«Социальная дилемма» Netflix: «Если вы не платили за товар, то вы и есть товар»

На платформе Netflix вышла документальная лента «Социальная дилемма», премьера которой состоялась в январе на международном фестивале «Сандэнс». Если вкратце: фильм рассказывает о том, как социальные сети и корпорации манипулируют пользователями и моделируют поведенческие привычки потребителей. Будто бы ничего нового, но можно лишний раз задуматься над тем, чтобы снести свои аккаунты от греха подальше (конечно, нет).

Лента Джеффа Орловски больше похожа на исповедь. Башковитые ребята из Google, Twitter, Pinterest, Instagram, Facebook садятся перед камерой, будто чтобы подпеть песне Linkin Park «What Have I Done». Ну и что же вы, ребята, натворили? Дизайнеры, разработчики, программисты, топ-менеджеры Кремниевой долины признаются по большому счёту в том, как писали коды, разрабатывали алгоритмы, которые позволяли (позволяют) моделировать, исправлять поведение и направлять пользователя социальной сети в нужное именно корпорации русло. Условно, постепенно «убеждали» нас купить или выбрать товар, за рекламу которого заплатил заказчик. «Если вы не платили за товар, то вы и есть товар». В XXI веке самый ходовой капитал — внимание пользователя, чтобы завладеть этой эфемерной единицей товарно-денежных отношений, крупные корпорации готовы на всякого рода ухищрения. И речь не только о заигрывании с визуальными элементами (всплывающие окна, уведомления, смайлики), но и о доступе к вашему личному времени, данным, кликам. На какой картинке вы зависли чуть дольше? Какой сайт закинули в закладки? Какую публикацию переслали близкому контакту? Ещё несколько таких «вёдер», и «золотой ключик» капитализма в кармане (но не у вас).

Вообще в принципе идея-то не нова, все мы привыкли, что живём в так называемый век добровольной «прозрачности» (простите за это слово). На виду и на слуху огромное количество личных данных, информация хранится в облаке, постоянные посты, переписки, лайки, сообщения мечутся от девайса к девайсу, оставляя след, протоптанную дорожку из жёлтого кирпича, по которой уверенным шагом идут частные компании, производители товаров. Добро пожаловать! И довольно забавно наблюдать за тем, как «творцы» прогресса сидят перед камерой и сокрушаются о содеянном, предупреждают об опасности, бьют тревогу, грозят пальцем и признаются в собственной зависимости от социальных сетей. Спасибо, но в чём суть?

К чему все эти сентенции, фантазийное моделирование жизни одной семьи, на примере которой зрителям демонстрируют, как корпорации борются за внимание и повиновение пользователя? Вот перед нами сидит Джарон Ланье, дредастый автор книги «10 аргументов в пользу того, чтобы удалить свои аккаунты в социальных сетях прямо сейчас», адепт новой истины, рассуждает о том, что у алгоритмов есть свои планы на нашу свободу (выбора), а самое верное решение — удалить чёртовы социальные сети, скрыться, пользоваться голубиной почтой, азбукой Морзе, телепатией. Топовые работники всем известных корпораций тоже советуют держаться подальше от вселенского зла интернета, но вот интересно, какой процент людей, посмотрев эту картину, реально решились «выйти из игры» (как дела, Нео)? Удивительно, конечно, что стриминговая платформа снимает фильм, цель которого… что? А есть вообще цель? И нужна ли документальной ленте интенция, или фиксация действительности — самоцель?

Этические опасения стали основой «откровенного» разговора тех самых ребят, которые сами же эти проблемы и создали, по крайней мере, они считают, что приложили к этому руку. Разрушительное воздействие социальных сетей под конец фильма, кстати, будто бы отходит на второй план. Потому что главная проблема — не ваши посты в Facebook. Главная проблема и причина — вы! А сети лишь вскрывают все ваши слабости, предрасположенность к зависимости, подчиняют, потому что вы слабы и наивны. Так что не так страшен чёрт, как его малюют.

Где-то можно прочитать, что авторы исследуют бизнес-модель, паразитирующую силу капитализма, разрушающую и без того хрупкие психологические настройки человека. В заголовках подобных статей разве что не хватает слова «шокирующий». Так а что должно нас шокировать? Кажется, что с осознанием того, что big brother is watching, мы живём с (впишите нужный год, с момента первой регистрации в сети, читай первого отпечатка в Интернете). Netflix, конечно, фантастическим образом умеет нагнать жути, а по итогу просто сделать шаг в сторону и с умилением наблюдать, как растёт количество просмотров их продукта на платформе. И на финальных титрах задаёшься вопросом, а зачем, собственно, я это посмотрел? А компания и сама не знает, можем виртуально пожать друг другу руки, попрощаться с потраченным временем, поставить лайк этому фильму и нажать share, ведь каждый должен знать, как капитализм обманывает его прямо сейчас!


Автор — Ярославна Фролова
Поделиться
Читайте также
Рецензии Фильм «Ундина»: глубокие чувства
В российский прокат выходит картина Кристиана Петцольда «Ундина». История одной любви, балансирующая между «магическим реализмом» и мелодрамой. Андр...
Рецензии Премьера хоррора «Гнездо»: ужас перелётных птиц
Второй фильм молодого канадца Шона Дуркина, как и его прославленный дебют «Марта, Марси Мэй, Марлен», был впервые показан на фестивале «Сандэнс». 24...
Рецензии Лучшие рецензии всех времён: Роджер Эберт ругает «Общество мёртвых поэтов» 
9 июня 1989 года вышла рецензия Роджера Эберта на фильм «Общество мёртвых поэтов». Кинокритик обвиняет картину в неискренности, банальности, ограниченности, а...
Рецензии Картина «Никогда, редко, иногда, всегда»: верный ответ подчеркнуть
Новая работа одной из звёзд американского независимого кино Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда» сначала получила спецприз жюри на фестива...
Рецензии Вечно нежный возраст: премьера сериала Луки Гуаданьино «Мы те, кто мы есть» 
На сервисе more.tv премьера сериала Луки Гуаданьино «Мы те, кто мы есть». Солнце, лето, школы нету, в центре сюжета подростки, место дейст...
Рецензии Тихий ад: в прокате картина «Ассистентка» Китти Грин
Дебютный игровой фильм австралийки Китти Грин, успевший побывать и на «Сандэнсе», и на Берлинале, наконец добрался до российского про...
Рецензии «Мулан»: одна из лучших игровых адаптаций Disney со своими недостатками
После долгой вереницы отсрочек игровая адаптация анимационной ленты «Мулан» 1998 года выходит на сервисе Disney+, а в России — на экр...
Рецензии «Штат москитов»: финансовый брокер отдаёт себя на съедение комарам
Продолжаем читать иностранных коллег. В этот раз снова материал-весточка из Венеции. Даша Видре перевела статью о польском хорроре «Штат москитов». Метафоры, ...
Рецензии Фильм «Думаю, как всё закончить»: история искусств и расходящиеся миры
4 сентября на Netflix вышла новая работа сценариста и режиссёра Чарли Кауфмана — «Думаю, как всё закончить». Максим Ершов пытается без отк...
Рецензии «Мейнстрим»: Эндрю Гарфилд в сатирическом фильме Джиа Копполы
В разгаре Венецианский кинофестиваль. Российские критики уже приметили для себя фильмы, которые неплохо было бы видеть в российском прокате. Мы же решили узна...
Рецензии Книга доводов: Зинаида Пронченко о фильме (уравнении) Кристофера Нолана
До проката новый фильм Кристофера Нолана ещё доберётся, но у зрителей есть возможность уже сейчас изучить вереницу статей кинокритиков о к...
Рецензии Фильм «Тесла» с Итаном Хоуком: шоковая терапия
27 августа до российских кинотеатров доберутся разряды переменного тока. В прокат выходит «Тесла» — неординарный байопик о гениальном...
Также рекомендуем
Без убийства в экспрессе: «Поезд на Париж» Клинта Иствуда
Зинаида Пронченко – о новом фильме Клинта Иствуда, экранной интерпретации подвига пассажиров поезда Амстердам – Париж, с...
Бабуля кураж и её дети: в прокате «Код „Красный“»
В российский прокат выходит очередной англоязычный фильм о похождениях русских шпионов, только на с...
«Уроки фарси»: Илья Стюарт и Влад Опельянц про Холокост в кино, европейских актёров и роль оператора
Драма Вадима Перельмана «Уроки фарси» вышла в российский прокат 8 апреля. В ней рас...
«Бескрайняя ночь»: ночь радио и (не)близкие контакты третьей степени
На Amazon Prime вышел фильм «Бескрайняя ночь», очень не хочется, чтобы вы пропустили эту удивительную рет...
Рецензии
Без убийства в экспрессе: «Поезд на Париж» Клинта Иствуда
Зинаида Пронченко – о новом фильме Клинта Иствуда, экранной интерпретации подвига п...
Рецензии
Бабуля кураж и её дети: в прокате «Код „Красный“»
В российский прокат выходит очередной англоязычный фильм о похожден...
Интервью
«Уроки фарси»: Илья Стюарт и Влад Опельянц про Холокост в кино, европейских актёров и роль оператора
Драма Вадима Перельмана «Уроки фарси» вышла в ...
Рецензии
«Бескрайняя ночь»: ночь радио и (не)близкие контакты третьей степени
На Amazon Prime вышел фильм «Бескрайняя ночь», очень не хочется, чтобы вы...