
Гордей Петрик о новом фильме Джеймса Франко, который все будут сравнивать с «Однажды... в Голливуде» Квентина Тарантино, а зря.Странного п...
Рецензии «Бунюэль в лабиринте черепах»: понятный язык сюрреализма
В ограниченном, но оттого еще более ценном прокате, анимационный байопик о Луисе Бунюле — одном из самых влиятельных и одновременно загадочных режиссёров ХХ в...
Также рекомендуем
После мировой премьеры на фестивале «Тёмные ночи» в Таллине компания Ten Letters выпустила в р...
Ксения Реутова рассказывает о втором полнометражном фильме ученика Сокурова — «Брате во всём» Александра Золотухина.
1 мая 2000 года в Лос-Анджелесе (Калифорния) состоялась американская премьера исторической ленты «Гладиатор» Ридли Скотт...
2 октября 2000 года в газете New York Observer выходит рецензия Эндрю Сарриса на новый фильм Ларса фон Триера. Жюри Канн...
Рецензии
Фильм «Сентенция» Дмитрия Рудакова: сохрани мои сны навсегда
После мировой премьеры на фестивале «Тёмные ночи» в Таллине ко...
Рецензии
«Брат во всём» Александра Золотухина: Небо. Самолёт. Юноши
Ксения Реутова рассказывает о втором полнометражном фильме ученика Сокурова — «Брате во всём» Александра Золотухина.
Рецензии
«Гладиатор» Ридли Скотта как эталон исторической драмы
1 мая 2000 года в Лос-Анджелесе (Калифорния) состоялась американская премьера истор...
Рецензии
Лучшие рецензии всех времён: Эндрю Саррис ругает «Танцующую в темноте»
2 октября 2000 года в газете New York Observer выходит рецензия Эндрю Сарриса на но...

Последние новости

Подборки Появились кадры из фильма «Розалина», переосмысляющего историю Ромео и Джульетты
Картина от сценаристов «500 дней лета» выйдет в октябре.
Новости Взрослую Ван в «Шершнях» сыграет Лорен Эмброуз из «Дома с прислугой»
Ожидается, что во втором сезоне будет раскрыта тема каннибализма.
Новости Любовь Мульменко начала съёмки фильма «Фрау» с Лизой Янковской
В картине также играет Вадик Королёв из группы OQJAV.
Новости Warner Bros. рассматривает возможность отмены выпуска фильма «Флэш»
Это один из трёх возможных сценариев, возникших на фоне скандалов с Эзрой Миллером....
Опрос Тест «Кто ты в мире футбола?»
Кто ты — тренер, футболист или хулиган?
Новости Соавтор «Остаться в живых» жалеет, что сериал не был короче
Дэймон Линделоф уверен, что истории хватило бы четырёх сезонов, чтобы быть рассказа...