Школьная мучительница: «Миссис Хайд» Сержа Бозона

Наталья Серебрякова посмотрела трагикомедию о школьной учительнице, ставшей монстром, в исполнении Изабель Юппер.


Мадам Жекиль живёт в тихом буржуазном пригороде Парижа. Её муж — домохозяин, готовящий изобретательные ужины. Она сама — тихая и закомплексованная преподавательница физики, на которую жалуются ученики: мадам Жекиль слишком увлечена теорией и не даёт заниматься практикой. Впрочем, ученики не только жалуются, но и конкретно срывают уроки. В классе двадцать юношей, преимущественно арабы и афрофранцузы, самый активный из них — инвалид Малик, девушек всего две, и те странные — произносят свои реплики одновременно. Вечерами мадам Жекиль отдыхает в лаборатории — проводит опыты «для себя». И вот однажды она получает разряд током. Жизнь меняется.

Серж Бозон экранизировал классический роман Роберта Льюиса Стивенсона «Доктор Джекилл и мистер Хайд» — фабула вполне узнаваема. Интересно, что идея перенести действие в современную Францию принадлежала жене Бозона — актрисе и сценаристке Аксель Ропер. Режиссёр позвал на главную роль Юппер (она снималась в его предыдущем фильме «Тип-топ»). Бозон, который сам когда-то преподавал и, по его словам, делал это ужасно, решил соорудить из мадам Жекиль жертву ученических издёвок и объект насмешек. Закономерно, что после удара током в Жекиль не только вселяется новая личность (мадам Хайд), но эта личность оказывается более успешной, смелой и реализованной. Вот только тело оказывается слишком горячим (нет, это не то, о чём вы подумали).


Есть мнение (его высказала венгерский режиссёр Марта Мессарош, работавшая с актрисой), что Юппер играет всегда одинаково. Невозможно не узнать эту прямую, полную достоинства осанку, невозмутимое лицо и удивленные брови. Однако Юппер даже с самым минимальным набором мимики, тембров голоса и движений удалось показать перерождение Жекиль. Обильно пуская в ход чёрный юмор, Бозон не гнушается откровенной мистики: его мадам Хайд сияющим лунатиком бродит по ночным улицам.

Интересна и роль Ромена Дюри, сыгравшего директора школы. Дюри выступает в необычном для себя амплуа щеголеватого заносчивого выскочки. Он носит галстук в тон рубашки, постоянно поправляет непослушную прядь волос. Есть ещё эпизод, в котором он буквально задирает ногу на забор, чтобы продемонстрировать новые туфли. Напрашивается вывод: в то время, когда из-за природной стеснительности учителя до старости терпят фиаско, молодые нарциссы становятся директорами, которых нисколько не заботит учебный процесс.


Кажется, Бозон нарисовал утрированный собирательный образ современной французской школы. Ранее в лоб на эту тему высказался его коллега Лоран Канте фильмом «Класс» (есть и американский аналог — «Учитель на замену» с Эдрианом Броуди). В отличие от коллег, Бозон не разыгрывает социальную драму и даже не ставит ребром иммигрантский вопрос: ведь у него арабский студент издевается над немолодой белой женщиной. (Ну и что? Потом они становятся друзьями.) Бозона интересует совсем другое — природа педагогики. Как может один человек научить чему-то другого. Как зажечь интерес к своему предмету. Как заставить себя слушать и уважать. В фильме есть момент, когда элегантный инспектор (Пьер Леон) приходит на урок к новой мадам Жекиль и один за другим выдает профессиональные комплименты. Наверное, каждый более-менее амбициозный человек в своей профессиональной деятельности хотел бы стать мадам Хайд, своеобразным непобедимым монстром, однако жертв при таком раскладе не избежать. Парадоксально, но более всего перерождение мадам Жекиль похоже на изменения, которые происходили с героиней Алисы Фрейндлих в «Служебном романе». Недаром Бозон в одном из интервью заметил, что хотел показать механизм раскрепощения женщины, в том числе сексуального. Однако финал истории Бозона трагикомичен: невежество торжествует, и придётся сжечь школу, чтобы тебя услышали.

Автор — Наталья Серебрякова
Поделиться
Читайте также
Рецензии «Лицо» Малгожаты Шумовской: нечего на зеркало пенять
В российском прокате — польский хит «Лицо» Малгожаты Шумовской: гран-при Берлинского кинофестиваля, остроумная критика католической церкви, обилие н...
Статьи Жозе Джованни: корсиканец, уголовник и гений
24 апреля 2004 года в одной из больниц Лозанны умер некто по имени Жозеф Дамиани. Мир знал его как Жозе Джованни, автора двадцати двух книг, сценариста тридца...
Рецензии «Неаполь под пеленой»: правда в глазах смотрящего
В Москве начинается 40-й Московский Международный фестиваль и открывается он новым фильмом итальянского режиссёра Ферзана Озпетека «Неаполь над пеленой»....
Статьи «Золотой мальчик Голливуда»: 100 лет назад родился Уильям Холден
17 апреля 1918 года родился Уильям Холден — человек с одним из самых узнаваемых лиц «Золотого Голливуда», любимый артист Билли Уайлдера («...
Статьи Вот оно какое, наше «Лето». Что мы увидим на Каннском кинофестивале
Зинаида Пронченко рассуждает о многих озадачившей программе 71-го Каннского кинофестиваля, озвученной сегодня первыми лицами главного киносмотра Европы. В ...
Рецензии Следи за собой: в прокате «Турецкое седло». Наконец-то
До широкого экрана добрался один из самых ярких фильмов прошлого Кинотавра, получивший на фестивале диплом Гильдии киноведов и кинокритико...
Статьи Время цыган: самое многочисленное этническое меньшинство не хочет быть просто кинофактурой


8 апреля — международный день цыган. Отличный повод вспомнить приключения этого замечательного и удивительного народа на киноэкране и&nb...
Статьи Люди и звери: венгерское кино вчера и сегодня
С 3 по 8 апреля в Москве проходит фестиваль венгерского кино CIFRA: хороший повод, чтобы кратко вспомнить историю венгерского кино, а...
Статьи Автор прав. Памяти Мартина Лютера Кинга
Ровно 50 лет назад в Мемфисе, штат Теннесcи, убили Мартина Лютера Кинга. Мы могли бы вспомнить, что этот скромный в жизни, но пр...
Статьи Азбука киномана: простые советы, как стать подготовленным зрителем
Как правильно выбрать фильм на выходные, поддержать разговор о кино и показать друзьям, что вы в нём разбираетесь?Советует Наталья Се...
Статьи «Будь я Богом, я бы не верил в себя». Сержу Генсбуру — 90
2 апреля 1928 года родился Люсьен Гинзбург. Весь мир знает его как Сержа Генсбура — режиссёра, актёра, музыканта, плейбоя, человека, изменившего поп...
Статьи Скованные одной сетью: как кинематографисты выясняют отношения в фейсбуке
Зинаида Пронченко высказывается о серии публичных склок режиссёров, кинокритиков и зрителей в социальных сетях.Фейсбук как зеркало русской стагнации/деградаци...
Также рекомендуем
Постскриптум к «Оскару»-2021: Ефим Гугнин о том, какой получилась премия в этом году 
А в интернете только и говорят, что о премии «Оскар». Титулованная МакДорманд, обделённый Нолан, победы маленьких фильмо...
«Кинотавр», день седьмой
Последний конкурсный день «Кинотавра» начался с трёх пресс-конференций. Правда, к беседе про «Город уснул» Ма...
Ожившие картины в фильме Тима Бёртона «Сонная Лощина»
Фильмы Тима Бёртона вот уже десятки лет затягивают зрителя в мир готического орнамента, мрачных героев и тёмных ...
«Розовое облако»: здесь так красиво, но я перестаю дышать
В российский прокат вышел фильм «Розовое облако» дебютантки Юли Жербази. Лента о том, как из-за опасных розовых облаков,...
Статьи
Постскриптум к «Оскару»-2021: Ефим Гугнин о том, какой получилась премия в этом году 
А в интернете только и говорят, что о премии «Оскар». Титулованная МакДорманд, обде...
Фестивали
«Кинотавр», день седьмой
Последний конкурсный день «Кинотавра» начался с трёх пресс-конференций. ...
Статьи
Ожившие картины в фильме Тима Бёртона «Сонная Лощина»
Фильмы Тима Бёртона вот уже десятки лет затягивают зрителя в мир готическог...
Рецензии
«Розовое облако»: здесь так красиво, но я перестаю дышать
В российский прокат вышел фильм «Розовое облако» дебютантки Юли Жербази. Лента о то...