«Социальная дилемма» Netflix: «Если вы не платили за товар, то вы и есть товар»

На платформе Netflix вышла документальная лента «Социальная дилемма», премьера которой состоялась в январе на международном фестивале «Сандэнс». Если вкратце: фильм рассказывает о том, как социальные сети и корпорации манипулируют пользователями и моделируют поведенческие привычки потребителей. Будто бы ничего нового, но можно лишний раз задуматься над тем, чтобы снести свои аккаунты от греха подальше (конечно, нет).

Лента Джеффа Орловски больше похожа на исповедь. Башковитые ребята из Google, Twitter, Pinterest, Instagram*, Facebook садятся перед камерой, будто чтобы подпеть песне Linkin Park «What Have I Done». Ну и что же вы, ребята, натворили? Дизайнеры, разработчики, программисты, топ-менеджеры Кремниевой долины признаются по большому счёту в том, как писали коды, разрабатывали алгоритмы, которые позволяли (позволяют) моделировать, исправлять поведение и направлять пользователя социальной сети в нужное именно корпорации русло. Условно, постепенно «убеждали» нас купить или выбрать товар, за рекламу которого заплатил заказчик. «Если вы не платили за товар, то вы и есть товар». В XXI веке самый ходовой капитал — внимание пользователя, чтобы завладеть этой эфемерной единицей товарно-денежных отношений, крупные корпорации готовы на всякого рода ухищрения. И речь не только о заигрывании с визуальными элементами (всплывающие окна, уведомления, смайлики), но и о доступе к вашему личному времени, данным, кликам. На какой картинке вы зависли чуть дольше? Какой сайт закинули в закладки? Какую публикацию переслали близкому контакту? Ещё несколько таких «вёдер», и «золотой ключик» капитализма в кармане (но не у вас).

социальная дилемма

Вообще в принципе идея-то не нова, все мы привыкли, что живём в так называемый век добровольной «прозрачности» (простите за это слово). На виду и на слуху огромное количество личных данных, информация хранится в облаке, постоянные посты, переписки, лайки, сообщения мечутся от девайса к девайсу, оставляя след, протоптанную дорожку из жёлтого кирпича, по которой уверенным шагом идут частные компании, производители товаров. Добро пожаловать! И довольно забавно наблюдать за тем, как «творцы» прогресса сидят перед камерой и сокрушаются о содеянном, предупреждают об опасности, бьют тревогу, грозят пальцем и признаются в собственной зависимости от социальных сетей. Спасибо, но в чём суть?

К чему все эти сентенции, фантазийное моделирование жизни одной семьи, на примере которой зрителям демонстрируют, как корпорации борются за внимание и повиновение пользователя? Вот перед нами сидит Джарон Ланье, дредастый автор книги «10 аргументов в пользу того, чтобы удалить свои аккаунты в социальных сетях прямо сейчас», адепт новой истины, рассуждает о том, что у алгоритмов есть свои планы на нашу свободу (выбора), а самое верное решение — удалить чёртовы социальные сети, скрыться, пользоваться голубиной почтой, азбукой Морзе, телепатией. Топовые работники всем известных корпораций тоже советуют держаться подальше от вселенского зла интернета, но вот интересно, какой процент людей, посмотрев эту картину, реально решились «выйти из игры» (как дела, Нео)? Удивительно, конечно, что стриминговая платформа снимает фильм, цель которого… что? А есть вообще цель? И нужна ли документальной ленте интенция, или фиксация действительности — самоцель?

социальная дилемма

Этические опасения стали основой «откровенного» разговора тех самых ребят, которые сами же эти проблемы и создали, по крайней мере, они считают, что приложили к этому руку. Разрушительное воздействие социальных сетей под конец фильма, кстати, будто бы отходит на второй план. Потому что главная проблема — не ваши посты в Facebook. Главная проблема и причина — вы! А сети лишь вскрывают все ваши слабости, предрасположенность к зависимости, подчиняют, потому что вы слабы и наивны. Так что не так страшен чёрт, как его малюют.

Где-то можно прочитать, что авторы исследуют бизнес-модель, паразитирующую силу капитализма, разрушающую и без того хрупкие психологические настройки человека. В заголовках подобных статей разве что не хватает слова «шокирующий». Так а что должно нас шокировать? Кажется, что с осознанием того, что big brother is watching, мы живём с (впишите нужный год, с момента первой регистрации в сети, читай первого отпечатка в Интернете). Netflix, конечно, фантастическим образом умеет нагнать жути, а по итогу просто сделать шаг в сторону и с умилением наблюдать, как растёт количество просмотров их продукта на платформе. И на финальных титрах задаёшься вопросом, а зачем, собственно, я это посмотрел? А компания и сама не знает, можем виртуально пожать друг другу руки, попрощаться с потраченным временем, поставить лайк этому фильму и нажать share, ведь каждый должен знать, как капитализм обманывает его прямо сейчас!

*Instagram запрещён на территории РФ


Читайте также
Рецензии Фильм «Ундина»: глубокие чувства
В российский прокат выходит картина Кристиана Петцольда «Ундина». История одной любви, балансирующая между «магическим реализмом» и мелодрамой. Андр...
Рецензии Премьера хоррора «Гнездо»: ужас перелётных птиц
Второй фильм молодого канадца Шона Дуркина, как и его прославленный дебют «Марта, Марси Мэй, Марлен», был впервые показан на фестивале «Сандэнс». 24...
Рецензии Лучшие рецензии всех времён: Роджер Эберт ругает «Общество мёртвых поэтов» 
9 июня 1989 года вышла рецензия Роджера Эберта на фильм «Общество мёртвых поэтов». Кинокритик обвиняет картину в неискренности, банальности, ограниченности, а...
Рецензии Картина «Никогда, редко, иногда, всегда»: верный ответ подчеркнуть
Новая работа одной из звёзд американского независимого кино Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда» сначала получила спецприз жюри на фестива...
Рецензии Вечно нежный возраст: премьера сериала Луки Гуаданьино «Мы те, кто мы есть» 
На сервисе more.tv премьера сериала Луки Гуаданьино «Мы те, кто мы есть». Солнце, лето, школы нету, в центре сюжета подростки, место дейст...
Рецензии Тихий ад: в прокате картина «Ассистентка» Китти Грин
Дебютный игровой фильм австралийки Китти Грин, успевший побывать и на «Сандэнсе», и на Берлинале, наконец добрался до российского про...
Также рекомендуем
Лето традиционно считается на ТВ периодом затишья: ударные премьеры телеканалы обычно приберегают на осень, а в этом год...
Кадр из фильма «Мексиканская полиция»/NetflixСоня Бессонова в условиях очередного локдауна советует обратить внимание на...
Тимур Алиева докладывает, из каких картин можно узнать о творчестве кинематографистов.
Netflix расширяет географию: летом на стриминговой платформе вышло сразу три примечательных произведения, с...
Подборки
Сериалы карантинного лета: выбор Татьяны Алёшичевой
Лето традиционно считается на ТВ периодом затишья: ударные премьеры телеканалы обыч...
Подборки
Главные новинки стриминг-сервисов, которые можно посмотреть в ноябре
Кадр из фильма «Мексиканская полиция»/NetflixСоня Бессонова в условиях очередного л...
Подборки
5 документальных фильмов о кинорежиссёрах: Тарантино, Линч
Тимур Алиева докладывает, из каких картин можно узнать о творчестве кинематографистов.
Статьи
Дни Польши на Netflix: «стокгольмский синдром» и эротика, казнь «грешников», смерть в детском лагере у озера
Netflix расширяет географию: летом на стриминговой платформе вышло сра...

Последние новости

Новости Братья Руссо считают, что Крис Эванс мог бы сыграть Росомаху
«Эванс обладает невероятным актёрским диапазоном и великолепной физической силой, и...
Новости Джордан Пил беспокоился о судьбе кино, когда создавал хоррор «Нет»
«Я нацелился на великую американскую историю об НЛО».
Новости Братья Даффер обещают неожиданный спин-офф «Очень странных дел»
Режиссёры говорят, что удивятся даже в  Netflix.
Новости Фильм Пабло Ларраина «Граф» об Аугусто Пиночете выйдет на Netflix
Это чёрная комедия, в которой диктатор представлен вампиром.
Новости Дневники Алана Рикмана увидят свет в октябре
Актёр писал их более двадцати лет.
Новости Зои Кравиц начала съёмки своего режиссёрского дебюта Pussy Island
В триллере снимаются Ченнинг Татум, Саймон Рекс и сама Кравиц.
Новости Warner Bros. выпустили синопсис приквела «Безумного Макса» про Фуриосу
Судя по всему, в фильме появится молодой Несмертный Джо.