Следи за собой: в прокате «Турецкое седло». Наконец-то

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

До широкого экрана добрался один из самых ярких фильмов прошлого Кинотавра, получивший на фестивале диплом Гильдии киноведов и кинокритиков и приз за лучшую музыку. В главной роли — удивительный артист Валерий Маслов (номинация на «Нику»), сыгравший неожиданного героя нашего времени — пожилого чекиста в отставке. По просьбе Кино ТВ о фильме рассказывает Анастасия Сенченко.

Всё началось с того, что Юсуп Разыков «влюбился в артиста». Артиста звали (и зовут) Валерий Маслов, и прежде он появлялся на экране лишь на вторых ролях в третьесортных сериалах. У Маслова завораживающий взгляд и удивительное лицо. В «Турецком седле» его Ильич, сотрудник КГБ, пришелец из прошлого, обладатель казалось бы утраченной (на самом деле нет) профессии, чувствует себя органично только в декорациях своей настолько же несовременной квартиры.

Он давно на пенсии, подрабатывает охранником, но продолжает следить за незнакомцами. Сам он называет это «присматривать» и действительно держится всегда на расстоянии, не вмешивается в ход вещей. Жизнь меняется, когда в его доме селится молодая семья оперных певцов. Ильич влюбляется в голос, звучащий этажом выше. Бесцельная слежка становится направленной, а вскоре и принципиальный отказ от участия в чужой жизни даёт сбой.


«Турецкое седло» — фильм-наблюдение за течением жизни, со всей её вещественностью и наличностью. А она, как и одноимённый диагноз (слабость диафрагмы головного мозга), понятна в каждый отдельный момент, но непредсказуема в развитии. В изображении сквозит заворожённость каждодневными ритуалами с их умиротворяющей ритмичностью. Стоит герою хоть на секунду отвлечься от своих обязательных опорных точек (будильник, зарядка на балконе, варка яиц, зубной порошок), как в его жизнь тут же просачивается всё, что он, следуя им, проглядел.

Слежка Ильича, такая, какой она представлена вначале, пугает своей явной механичностью, памятью рефлекса, а не сознания. Само по себе внешнее наблюдение во времена фейсбука теряет всякий практический смысл, кроме настаивания на физическом присутствии. Слоган картины «Я у вас за спиной — мы вместе». Молчаливый наблюдатель всегда в выгодной позиции. Не вступая в диалог с внешним миром, ему легко представить, что мир ровно то, что он видит. Будто не существует никакого другого взгляда. При отсутствии диалога, в эпоху молчаливого наблюдения для понимания процесса места совсем не осталось — лишь для интерпретации.

И Ильич интерпретирует, достраивает сюжет для тех, за кем присматривает, когда теряет их из виду. В фильме это представлено чёрно-белыми вставками, указывающими зрителю, что герой упустил объект. В первой сцене он оставляет преследуемых у арки во двор, предполагая дальнейшее, во второй он буквально сталкивается с ними в дверях ведомственной больницы и успевает уловить начало их диалога с врачом, в третьей Ильич уже полноценный участник действия, внутри собственной фантазии. Всё потому, что он обнаружен и уже не может извлечь себя из сюжета. В этот момент зритель остаётся единственным наблюдателем.


Ильича пугает то, чего он не может предсказать. Там, где сюжет может быть достроен без его «присмотра», наблюдение лишается санкционированного продолжения. Перестаёт быть механическим и становится опасным. Если предположить, что наблюдатель не ты, значит, случиться может всё, что угодно. Поэтому героя так пугает течение его болезни, за которой присматривает кто-то другой.

Финальная история, которая услужливо искривляется под наблюдателя, заменяя убийство на самоубийство, — эта та точка, в которой для него наконец расходятся удобный вымысел и неудобная истина. И этот новый опасный поворот в сторону сопричастности сталкивает героя лицом к лицу с его ошибкой.

«Турецкое седло» — фильм, цепляющий своей актуальностью вопреки. Его жутковатая очарованность рефреном бытовых дел, рутинностью «смерти за работой» только сильнее оттеняет бессмысленность наблюдения как способа отвлечься от жизни. А нелепое беззастенчивое преследование, возникшее откуда-то из неведомого прошлого, слишком похоже на повсеместный интерес к жизни в прямом эфире. Мы все — сотрудники несуществующих спецслужб.

Читайте также
«Не в себе» — ни тебе. Новый Содерберг в кино
После премьеры на Берлинском кинофестивале до российских экранов доехал новый фильм Стивена Содерберга «Не в себе», снятый за десять...
Они убили мечту. Почему сериал «Убийство Джанни Версаче» — это очень важно
Закончился второй сезон антологии «Американская история преступлений» — сериал «Убийство Джанни Версаче» производства Fox Extended, психологическая драма...
«Тебя никогда здесь не было». Рецензия
В российском прокате один из лучших фильмов года, причём из-за затянувшегося пути до нас — как прошлого, так и нынешнего. Экзистенциальный триллер шотландског...
«Проект Флорида»: Мы, аутсайдеры
В российский прокат вышел один из самых интересных инди-фильмов прошлого года — «Проект Флорида» Шона Бэйкера. Он участвовал в каннск...
На дне: в прокате — «Погружение» Вима Вендерса
До российских экранов добрался новый фильм немецкого классика Вима Вендерса – режиссера «Неба над Берлином», «Алисы в городах» и «Положения вещей». «Погружени...
«Моего брата зовут Роберт, и он идиот» — самый яркий фильм Берлинале остался без наград
Том Тыквер и сотоварищи раздали призы Берлинского кинофестиваля, проигнорировав почти все самые яркие и провокационные фильмы. Самый яркий и самый провокацион...
Также рекомендуем
В российский прокат выходит «Бык» Бориса Акопова — кажется, самый противоречивый русский фильм года...
В российский прокат наконец-то выходит громкий дебют Александра Золотухина «Мальчик русский». Это очередной полный метр...
В российский прокат выходит «Бык» Бориса Акопова — кажется, самый противоречивый русский фильм года...
В российский прокат наконец-то выходит громкий дебют Александра Золотухина «Мальчик русский». Это очередной полный метр...

Последние новости

«Годзилла и Конг: Новая империя» нацелился на уверенный старт в прокате
Блокбастер метит на 135 миллионов долларов в первые выходные.
Баки и Асура столкнутся в аниме-кроссовере для Netflix
Два культовых персонажа сразятся друг с другом.
Что смотреть в кино с 28 марта: от «Материнского инстинкта» до «Ненормального»
Новинка с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн в главных ролях, перевыпуск сатиры Романа...
Сюжет третьего сезона «Эйфории» сделает скачок во времени
События сериала перетекут из школьной жизни во взрослую.
Съёмки «Бэтмена 2» начнутся следующей весной
Об этом заявил инсайдер Джефф Снайдер.
00:00