Сапоги и цепи правоты: в прокате «Иван Денисович» Глеба Панфилова

Россия-1

Новая картина 87-летнего советского и российского режиссёра Глеба Панфилова «Иван Денисович» добралась до российского проката после мировой премьеры на фестивале в Локарно. Кинокритик Тимур Алиев — о том, как о и чём с сегодняшними современниками говорит монументальная экранизация одного из самых знаменитых произведений Александра Солженицына.

Рядовой Иван Денисович Шухов (Филипп Янковский) полон сил и энергии. Бравый боец Красной армии забирает с завода противотанковое орудие и отправляется вместе с ним бить проклятых немцев, подступающих к Москве. Правда, между заводом и фронтом отряду Шухова придётся принять участие в параде — проехать с оружием по Красной площади, откуда сразу к своим, в батальон. Скоропостижная битва крохотного отряда против гряды немецких танков заканчивается победой наших. Но праздновать рано, ибо поток фашистов не думает иссякать.

В неравной битве Шухов со товарищи терпит поражение: большая часть его отряда погибает, а его самого берут в плен. Герой Янковского переживает бесчеловечное испытание новоприбывших в лагерь пленных (их заставляют пройти по заминированной советскими войсками тропе, дабы освободить путь немецким военным) и бежит к своим. Правда, «своим» в СССР он быть уже перестал; пленный боец Красной армии для гэбистов, вероятнее всего, шпион. Без долгих разбирательств Шухова отправляют в один из лагерей ГУЛАГа, где он будет коротать долгий срок в 10 лет.

Трейлер фильма «Иван Денисович»

Работа над этим проектом длилась, кажется, целую вечность. Панфилов, пригласив на главную роль Филиппа Янковского, запустил проект с рабочим названием «Один день Ивана Денисовича» (так и назывался рассказ Солженицына, изданный впервые в 1962-м в журнале «Новый мир») ещё зимой 2017-го. У картины явно были проблемы с пиаром в период продакшна, поскольку увлекательных новостей, связанных с деталями съёмочного процесса, практически не было. Лента вроде как была готова к концу 2019-го, но грянул ковидный 2020-й, из-за чего премьеру «Ивана Денисовича» было решено отложить.

Интересно, что это не первое соприкосновение советского мэтра Панфилова с литературными работами Солженицына. В 2000-х режиссёр, например, снял сериал «В круге первом», основанный на одноимённом романе писателя, который посвящён его заключению в спецтюрьме МВД. Так что «Иван Денисович» — событие в карьере постановщика явно неслучайное, а глубоко продуманное и проработанное. О чём свидетельствует окружающее пространство, с первых минут погружающее в законы и порядки послевоенного мира.

Это кино, как сказали бы сегодня, режиссёра «старой школы». Главное в будничной истории Ивана Шухова — человека, несмотря на все терзания судьбы сохранившего веру в чудо, — не на поверхности, а гораздо глубже. В диалогах, наполненных риторикой послевоенного времени (позднее она останется в истории кино в основном благодаря «Тихому Дону» и «Ивану Бровкину»), улавливаются едва различимые полутона. Оно и понятно — большая часть событий происходит в лагере с «тяжёлым» контингентом. «У нас в основном политические, уголовников нет», — несколько раз упомянут надзиратели. В 50-е «политические», осуждённые по печально известной 58-й статье, опаснее убийц. Такой уклад жизни сохраняет режиссёр.

Россия-1

Россия-1

Помимо содержания, более-менее близкого к первоисточнику (Панфилов, судя по всему, работает с изначальным текстом с минимальными правками), «Иван Денисович» поражает и с точки зрения визуала. Над изображением лагерного быта, в котором пребывает заключённый Щ-854, заснеженных бескрайних пространств, уходящих за горизонт, и метафизических построек, олицетворяющих будущее советское величие, трудились Михаил Агранович и Михаил Хасая (да, у фильма два оператора-постановщика — редкость на сегодняшний день). Цепочка заключённых, что склонили головы и медленно двинулись вслед за одинокой фигурой бравого надзирателя, — одновременно и отсылка к знаменитой сцене из «Седьмой печати» Ингмара Бергмана, и будто взгляд в будущее, где в схожих условиях спустя десятилетия низкопрофильные рабочие, которым месяцами не выплачивают зарплату, пытаются сдать в срок космодром «Восточный».

Панфилов удивительным образом (как, в принципе, и Солженицын) представляет на суд зрителя потаённые закрома русского человека, раскрывая их с необычного ракурса. Шухов в исполнении Янковского — словно открытая книга; даже на волос от неминуемой гибели герой находит в себе силы верить, ждать и надеяться. Обязательно будет лучше, лишь бы дотянуть до свободы, скоротать день, ночь, а потом ещё день и ночь. В полуголодном припадке, пропитавшись народной мудростью, согревшись мечтами о завтрашнем дне, когда Шухов сможет обнять дочь, увидеть внука. И снова стать человеком, а не буквой с номером через дефис.

Местами фильму, к сожалению, не хватает пространства. Напыщенная театральность, искусно разыгранная Панфиловом в четырёх стенах лагерных бараков, нуждается в большем размахе, чем позволяет пространство кадра. Отчасти из-за этого «Иван Денисович» становится яркой, но всё-таки довольно локальной историей, которую трудно экстраполировать на другие страны и народы. История Ивана Денисовича тем не менее в полной мере обнажает боль и стенания русского народа, большая часть жизни которого прошла за забором с колючей проволокой. Впрочем, спустя годы забор остался, но стал дырявым. На месте и надзиратели, сменившие погоны и модель униформы. Русский человек по Панфилову — он как любовь в послании к Коринфянам: всё покрывает, всему верит, всему надеется, всё переносит. И никогда не перестаёт.



Читайте также
Рецензии «Холодный расчёт»: Пол Шредер снова играет в имитацию
Кадр из фильма «Холодный расчёт»/Focus Features 23 сентября в российский прокат выходит фильм Пола Шредера «Холодный расчёт» с Оскаром Айзеко...
Рецензии Фильм «Дюна»: конфликт формы и содержания
Warner Bros. PicturesСергей Сергиенко рассказывает о «Дюне» Дени Вильнёва — долгожданном блокбастере со звёздным составом, от которого даже начинает рябить в ...
Рецензии «Узники страны призраков»: дикий, дикий (к счастью) Кейдж
Кадр из фильма «Узники страны призраков»/RLJE FilmsНе все фильмы с Николасом Кейджем одинаково хороши, но Кейдж хорош везде. Наталья Серебрякова рассказывает ...
Рецензии Cвет мой, зеркальце, скажи: бодрый мета-док Билла Бенца о певице St. Vincent
IFC Films«Женщина, которая излучает тотальное сексуальное напряжение, в жизни — самый скучный человек на Земле», — в российском прокате картина «Мотель “Нигде...
Рецензии Какая разница, кто в доме хозяин: фильм «Злое» Джеймса Вана
Влад Шуравин разбирается, удалось ли режиссёру вернуться к истокам.
Рецензии Фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе»: и вокруг него тоже
До родного проката наконец-то добрался один из самых долгожданных отечественных фильмов года — «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова. Экранизация романа А...
Также рекомендуем
74-й международный фестиваль в Локарно проходил с 4 по 14 августа. В этом году в Швейцарии показали сразу четыре фильма ...
Сложный и замысловатый мир отечественных расследований.
Поговорили с шоураннером сериала Алексеем Ляпичевым, актёрами Филиппом Янковским, Марией Фоминой и Юлией Ауг.
Самая обсуждаемая премьера недели (ну, может быть, наравне с «1917») — новый фильм Греты Герви...
Подборки
Кудряшова, Панфилов, Зельдович и Останина: (замечательные) российские фильмы в программе фестиваля в Локарно 
74-й международный фестиваль в Локарно проходил с 4 по 14 августа. В этом году в Шв...
Спецпроект
Экранизируй это: «Смерть смотрит из сада» Инны Булгаковой (1997)
Сложный и замысловатый мир отечественных расследований.
Интервью
«Контейнер»: суррогатное материнство, социальные стереотипы и чёрный рынок матерей
Поговорили с шоураннером сериала Алексеем Ляпичевым, актёрами Филиппом Янковским, Марией Фоминой и Юлией Ауг.
Статьи
Трудности перевода: ещё один взгляд на «Маленьких женщин»
Самая обсуждаемая премьера недели (ну, может быть, наравне с «...

Последние новости

Новости Роман Майкла Манна «Схватка 2» возглавил список бестселлеров NYT
В книге развиваются события фильма «Схватка».
Новости На Netflix вышел бонусный эпизод сериала «Песочный человек»
В озвучке приняли участие Джеймс МакЭвой, Сандра О, Дэвид Теннант и Майкл Шин.
Новости Эмма Уотсон впервые попробует себя в режиссуре — для Prada
Звезда «Гарри Поттера» мечтала снимать кино с семи лет.
Новости Снятый Джейми Фоксом фильм «Звёздный уикенд» вряд ли выйдет скоро
«Всё всегда непросто, когда дело касается комедий».
Новости Вышел трейлер фильма «Без медведей» от отбывающего срок Джафара Панахи
Премьера состоится на Венецианском кинофестивале.
Новости В Великобритании сняли ремейк фильма Акиры Куросавы «Жить»
Главные роли исполнили Билл Найи и Эйми Лу Вуд из «Сексуального просвещения».
Новости Да воцарится огонь: опубликован финальный тизер сериала «Дом Дракона»
Амедиатека покажет первую серию уже 22 августа.
Новости В сети вышли новые кадры из сериала Майка Флэнегана «Клуб полуночников»
Это хоррор про смертельно больных подростков, которые любят страшные сказки.
Новости Никакой заливной рыбы: вышел трейлер голливудского ремейка «Иронии судьбы»
Режиссёр Марюс Вайсберг снял на первом плане Эмму Робертс и Томаса Манна.